Конспект урока на тему
«Определительные местоимения»
Задачи урока:
– повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении;
- познакомиться с новым разрядом местоимений – определительными;
- выявить отличительные особенности определительных местоимений:
грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении;
- научиться находить определительные местоимения в тексте и правильно употреблять
их в устной и письменной речи.
Ход урока
Повторение ранее изученного
-Какой раздел науки о языке изучает части речи?
- Назовите известные вам части речи.
- Отгадайте загадку:
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
- О какой части речи в ней говориться?
(Местоимение)
- Вы правы, местоимения – незаметные, скромные заместители важнейших частей речи. Они в любой момент готовы бескорыстно заменить и имена существительные, и прилагательные, и числительные. Местоимения в речи употребляются довольно часто (по частоте употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов). К сожалению, мы еще не всегда узнаем этих незаметных помощников в лицо.
- Продолжим изучение этой необыкновенной части речи.
Определение темы урока
- Мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.
Позв(о,а)лять шалости | |
Велоси(п,пп)ед | |
Янва(рь,р)ский | |
Ждал н(е,и)сколько дней | |
По(т,д)заголовок | |
Пос(е,и)деть от горя | |
Со(л,лл)дат | |
Н(и,е)кто не забыт | |
Лес(д,т)ница | |
В(е,и)теран | |
Ма(л,лл)яр | |
Б(ь,ъ)ющийся | |
Ветре(н,нн)ый | |
Без(и,ы)нтересный | |
С(е,и)бя |
|
- Какое слово у нас получилось?
- Верно. Тема нашего урока «Определительные местоимения».
- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним особенности их склонения и определим синтаксическую роль.
Работа по новой теме.
А)
Б) Почему вышеуказанные предложения называются определительными?
(Они указывают на качества предмета, то есть чаще всего заменяют прилагательные, которые в предложении в основном являются определениями. Отсюда и название определительные).
В) Попробуйте найти определительные местоимения в предложениях, укажите их грамматические признаки и синтаксическую роль.
Ø Возьми со стола любое яблоко.
(«любое» - ед.ч., ср.р. В.п., определение)
Ø У самого забора росла берёзка.
(«у самого» - ед.ч., м.р., Р.п, определение)
Ø Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире.
(«вся» - ед.ч., ж.р., И.п., определение.)
Это может сделать каждый.
(«каждый» - ед.ч, м.р., И.п., подлежащее)
Для иных вернуть долг – дело чести.
(«иных» - мн.ч., Р.п., - дополнение)
Г) - Сейчас вы побываете в роли реставраторов. Вы будете восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения.
Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
|
- Прочитайте текст, который у вас получился.
(- А вот текст, который был в первоначальном виде.
Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.)
Д) Нередко определительные местоимения можно встретить во фразеологических оборотах. Определи их значение.
Всем сердцем, всей душой –
искренне.
Всё и вся-
без исключения.
Во все глаза –
внимательно
Во всё горло-
громко
Во все лопатки-
быстро
Со всех ног-
быстро
3. Домашнее задание. Упр. 696 устно, упр.693 (1,2) -письменно.