Последствия Ферраро-Флорентийского собора для московской кафедры




Ферраро-флорентийский собор 1438–45, Вселенский собор католической церкви, созванный папой Евгением IV в противовес Базельскому собору. Проходил в 1438–39 в Ферраре, в 1439–42 во Флоренции, в 1443–45 в Риме. Большинство участников Базельского собора отказалось участвовать в Ф. с., не приехали и приглашенные на него зап.-европейские государи. Приняла участие многочисленная делегация вост. (православной) христианской церкви (византийский император Иоанн Vlll Палеолог, патриарх Константинополя Иосиф II, рус. митрополит Исидор и др.). Главной целью Ф. с. было преодоление догматических разногласий между западной (католической) и восточной церквами и заключение унии между ними. Папа рассчитывал с помощью унии расширить влияние католической церкви в Восточной Европе. На соборе разгорелись догматические споры о filioque, таинствах, чистилище, верхней власти папы. Усиление тур. опасности, давление папы вынудили византийцев, надеявшихся получить помощь западно-европейских государств против тур. натиска, заключить Флорентийскую унию (июль 1439) на условиях признания верховенства папы, принятия католических догматов при сохранении лишь обрядов восточной христианской церкви (уния не вошла в силу ни в Византии, ни в Рус. государстве).

Возникшая у русских после Флорентийской унии и падения КПля идея о переходе прав и привилегий византийских императоров на московского князя нашла себе реальное основание и поддержку в браке великого князя Ивана III Васильевича (1462-1505) с племянницей последнего греческого царя Зоей Палеолог, переименованной в России в Софью. Имя Зоя сочтено было униатским. С этим браком московский государь как будто приобретал и формальные юридические права на византийскую корону.

Несомненным признаком принятия идеи о КПльском наследстве московскими князьями служит усвоение Иваном III герба восточной Римской империи - двуглавого орла в качестве русского государственного герба. Может быть, по некоторой связи с этим, особенно после падения татарского ига (после 1480 г.), Иван Васильевич III первый из московских князей официально принимает титул "самодержца." Это - и оттиск с титула византийских басилевсов и термин специфически для русских ушей звучавший радостью полного освобождения от татарской неволи: "самодержец" это значило: "совершенно независимый, свободный белый от всякого подданства," indйpеndаnt. В международных сношениях с мелкими государствами он начинает настойчиво употреблять формулу: "Божиею милостию царь всея Руси," или "государь, великий царь всея Руси.".

Окончательную и самую сильную формулировку сложившихся в русском обществе представлений о новых правах и обязанностях русского государства и его самодержавных правителей дает старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях к дьяку Мисюрю Мунехину и великим князьям - Василию III и затем Ивану III Филофей, как и его предшественник, выходя из представления о четырех мировых монархиях, которыми исчерпывается человеческая история, констатирует факт передвижения истинной церкви и императорской власти четвертой Римской империи из одного Рима в другой. Церковь православная, как апокалипсическая жена, бежала от "стараго Рима опресночнаго ради служения - в новый же Рим бежа, еже есть в Константин град, но ни тамо покоя обрет соединения их ради с латынею на восьмом соборе"; "и оттоле КПльская церковь разрушися и положися в попрание, яко овощное хранилище." "И паки в третий Рим бежа, иже есть в новую великую Русию."

 

14 + 13. Значение падения Константинополя для русской церкви. Разделение митрополии в 1458 г. и последствия.

Тяжелый кризис в русской церковной жизни XV в. был вызван попыткой митр. Исидора ввести Москву под юрисдикцию Рима. В 1438 г. в г. Ферраре начал свою работу Ферраро-Флорентийский собор, закончившийся во Флоренции в 1439 г. Его созвал папа Евгений IV с целью присоединения православных церквей Востока к Риму, в полном соответствии со средневековой католической доктриной, утверждавшей, что все епископы мира должны быть административно подчинены папе. Константинополь, в лице императора Иоанна Палеолога и патриарха Митрофания, соглашался на унию, чтобы спасти империю с помощью крестоносцев в борьбе с турецкими войсками. Митр. Исидор, получив незадолго до этого назначение в Москву из Константинополя, возглавил русскую делегацию и стал одним из самых активных сторонников объединения с Римом на условиях папы.

