В общем случае выделяют следующие направления природопользования.
1. Производственное: фабрично-заводское; горнопромышленное наземное, подземное и морское (на шельфе); отходно-свалочное; жилищно-складское; энергодаточное; водоснабженческое; строительное; рекультивационное и мелиоративное; сельско- и лесохозяйственное; охотно-промысловое, наземное и морское.
2. Пространственно-увязывающее; транспортное водное - морское, речное и озерное, авиационное, железнодорожное, автодорожное, гужевое и пешеходное; энергопередаточное природопользование.
3. Коммунальное: селитебное, научно-учебное, спортивно-оздоровительное, лечебно-курортологическое, рекреационное.
4. Средоохранное: подразделяется по типам природных сред. Примером служат мероприятия по сохранению видового разнообразия и генофонда дикой природы.
Перечисленные направления являются формами освоения человеком окружающей среды.
Природопользование ведется на ограниченной территории коллективом людей, то есть субъектами хозяйствования. Хозяйствующий субъект определяется как юридическое или физическое лицо, осуществляющее в соответствии с требованиями законодательства РФ хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы и/или при ее осуществлении оказывается воздействие на окружающую среду. Территории хозяйствования делят на наделы, наделы - на угодия. Виды угодий выделяют в соответствии с технологией использования и рассматривают как пространственную часть природного комплекса.
Из смежных наделов - одинаковых или различных форм природопользования - формируется тип местности. Сочетания типов местности образуют географические районы, а сочетание районов - географические области страны Различные пространственные единицы географической среды связаны воедино миграцией химических элементов.
|
Таким образом, окружающая среда характеризуется значительной пространственной неоднородностью. С позиций природопользования в окружающей среде выделяют естественные ресурсы и экотрудовые условия.
Естественные ресурсы - часть всей совокупности природных условий и компонентов природной среды, главный объект природопользования. Под естественными ресурсами понимают тела, вещества и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей населения в форме непосредственного участия в материальной деятельности как источник энергии, сырья или почти готового продукта. В более общем случае термином "ресурсы" обозначают любые используемые и потенциальные источники удовлетворения тех или иных потребностей общества.
Подходы к классификации естественных ресурсов - самые разнообразные. Ресурсы делят: на неисчерпаемые; исчерпаемые возобновимые и невозобновимые; на заменимые и незаменимые; на реальные и потенциальные.
К неисчерпаемым относят ресурсы, недостаток которых не отмечается в настоящее время и не предвидится в будущем. Примером служит солнечная радиация, радиогенное тепло Земли, тепловые ресурсы Океана. Привлечение неисчерпаемых ресурсов в общий энергетический баланс ограничено научно-техническими возможностями человека. К группе возобновимых причисляют ресурсы, вовлеченые в биогеохимический круговорот вещества и потому способные к самовосстановлению за исторический период. Речь идет о биологических ресурсах, природных водах, отчасти почвах. Минеральные ресурсы и видовое разнообразие относят к почерпаемым/возобновимым ресурсам.
|
Часть природных ресурсов может быть заменена другими видами ресурсов в настоящее время или в будущем. Так, сокращение потребления ископаемого топлива связывают с привлечением в энергетический баланс энергии ветра и Солнца. Страны Евросоюза поставили своей целью увеличить вклад ветроэнергетики до 10 % к 2030 году. В конце 90-х годов только в Дании действовало около 4000 ветроэлектростанций, обеспечивающих 3,7 % потребностей в электроэнергии. Япония планирует к 2010 году вырабатывать 3 % электроэнергии с помощью фотоэлектрических установок.
К категории возместимых относят ресурсы, относительные запасы которых могут пополняться путем разработки новых месторождений либо освоения новых промысловых регионов. До недавнего времени возместимыми считались биологические ресурсы Океана.
По отношению к компонентам природной среды различают ресурсы геологические, минеральные, водные, климатические, земельные, биологические и экологические. По характеру использования ресурсы подразделяют на промышленные, сельскохозяйственные, топливно-энергетические, продовольственные, оздоровительные, ландшафтно-курортные, рекреационные и другие. Совокупность естественных ресурсов страны определяет ее природное богатство. Основной принцип охраны естественных ресурсов - охрана в процессе использования.
|
Помимо ресурсов изучению подлежат и экотрудовые условия окружающей среды. Под условиями понимают совокупность природных факторов, имеющих существенное значение для производственной и непроизводственной деятельности человека. Экотрудовые условия непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности, но оказывают влияние на самочувствие и дееспособность людей, на возможность применения тех или иных средств производства. Так, климат изучают и с позиции ресурсов (ветроэнергетика), и с позиции условий жизнедеятельности человека. Поэтому разделение на ресурсы и условия в значительной степени условно.
Пространственная неоднородность окружающей среды определяет трудоемкость связывания естественных ресурсов с местами их переработки и пунктами потребления готовой продукции. Поэтому индустрия добычи и переработки сырья характеризуется обеспеченностью ресурсами, экотрудовыми условиями и дислокационной выгодностью организации природопользования, или экономико-географическим положением.
Негативное влияние природопользования на окружающую среду очевидно. Влиянию окружающей среды на применяемые способы природопользования уделяется меньше внимания. В горном производстве, сельском и лесном хозяйстве, гидроэнергетике взаимосвязь среды и производства является особенно сложной. Эта связь проявляет себя в закономерном влиянии на экономический результат свойств ресурса, экотрудовых условий и дислокационной выгодности территории, с одной стороны, и возможных в данных условиях способах природопользования - с другой. Поэтому нет оснований говорить о равных экономических возможностях всех регионов РФ.
На способы природопользования влияет также деградация возобновимых ресурсов: снижение продуктивности морских и наземных экосистем, плодородия сельскохозяйственных и лесных земель, изменение уровня грунтовых вод. Загрязнение воздушной среды, поверхностных и подземных вод, почв и грунтов, снижение рекреационных качеств ландшафтов ухудшает экотрудовые условия природопользования.
Таким образом, существует множество направлений и способов природопользования. Разработаны и основы методологии природопользования. Главная же проблема заключается в адекватности оценок результат /ущерб, и связана она с необратимостью развития системы "природа - общество". Следствием неполных знаний и отсутствия механизма согласования имеющихся знаний на основе единой научной теории является ситуация, известная как "экологический кризис".
Как вид общественной деятельности природопользование регулируется следующими законодательными актами.
1. Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.
2. Кодексами Российской Федерации:
- водным (1995 г.);
- лесным (1997 г.);
- градостроительным (1997 г.);
- земельным (2001 г.).
3. Федеральными законами:
- "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.);
- "О плате за землю" (1991 г.) с изменениями и дополнениями по состоянию на 3 1.12.97 г.;
- "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.);
-"О недрах" (1995 г.);
- "О природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (1995 г.);
- "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.);
- "О животном мире" (1995 г.);
- "О континентальном шельфе" (1995 г.);
- "Об экологической экспертизе" (1995 г.);
- "О радиационной безопасности населения" (1996 г.);
- "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"(1997г.);
- "О землеустройстве" (2001 г.);
- "О разграничении государственной собственности на землю"(2001 г.);
- "Об охране окружающей среды" (2002 г.) и другими. Конкретные требования к организации и осуществлению природопользования приведены в следующих типах нормативных документов: государственной системе стандартов (ГОСТ), строительных нормах и правилах (СНиП), санитарных нормах (СН), санитарных нормах и правилах (СанПиН), руководствах (Р), руководящих документах (РД), общегосударственных нормативных документах (ОНД).
Составной частью государственной системы стандартов (ГСС) является система "Охрана природы", имеющая номер 17 [18-30]. Она сориентирована на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов и разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований. Система стандартов "Охрана природы" включает 10 комплексов стандартов: 0 - организационно-методические стандарты, 1 - гидросфера., 2 - атмосфера, 3 - биологические ресурсы, 4 - почвы, 5 - земли, 6 - флора, 7 - фауна, 8 - ландшафты, 9 - недра. Каждый из перечисленных комплексов объединяет следующие группы стандартов: 0 - основные положения; 1 - термины, определения, классификация; 2 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования ресурсов; 3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; 5 - требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей среды; 6 - требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений; 7 - прочие стандарты. Таким образом, обозначение стандарта складывается из номера системы по классификатору ГСС, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года его регистрации, например: ГОСТ 17.8.1.01-86 "Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения".
Основы государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования закреплены законом "Об охране окружающей среды", призванным обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач; сохранить благоприятную окружающую среду, биологическое разнообразие и природные ресурсы в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; укрепить правопорядок в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с законом, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также юридических и физических лиц осуществляется на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду (ОС);
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной ОС;
- необходимость охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как важнейшего условия обеспечения благоприятной ОС и экологической безопасности государства;
- ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной ОС и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и обязательность возмещения вреда ОС;
- независимость контроля в области охраны ОС;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия па ОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на ОС, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны ОС;
- обеспечение снижения негативного воздействия на ОС в соответствии с нормативами, которого можно достичь на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране ОС органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц;
- сохранение биологического разнообразия;
- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны ОС к хозяйствующим субъектам;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для ОС; запрещение реализации тех проектов, которые могут привести к деградации экологических систем, изменению и/или уничтожению генетического фонда организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям ОС;
- соблюдение права каждого гражданина на получение достоверной информации о состоянии ОС, а также на его участие в принятии природоохранных решений в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны ОС;
- необходимость организации и развития системы экологического образования, воспитание и формирования экологической культуры.