Сертификация
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода экономики на рыночные отношения, возрастания роли регионов, расширения самостоятельности предприятий усиливается необходимость государственного правого регулирования взаимоотношений разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственного и регионального управления в вопросах обеспечения необходимой номенклатуры и качества продукции, работ и услуг и, в первую очередь, их безопасности для человека и окружающей среды.
В сегодняшних условиях и государственные предприятия, и новые хозяйственные структуры гораздо быстрее наращивают права и экономическую самостоятельность, чем осознают свою ответственность и обязанности перед государством и гражданами в обеспечении качества продукции и ее безопасности.
Преодолеть эти негативные тенденции без поддержки деятельности Госстандарта России и других органов государственного управления, ведающих этими вопросами, без принятия законодательных актов высшего уровня - законов Российской Федерации - было бы весьма затруднительно.
Первым в этой области был принят Закон "О защите прав потребителей". Но он служит только правовой базой по вопросам обеспечения безопасности товаров, работ и услуг для населения. А важные вопросы, как обеспечение единства измерений, обеспечение качества, надежности, ресурсосбережения, совместимости и взаимозаменяемости, безопасности промышленной продукции для жизни и здоровья людей и окружающей среды, в нем не регламентируются.
Поэтому были разработаны и введены в действие еще три закона:
"О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений".
|
В настоящее время разработаны и зарегистрированы в Минюсте России "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации", которые полностью отвечают принципам и механизмам международных нормативных документов ИСО. Утверждена новая редакция основополагающих стандартов Государственной системы стандартизации.
В этих документах центральными являются проблемы качества и сертификации как объективного способа подтверждения соответствия качества обязательным требованиям государственных стандартов и требованиям потребителя.
С Е Р Т И Ф И К А Ц И Я
Сущность сертификации
В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, продавцами-заказчиками и потребителями. Этому в немалой мере способствует насыщение рынка товарами.
На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа - сертификата.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
|
В Законе РФ "О сертификации продукции и услуг" и в Российской системе сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина: " Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям".
Таким образом, сертификация - это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.
Сертификация как вид деятельности
Продукция, процессы или услуги являются объектами сертификации. В области сертификации продукция или услуга рассматривается как объект, который подлежит испытанию для подтверждения стандартом или другим нормативным документом.
Начальным этапом сертификационных испытаний объектов является идентификация продукции или услуги.
" Идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемых к данному виду продукции".
Маркировка - это нанесение обозначений на изделие или на упаковку, предусматривающее в первую очередь идентификацию изделия или отдельных его свойств.