В Москве с появлением Исидора кое-как смирились, но все же надеялись увидеть в нем защитника православия. Исидор, однако, отличался пониженным чувством церковной ответственности и думал о другом. Ранее он был участником Базельского собора 1433 г., подготовлявшего унию, и готов был поддерживать ее и дальше. Греки надеялись заключить унию, сохранив собственное достоинство, путем взаимных уступок Рима и Константинополя. Исидор мог убедить католиков отказаться от условий, неприемлемых для православных. Исидор мог бы позволить себе действовать на этом соборе достаточно свободно в пользу ослабевших греков в том, в чем они были правы. Но он этого не сделал и своих действий не стал разъяснять - филокатоличество возобладало в его душе над преданностью православию, над пониманием того, что он представляет в своем лице именно Русскую Церковь, а не свои личные мнения, симпатии и взгляды. Итог собора - 5 июля 1439 г. унию подписали 116 латинских иерархов во главе с папой и 33 восточных - на жестких условиях Рима. Среди них Исидор и сопровождавший его еп. Суздальский Авраамий. Вселенским православный мир так никогда этот собор и не признал. Исидор получил в Риме в награду за усилия титул кардинала-пресвитера и легата для стран Восточной Европы и после долгого пути 19 марта 1441 г. (Крестопоклонная неделя) прибыл в Москву.

В Москве он не встретил ни сочувствия, ни одобрения - иерархия была в шоке от состоявшегося предательства. Первым пришел в себя и начал действовать, не дожидаясь санкции епископов, великий князь Василий II. Он объявил Исидора еретиком и приказал его арестовать и заключить в монастырь. Далее, не зная как судить этого законного ставленника изменившей православию Константинопольской патриархии, князь выжидал, пока Исидор не совершил бегство из России в Тверь и далее в Литву и Рим. Этим Исидор предоставил Москве возможность, отвергнув унию, пойти далее путем, самостоятельным по отношению и к Риму, и Константинополю.

На православном Востоке Флорентийскую унию в 1443 г. предал анафеме Иерусалимский собор. Не рискнув открыто предъявить Константинополю обвинение в измене, русские добивались автономии поначалу путем дипломатии, а затем в 1448 г. собор русских епископов решился самовольно поставить еп. Рязанского Иону митрополитом Московским. Так 1448 г. стал началом автокефалии Русской Православной Церкви. Посягнув таким образом на права патриарха, русские были очень обеспокоены ожиданием каких- нибудь неприятных осложнений и последствий своих действий. Однако обстоятельства сложились для русских сложились так благоприятно, что Константинополь должен был без возражений признать правильность поставления митр. Ионы. Византию уже не считали на Руси столпом благочестия и надежной хранительницей древнего Предания. Вскоре в Константинополе сменился император. Греки официально сами отвергли унию, затем снова к ней вернулись, пока Константинополь не был взят турками в 1453 г., и тогда уже отвергли навсегда.

На посту митрополита Иона стал естественным помощником великого князя московского в его политических начинаниях, свои авторитетом он начал возвышать Москву. Так, св. Иона принимал деятельное участие в продолжительной борьбе московского князя Василия Васильевича из-за великого княжения с Дмитрием Юрьевичем Шемякой, который имел претензии на великокняжеский престол. Помогал митрополит Иона московскому князю своим авторитетом и в борьбе с татарами. Возвышению Москвы содействовали его меры по торжественном причислению к лику святых митр. Алексия, мощи которого были найдены в Чудовом монастыре.

Хотя митр. Иона был в полном смысле ставленником Москвы, однако продолжал некоторое время быть фактическим митрополитом всея Руси. Русские епархии Литовского государства не сразу оказались под власть митр. Иона, пользуясь состоявшимся между Казимиром и Москвой мирным договором, митрополит выхлопотал себе у повелителя Литвы право на фактического управления литовско- русскими епархиями. Был заклеен по акт, по которому епархии Литвы подчинялись подчинились московскому митрополиту епархии Литвы, но оставлялись вне сферы его влияния епархии Галицкие. Потом Иона 10 лет управлял и Литвой и Москвой, но в 1458 г. литовская половина было отторгнута из под его власти и потом была образована отдельная Западнорусская Церковь. Литва была передана, бежавшему в Рим Исидору. Таким образом, стали существовать отдельные западная и восточная русская православная церкви. Митр. Иона создал письменное подтверждение своей власти, в котором в первый раз говорилось о Русской Церкви как «Церкви Московской». Такое название Восточнорусской Церкви особенно характерно в данный момент разделения митрополий, т.к. окончательное их распадение произошло именно от того, что русская митрополия сделалась Московской.

В итоге так было положено начало фактической Автокефалии Русской Церкви. Постановление самого митрополита Ионы на Москве произошло еще без намерения со стороны русских навсегда выйти из- под власти Константинопольского патриарха.

После смерти Ионы должность митрополита занял Феодосий. На самостоятельное поставление московских митрополитов решительно повлияло завоевание Константинополя в 1453 г. После падения Царьграда русский великий князь принял фактически принял на себя миссию царя православного, а вместе с тем Русь начинает рисоваться в образе заместительницы Византии. На Руси появилось и стало крепнуть убеждение, что Русь Московская, в отличие от Киевской, становится наследницей той мировой миссии, которую раньше исполнял Константинополь - "Второй Рим", государственно-религиозный бастион истинного православия. Теперь Москва становится "Третьим Римом", чтобы исполнить ту же вселенскую задачу - защищать и распространять истинную православную веру средствами церковной миссионерской работы, взятой под защиту православным государем-самодержцем. Царство и Церковь поэтому неразрывно едины - навсегда. Кроме Москвы, больше нет никого в мире, кто мог бы брать на себя такую задачу.

Первым известным выразителем этой идеологии высшего религиозного назначения Руси стал псковский старец Елеазарова монастыря Филофей, После установления такой позиции, русский московский князь всё чаще начинает вмешиваться в церковные дела. (сит с митр. Геронтием, которого он пытался сместить, но тот демонстративно удалился в Симонов монастырь и ждал извинений, которые в итоге и последовали). Потом- со времени митрополита Симона при его ближайших преемниках, на судьбах русских митрополитов и вообще высшего церковного управления со всей определенностью отразилось влияние великого князя. Возникшая у русских после Флорентийской унии и падения Константинополя идея о переходе прав византийских императоров на московских князей нашла себе реальное основание в браке Ивана 3 с племянницей последнего греческого императора, Зоей Палеолог (Софья). Несомненным признаком принятия идеи о Константинопольском наследстве московскими князьями служит усвоение Иваном 3 герба Восточной Римской империи- двуглавого орла в качестве русского государственного герба.

Избрание митрополита Симона, по- видимому, произошло всецело по воле великого князя Ивана 3 и только формально было обставлено участием собора епископов, а при посвящении Симона в митрополиты впервые был введен особый церемониал, имевший целью показать, что митрополит заимствует свою власть от государя. При церемонии вступления митрополита в сан, князь сам вручал митрополиту символ власти- пастырский жезл.

Свой царский авторитет в делах Церкви великий князь Иван 3 проявил в созвании собора 1503 г. по вопросу о совершенном прекращении ставленнических пошлин. Итоги собора: 1) запрет служить в миру вдовым священникам и диаконам 2) совершать литургию священникам на другой день после пьяного состояния 3) жить вместе с монахами и монахинями в одних и тех же монастырях. В заключение соборных заседаний Иван Васильевич сделал опыт поставить на очередь вопрос о секуляризации недвижимых церковных имений; но его попытка разрешить вопрос в свою пользу была еще исторически преждевременна и потому безуспешна.

Василий 3 так же продолжил политику отца.

 

15. Осмысление новой роли Русской церкви и великокняжеской власти в XV-XVI вв. Литературные произведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: