Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы




РЕФЕРАТ

на тему: «Воспитание и самовоспитание»

 

Студентки 1 курса

Группы ТДО-19

Пак Кристина Владимировна

направления подготовки

44.03.04 «Профессиональное

Обучение» (по отраслям)

профиль «Декоративно-

прикладное искусство»

профилизация «Технология и

дизайн одежды»

Проверил: д-р пед.наук Тархан Л.З

 

 

Симферополь, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление 3-4

2. Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы 5-8

Общая характеристика целей и задач воспитания 9-11

4.Сущность воспитания. Особенности воспитания 12- 14
5. Суть воспитания личности. Что дает самовоспитание? 15-16 6. Согласие с личным "я" 17 7. Вывод 18 8. Список используемой литературы 19

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Воспитание - в самом общем виде - заключается в подготовке молодого поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью. Таким образом, можно сказать, что воспитание - это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний. Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и

подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения. Но воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание. Одной из важнейших социально-политических линий образования является обеспечение высокой конкурентоспособности человека на рынке труда. Чтобы выжить в условиях рынка, сегодня не обойтись без глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, высокой культуры, гражданской активности, предприимчивости. Рынок может и должен стать мощным стимулом для развития чувства хозяина, самостоятельности и самодеятельности каждого человека. Поэтому сегодня очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышение индивидуальной ответственности за его результаты.

 

 

Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы

Воспитание и самовоспитание - две стороны единого процесса формирования личности. Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание - двигатель общественного развития. Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. "Никто не становится хорошим человеком случайно" (Платон) На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие [8]. Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность. П.И. Пидкасистый выделяет следующие принципы воспитательного процесса: Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры. Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии. Четвертый принцип - самосознание личности или отношение личности к самой себе [1]. Воспитательный процесс в образовательных учреждениях предполагает следующие функции: 1) развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации; 2) интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей; 3) защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание; 4) корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности; 5) компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых; 6) управленческую, ориентированную на оптимизацию

функционирования и развития образовательного учреждения, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы [5]. Принцип раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок: - установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания; - установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение; - установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.). Принцип самодеятельности. Принцип реализуется через следующие установки: - на целеполагание и целеустремленность, которые дают возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием; - на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль; - на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие. Принцип самоуправления Принцип реализуется через следующие установки: - на самоконтроль; - на саморегулирование; - на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

- на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания; - на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами [10].

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции: - компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации; - адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности; - развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности [7].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: