Этапы, специфика и предпосылки античной философии




Тема 2.2. Античная философия.

Часть 1. Ранние формы античной философии

Этапы, специфика и предпосылки античной философии

Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима. Древнезападная (античная), сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI века до н.э. по VI век н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода: 1) зарождение и формирование (VI век до н.э.); 2) зрелость и расцвет (V-IV века до н.э.); 3) закат – это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I века до н.э.); 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-V века н.э.). Первые античные философы прошли предварительное обучение в Египте и частично в Вавилонии, где они усвоили достижения ближневосточной протонауки. При этом именно греки впервые перерабатывают афро-азиатскую вычислительную математику в дедуктивную науку. На этой основе и стало возможным возникновение античной философии как рационализированного мировоззрения, ищущего субстанциональную основу мироздания.

Древнегреческая философия имеет следующую специфику: 1) философия впервые получила статус крайне необходимого и престижного знания; 2) именно в ней были сформулированы практически все философские понятия (категории), которыми пользуются философы во всём мире уже 2,5 тысячи лет; 3) данная философия противопоставила себя религии, позиционировала себя, как поиск объективной истины, основанный на скептицизме (сомнении в ранее достигнутых знаниях); 4) в ней господствовал космоцентризм – основное внимание в ней уделялось познанию Космоса (данным термином греки обозначали мир в целом, во всех его сложных и многообразных взаимосвязях); 5) эта философия функциональна: она сделала попытку указать человеку дорогу к счастью.

Источники и предпосылки древнегреческой философии. На заре истории человечества, когда были ещё в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения, как уже указывалось ранее, была мифология. Реальная жизнь древних греков и римлян тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Условно всё многообразие греческой мифологии можно разделить на три основные направления: гомеровское, гесиодовское и орфическое. Зарождающаяся философия формируется внутри основных положений мифологии той эпохи.

Гомер. Проблема начала мироздания во времени – одна из главных проблем мифологического мировоззрения. Для мифологии проблема начала – это вопрос о космическом родоначальнике или родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, олицетворяющей те или иные казавшиеся исходными явления природы. Такую пару Гомер находит в боге Океане и в богине Тефиде. Мироздание состоит из трех частей: неба, земли и подземелья. Небо и подземелье симметричны по отношению к земле: глубочайшая часть подземелья (Тартар) настолько же удалена от непосредственно расположенного под землей Аида, насколько вершина неба отстоит от поверхности земли. Земля – это неподвижная круглая плоскость. Небосвод – медный. В значительно меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило в обиход). Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а внизу – воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант. Солнце – это бог Гелиос, Луна – богиня Селена, ее сестра Эос – богиня зари. Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск. Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном. Элементы философии в гомеровском эпосе можно усмотреть в том, что Океан и Тефида больше напоминают природные стихии, чем богов. Боги сами подчинены безличной Судьбе (будущий универсальный закон мира в философии). Предпосылки философии прослеживаются и в воззрениях на человека. В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них – псюхе. Это душа как таковая. Она подобна телу, это его двойник и образ (эйдолон), только лишенный плотности и непроницаемости. «Псюхе» – начало жизни и источник движения тела. Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа – «тюмос». Это аффективно-волевая часть духа. Третий вид – «ноос». Это ум. «Псюхе» разлита по всему телу, «тюмос» находится в груди, «ноос» – в диафрагме. Богам и людям присущи все три вида духовности, животным же – только два пеpвых.

Гесиод. Самые известные мифы, подаренные людям Гесиодом, это мифы о Прометее и Пандоре. Прометей (сын титана Иапета) подарил людям огонь. Он похитил его у 3евса. Зевс наказал Прометея, но огонь у людей отнять не смог – мысль о необратимости прогресса. Зевс может лишь компенсировать полученное людьми благо злом. Зевс ненавидит людей. Он приказывает другим богам создать женщину. Имя этой первой женщины Пандора («всеми одаренная»). Она прелестна, но у нее «двуличная, лживая душа». От неё произошел «женщин губительный род». Будучи любопытной, Пандора, заглянув в сосуд, где были заключены беды, выпустила их на волю. Поспешно закрывая крышку, она сумела удержать одну лишь надежду. Поэтому только одна надежда на лучшее будущее поддерживает людей, одолеваемых бесчисленными бедами. В этих мифах констатируется сложность, противоречивость сущности человека – проблемы, которая в философии по мере её развития скоро станет центральной. Предпосылки философии у Гесиода обнаруживаются и в его концепции происхождения мира. Первым возник Хаос. Древнегреческое слово «хаос» происходит от глагола «хайно» – раскрываюсь, разверзаюсь. Это первичное беcфopменное состояние мира, зияние между землей и небом. Во многих мифологиях отсчет мироздания начинается с разделения неба и земли, с образования между ними зияния, свободного пространства. У Гесиода эта последовательность переворачивается, и само зияние между землей и небом оказывается раньше земли и неба. После возникновения мироздания хаос в виде «великой бездны» («хасмы») лежит в основании мироздания. В «хасме» залегают один за другим все концы и все начала мира. Гея-земля и Уран-небо рождаются не из Хаоса, а после Хаоса, а дальше рождается множество богов и начинает оформляться мир. Тем самым Хаос впервые – это безличное начало, из которого происходит всё существующее. Такое понимание основания мира очень близко философскому пониманию субстанции.

Орфическая мифология. Она названа по имени мифического героя Орфея, который являлся олицетворением могущества искусства. Отправившись в преисподнюю за своей погибшей от змеиного укуса женой Эвридикой, Орфей укрощает своим пением под звуки кифары стража подземного царства мертвых трехголового пса Цербера, исторгает слезы у безжалостных богинь мщения Эриний и трогает сердце владычицы Аида – Персефоны. Она отпускает Эвридику с условием, что Орфей до выхода из царства мертвых не оглянется на идущую за ним жену. Однако Орфей не выдержал и оглянулся. И навсегда потерял Эвридику. Позднее Орфей был растерзан жрицами бога Диониса – менадами (или вакханками). Дионис – бог растительности, покровитель виноделия, сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Мистерии в честь Диониса переходили в неистовые оргии, освобождавшие человека от обычных запретов. Эти оргии назывались вакханалиями (Вакх – прозвище Диониса). Во время одной из таких вакханалий чуждающийся женщин однолюб Орфей и был растерзан вакханками. Орфей – изобретатель музыки и стихосложения – тяготел к Аполлону. Аполлон и Дионис были антиподами. Аполлон (солнечный бог) был богом аристократии. Дионис – бог демоса (необразованного народа). Первый выражал меру. Второй – безмерность. Будучи приверженцем Аполлона, а по одной версии даже его сыном, Орфей стал жертвой Диониса, врага Аполлона. В основе мира лежит первоначало – первоводá. Но начало мира происходит от чудовища Геракла (не путать с героем Гераклом, сыном Зевса и Алкмены). Это двуполый крылатый дракон с головами быка и льва и ликом бога между этими двумя головами. Его сопровождает Адрастия («Неотвратимая»). В целом Геракл с Адрастией (первоводá) – это образ-символ нестареющего неотвратимого времени. Адрастия расходится по всему мирозданию и связывает его воедино. От дракона происходят такие вполне естественные формы вещества, как влажный эфир, беспредельный хаос и туманный эреб (мрак). В хаосе, как зиянии из вращающегося в нем эфира, зарождается космическое «яйцо». Из «яйца» вылупляется Фанес («сияющий») – некий златокрылый, двуполый, самооплодотворяющийся, многоимёный бог. Он содержит в себе зачатии всех миров, богов, существ и вещей. В результате многих рождений, в конце концов, появляется человек. Человек двойствен. В нем два начала: низшее (телесное) и высшее (духовное). Жизнь – страдание. Душа в теле неполноценна. Тело – это гробница и темница души. Цель жизни – освобождение души от тела. Это нелегко, так как душа обречена переселяться из тела в тело – так называемый метемпсихоз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: