ПРОГРАММА КРУЖКА
«С чего начинается Родина?»
(Патриотическое воспитание)
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ № 6 «ПЧЕЛКА»
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Руководитель:
Котова Наталья Михайловна
Ермолино 2016 г.
Дата проведения: понедельник/вторник, среда/четверг
Время проведения: вторая половина дня
Продолжительность занятий:– 30 минут
Количество детей: 10
Пояснительная записка
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель разработки
- формирование социально-активной личности;
- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
Основные задачи и разделы
раздел | задачи |
Россия - наш общий дом | Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны. |
Родной край | Расширять знания детей об истории города; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. |
Приобщение к истокам | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
Мой дом – моя семья | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. |
Защитники Отечества | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «Сфера», 2004
2. Головин Н. Моя первая русская история. – М., 1993;
3. Кончаловская Н. Наша Древняя столица. – М.: Воениздат, 1996;
4. Мельников М.Н.Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
5. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру./Козлова С.А. - М.:ЛИНКА ПРЕСС, 2000 г.;
6. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
7. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
8. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
9. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
10. Осетров Е. Живая Русь. – М.: Просвещение, 1985;
11. Пигилова Т.А. Народная культура Избранное из книг и лекций.- М.: 1997;
12. Практическое пособие./ Баранникова О.Н. – М.: АРКТИ, 2007 г.;
13. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ «Сфера»,2005
14. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е. Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
15. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.
16. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
План кружка по патриотическому воспитанию
детей подготовительной группы «С чего начинается Родина»
М е с я ц | Р а з д е л | № | ООД, беседы, продуктивная деятельность, чтение литературы | Цель: |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Россия - наш общий дом | 1. | «Россия – Родина моя!» Чтение стихотворения Н. Забилы «Наша Родина» "Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек) | Цель: Закреплять знания детей о родной стране; воспитывать у детей любовь к своей Родине |
2. | «Россия на карте мира» | Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Ознакомление детей с такими понятиями, как “Россия”, “Родина”, “Отечество”; | ||
3. | «Россия» - коллективная аппликация | Цель: Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | ||
4. | «Государственные символы России» «Флаг РФ» | Цель: Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; президенте РФ; формировать уважительное отношение к государственным символам и лидеру государства, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. Учить детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом, при помощи обрывной аппликации. Воспитывать аккуратность в работе. | ||
5. | «Флаг РФ» -обрывная аппликация | |||
6. | «Государственные символы России» «Герб РФ» | |||
7. | «Герб РФ» - раскраски с герба РФ | |||
8. | Государственные символы России» «Гимн РФ» | |||
О К Т Я Б Р Ь | 9. | «Президент РФ» | ||
10. | «Красота русской природы» - коллективная аппликация | |||
11. | «Неофициальные символы России» | Цель: Познакомить детей с неофициальными символами России. | ||
12. | «Люблю березку русскую» | Цель: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. | ||
13. | «Белая береза» - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина Рекомендации для родителей "Березкины слезки" | |||
14. | Музыкальное развитие: "В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой) "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия) "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко) | |||
15. | «Наша добрая матрешка» | Цель: Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России | ||
16. | Аппликация «Наряди матрешку» | Цель: Закреплять знания детей о виде народно-прикладного искусства –матрешке; | ||
Н О Я Б Р Ь | 17. | Составление коллективного коллажа «Неофициальные символы России» | Цель: Закрепить знания детей о неофициальных символах России через продуктивную деятельность. | |
18. | «Москва – столица нашей Родины» - презентация | Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения. | ||
19. | «Красная площадь» | Цель: Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах | ||
20. | «Кремль» - аппликация | Цель: Закреплять умение выполнять работу в определённой последовательности, развивать чувство композиции | ||
21. | «Спасская башня» - 3D пазл, рисование | Цель: Развивать чувство композиции при рисовании Спасской башни. | ||
22. | Стихотворения о Родине – составление картотеки | Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. | ||
Родной край | 23. | «Ермолино – наша малая Родина» - презентация | Цель: Уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства; закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. | |
24. | «Символика города Ермолино» | |||
25. | «Любимые места» - рисование | |||
Д Е К А Б Р Ь | 26. | «Мой дом, моя улица» | ||
27. | Экскурсия по городу | |||
28. | «Знаменитые жители г. Ермолино» | |||
29. | Оформление альбома «Любимый город» | |||
30. | «Калужская область на карте, символика области» | Цель: Уточнить представление детей о родном крае, закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства | ||
31. | «Боровский район» - составление альбома | Цель: Уточнить представление детей о родном крае; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства | ||
Приобщение к истокам | 32. | «Как живут в деревне» рассматривание иллюстраций с изображением деревни. | Цель: Закрепить представления детей о жизни в деревне | |
33. | «Кто такие славяне?» Чтение стихотворения «Словяне» (Н.Тубцова) | Цель: Развивать историческую память, представления о доброте и красоте; формировать культуру чувств и интерес к древним корням | ||
34. | «Откуда пошла земля русская» презентация | Цель: Дать первоначальные знания о русских городах Киеве, Новгороде; о работе, отдыхе славян; вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам | ||
Я Н В А Р Ь | 35. | «Традиции и быт русского народа» | ||
36. | «Народные игры» «Ручеек», «Гори, гори ясно» | Цель: Познакомить детей с народными играми | ||
37. | «Традиции русского народа» Народные праздники (Святки, Новый год, Рождество); Развлечение «Знакомство с колядками» | Цель: Формировать уважение к традициям русского народа | ||
38. | ООД «Отражение русских традиций в русском костюме» - презентация | Цель: Формировать уважение к традициям русского народа, к человеку – труженику. Поддерживать интерес к национальной одежде. Уточнить детали одежды, их функциональное назначение и преобразование. | ||
39. | «Национальный костюм» | |||
40. | «Как шили одежду» | |||
41. | «Национальный костюм» рисование | |||
42. | Беседа «Как строили избу» презентация | Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка, украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни. | ||
43. | «Русская изба» аппликация | |||
Ф Е В Р А Л Ь | 44. | «Забавы вокруг печки» | Цель: Продолжать знакомить с бытом русского народа, с печью – главной частью избы | |
45. | Рисование «Русская печь» | Цель Развивать эстетический вкус. Учить детей рисовать русскую печь. Воспитывать уважение к древним мастерам-печникам. | ||
46. | «Традиции русского народа» Народные праздники (Масленица) | Цель: Формировать уважение к традициям русского народа | ||
47. | ООД «Как выращивали хлеб» «Хлеб – всему голова». Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Использование пословиц, поговорок о труде, хлебе. | Цель: Познакомить детей с историей, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу | ||
48. | Развлечение «Научи меня играть» (русские - народные инструменты) | Цель: Поддерживать интерес к национальным инструментам. | ||
М А Р Т | Моя семья | 49. | «Моя семья» Рассказы детей о членах своей семьи. Выставка семейных фотографий. Чтение рассказа Гамазкова «Волшебная семья». | Цель: Расширять представление детей о семье. |
50. | Беседа с детьми о мамах. Пение песен, чтение стихов о маме. Рисование «Мамочка» | Цель: Воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. Воспитывать уважение к женскому полу. | ||
51. | Беседа «Что такое генеалогическое дерево» | Цель: Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. | ||
52. | Беседа «Вместе мы любим - …..» | Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев. Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира. | ||
Приобщение к истокам | 53. | Знакомство с народным фольклором (пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки); Прослушивание аудиокассет (русский народный фольклор) | Цель: Расширить представления детей о русском народном фольклоре. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно - речевые навыки детей при чтение. | |
54. | Беседа «Как прекрасны наши сказки». | Цель: Расширить представления детей о видах сказочного жанра; -Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок | ||
55. | «Посиделки» - русская комната с печью; - рассказ о занятиях людей в старину; - рассматривание избы; - хоровод «На горе то калина»; - разгадывание загадок о предметах быта | Цель: Воспитывать интерес к народному быту; Формировать образную речь, употреблять пословицы, поговорки | ||
56. | ООД «Русские народные игрушки» (деревянные и глиняные) - презентация | Цель: Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. Развитие духовных ценностей, которые проявляются на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций. Учить детей применять полученные знания непосредственно в той или иной деятельности (художественное творчество, социально –личностные отношения, игровая деятельность). Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Познакомить детей с произведениями русского народного творчества Городецких мастеров. Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством «гжель». Учить соотносить реальные и сказочные образы. | ||
А П Р Е Л Ь | 57. | Рисование «Игрушка» | ||
58. | Беседа на тему: «Знакомство с русским узором». | |||
59. | Работа в художественной мастерской: - городецкая роспись | |||
60. | Работа в художественной мастерской: - хохломская роспись; | |||
61. | Работа в художественной мастерской: - гжель; | |||
62. | Работа в художественной мастерской: - жестовская роспись | |||
Защитники Отечества | 63. | «Богатырская Русь» Рассматривание картины «Богарыри»; - чтение стихотворений о богатырях русских (Е. Санин); - беседа по прочитанному; - рисунки детей «Свой богатырь» (рассматривание работ) | Цель: Закрепить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси | |
64. | «Защитники земли русской» | Цель: Познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. | ||
М А Й | 65. | Беседа «Что такое героизм?» Просмотр мультфильма «Подвиг молодого солдата» | Цель: Воспитание патриотизма. | |
66. | «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. | ||
67. | «День Победы» Просмотр видео фильма «Парад победы 1945г» | Цель: Формирование представлений о событиях ВОВ; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину | ||
68. | Беседа: «По дорогам войны» Просмотр презентации «Города герои» | Цель: Формирование представлений о событиях ВОВ, об основных сражениях | ||
69. | Беседа: «Детство, растоптанное войной» | Цель: Расширять представления детей о событиях ВОВ, о детях героях | ||
70. | «Оружие военных лет». | Цель: Закреплять знания о боевом оружие, прошлых лет. | ||
71. | Оформление альбомов «Все о ВОВ 1941-1945гг.». Собрать и наклеить вырезки статей, картинки из газет и журналов, интернет ресурсов. | Цель: Расширять представления детей о событиях ВОВ, воспитание патриотизма. | ||
72. | Итоговое интегрированное ООД (Викторина) на тему: «С чего начинается Родина» | Цель: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству |