Основание компании
История компании началась в 1866 году, когда в Швейцарии открылся первый в Европе завод «Англо-швейцарской компании по производству сгущённого молока» (эта компания была основана американцами Чарльзом и Джорджем Пейдж). В 1867 году швейцарский фармацевт Анри Нестле, экспериментируя с различными комбинациями молока, пшеничной муки и сахара, создал продукт для искусственного кормления младенцев, не получающих материнского молока. Новый продукт получил название «Молочная мука Анри Нестле» (фр. Farine Lactée Henri Nestlé) и уже спустя несколько лет активно продавался в большинстве стран Европы[6].
Анри Нестле, осознавая важность торговой марки в продвижении товара на рынке, решил использовать в качестве торгового знака свой фамильный герб — гнездо с птицами.
В 70-х годах XIX века, борясь с конкурентами, компания выпустила на рынок собственную марку сгущённого молока. В 1875 году житель города Веве Даниель Петер придумал способ получения молочного шоколада путём соединения молока и какао-порошка и основал компанию, которая быстро стала мировым лидером в производстве шоколада и позже вошла в состав корпорации Nestlé.
В 1882 году швейцарский кулинар Юлиус Магги разработал технологию производства быстрорастворимых гороховых и бобовых супов и основал фирму «Магги и Компания», которая к концу века производила уже не только растворимые супы, но и бульонные кубики, соусы и приправы. Она объединилась с Nestlé в 1947 году.
Выход на мировой рынок
В начале 1900-х годов у Nestlé были фабрики в США, Великобритании, Германии и Испании. В 1904 году компания начала производить шоколад, достигнув соглашения со «Швейцарской Национальной Шоколадной компанией». А в 1905 году Nestlé объединилась со своим давним соперником — «Англо-швейцарской компанией по производству сгущенного молока» и была переименована в «Nestlé и Англо-швейцарская молочная компания».
|
В 1907 году компания развернула полномасштабное производство в Австралии, своём втором крупнейшем по объёму экспорта рынке. В тот же период были построены склады в Сингапуре, Гонконге и Бомбее для обеспечения потребностей быстрорастущих рынков стран Азии.
Тем не менее, большая часть производственных мощностей по-прежнему располагалась в Европе, и начало Первой мировой войны нанесло серьёзный удар по деятельности компании. Но, несмотря ни на что, война вызвала большой спрос на молочные продукты, что произошло во многом за счёт увеличения правительственных заказов. Чтобы справиться с ними, Nestlé приобрела ещё несколько действующих фабрик в США. К концу войны компании принадлежали 40 фабрик, а объём производства по сравнению с 1914 годом увеличился почти вдвое[6].
Начало производства Nescafe
В 1930 году Бразильский Институт кофе обратился к руководству компании с просьбой помочь в разработке новых видов продуктов, способных решить проблемы сбыта излишков кофе в Бразилии. Результатом восьмилетних исследований стало открытие растворимого порошка и производство кофе Nescafe, который изменил традиционный взгляд на потребление кофе во всем мире и очень быстро приобрёл популярность. В начале 40-х годов компания начала производство чая Nestea[6].
Собственники и руководство
Петер Брабек-Летмате — председатель совета директоров с 2008 года. Родился в 1944 году в Австрии. В Nestlé с 1968 года. С 1997 по 2008 год занимал пост главного управляющего директора (CEO). Также является вице-председателем. Вдобавок, председатель Группы водных ресурсов (Water Resources Group, WRG), член Европейского круглого стола промышленников и Всемирного экономического форума. 25 мая 2012 года совет директоров Formula One Group выбрал его президентом Формулы-1. Петер Брабек-Летмате навлёк на себя значительную порцию критики, сделав в интервью в 2005 году замечание о том, что водные ресурсы должны быть приватизированы, поскольку, по его мнению, доступность дешёвой воды ведёт к её нерациональному использованию.
|
Пол Бюльке — главный управляющий директор с 2008 по 2016 год. Ожидается, что в апреле 2017 года он займёт пост председателя правления. Родился в 1954 году в Бельгии. В Nestlé с 1979 года. Также член совета директоров L’Oreal S.A..
Ульф Марк Шнайдер — главный управляющий директор с начала 2017 года. До этого, с 2003 года, занимал аналогичный пост в Fresenius Group.
Общая стоимость акций (рыночная капитализация) компании Nestlé на начало 2016 года составляла 230 млрд швейцарских франков (примерно столько же в долларах США). Крупнейшим держателем акций является компания Food Products (Holdings), дочернее общество Nestlé., зарегистрированное в Панаме.
Деятельность
Nestlé производит растворимый кофе, минеральную воду, шоколад, мороженое, бульоны, молочные продукты, детское питание, корм для домашних животных, фармацевтическую продукцию и косметику.
Ассортимент продукции Nestlé за время существования компании насчитывает более 2000 товарных знаков продуктов широкого потребления. Один из них — Nespresso (брэнд компании Nestlé Nespresso., рабочего подразделения Nestlé, расположенного в Лозанне). Машины марки Nespresso производят эспрессо из специальных капсул, содержащих молотый кофе. Производством занимается компания De’Longhi.
|
Компании принадлежат 461 фабрика и промышленных предприятия в 83 странах мира (11 предприятий находится на территории России). Численность персонала — около 339 тыс. человек (2014).
В 2014 году выручка Nestle выросла по сравнению с предыдущим годом на 4,5 % Рыночная капитализация составляет 227,174 млрд.
В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 Nestlé в 2015 году заняла 30-е место, в том числе 20-е по обороту и 14-е по рыночной капитализации. В списке наиболее дорогих мировых брендов заняла 43-е место[22].
Nestlé в России
В России компания выпускает широкий спектр пищевой продукции под торговыми марками «Nescafé», «КитКат», «Nesquik», «Экстрем», «Россия — щедрая душа», «Бон Пари», «Nuts», «Золотая марка», «Maggi», «Perrier», «Friskies», «Felix», «Purina ONE», «Gourmet», «Дарлинг» и др.
Представительство Nestlé в России действует с 1995 года. Генеральный директор представительства — Маурицио Патарнелло.
Компания является спонсором Балета Большого театра.
Основные конкуренты
Основными конкурентами Nestlé являются Unilever, PepsiCo, Mars, Kraft Foods и Groupe Danone. Nestlé с большим отрывом опережает их: доходы следующей за ней в списке «Global 500» компании Unilever более чем в полтора раза меньше доходов Nestlé.
Интересные факты
· Изначально на логотипе компании Nestle была птица и три птенца в гнезде. В 1988 году в ходе очередного ребрендинга логотип лишился одного птенца.
· Весьма положительный отзыв о Детской муке Нестле был оставлен ещё в ЭСБЕ.