«Снегурочка» насыщена тем фольклором, который Островский мог черпать в своем родном Поволжье. Итак, в основе песен и обрядов берендеев лежат северно-русские фольклорные песни и обряды. Укажем лишь на некоторые из них.
«Снегурочка» - песенная пьеса, по материалу она – старинно-народная.
Весь песенный фонд, которым пользуется драматург в своих пьесах, делится на такие жанры: народные песни, романсы и стилизации тех и других. К стилизации старинных песен относятся изумительные по художественному мастерству песни гусляров в «Снегурочке».
Уже первые страницы повествования встречают нас хором птиц, который заимствован драматургом из народной песни:
Собирались птицы,
Собирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами…
Орел воевода,
Перепел подъячий,
Подъячий, подъячий…
В репертуаре Леля – песнопевца песни, которые представляют собой если не цитаты, то перефразировку подлинников фольклора. «Земляничка-ягодка». (Песенник 1780г.):
Земляничка-ягодка
Без пригреву вызрела,
Сиротинка-девушка
Без призору выросла,
Ладо мое, Ладо!
«Как по лесу лес шумит». (Песенник Авдеевой, 1848 г.):
Как по лесу лес шумит,
За лесом пастух поет,
Раздолье мое!
Ельник, мой ельничек,
Частый мой, березничек,
Приволье мое!
«Туча со громом сговаривались»:
В роще подруженьки врозь разбрелись,
Кто по кусточкам, кто по ельничку,
Ягодки брали, аукалися
Милой подруженьки нет как нет;
Все-то девицы расплакалися:
Нашу подруженьку не волк ли заел,
Лель, мой Лель! Лели-лели, Лель!
Для детального изучения обрядов у Островского были широкие возможности. Кроме книжных источников, он черпал фольклор непосредственно из жизни. Много материала давали Островскому его поездки, особенно в Щелыково. Из огромного количества обрядов Островский выбирал для изображения в своих пьесах очень крупные и важные обряды: календарные и свадебные. Драматург не ставил своей задачей дать подробное описание их; его цели – не этнографические, а художественно-литературные. Подробно изображает драматург зимне-весенний праздник – масленицу. Обряд проводов масленицы, вставленный в пролог «Снегурочки», с мифологической основой _ сжигание (смерть) зимы при наступлении (рождении) весны – относится к древнейшим и чрезвычайно распространенным. У Островского чучело не уничтожают: оно олицетворяет собою определенное время года, которое, если и минует («умирает»), то вновь придет («оживает»). Об этом в «Снегурочке» говорит само чучело, перечисляя памятные даты мифологического календаря: «Сгорят огни купальные», «Карачуна проводите», «Придет пора морозная, морозная-колядная: Овсень-коляду кликати». Чучело обещает: «Тогда и ждать меня опять».
|
Каждый акт «Снегурочки вставлен в венок стилизованной или подлинной народной поэзии. Композиционной рамкой третьего акта являются обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после пасхи), одного из главных летних праздников. В этот день завивали венки и пускали их по воде с гаданием о возможном замужестве, наряжали срубленное дерево (обычно – березу), водили хороводы, пели песни. Вот песня парней и девушек в «Снегурочке»:
Ай, во поле липонька.
Под липою бел шатер.
В том шатре стол стоит.
За тем столом девица.
|
Рвала цветы со травы.
Плела венок с яхонты.
Кому венок износить?
Носить венок милому.
Островский дает эту песню в качестве иллюстрации хода действия: Снегурочка сплела венок и отдала его Лелю.
Чтобы еще более усилить характерные особенности семицкого обряда Островский включил в него игровую песню Брусилы: «Купался бобер»
Заиграем при народе
Игру свою, что два года учили,
Тишком от всех, в овинах хоронясь
Песня сопровождается мимической игрой Курилки. Подобные песни-игры, являясь как бы
«зерном» драматического зрелища, сопровождаются имитированием движений зверя.
Издавна в честь Ярилы устраивались гулянья, сопровождавшиеся различными драматическими действами. Вся лучезарная весенняя сказка замыкается изображением появления солнца-Ярилы, которому берендеи поют хвалебный гимн.
Свет и сила
Бог Ярило.
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Даруй, бог света,
Теплое лето.
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное солнышко наше!
Нет тебя в мире краше.
Кроме календарных обрядов, Островский использовал в «Снегурочке» элементы свадебного обряда. В пьесе есть эпизод, в котором звучит отголосок старинной формы брачного процесса, как купли-продажи. Это – выкуп Купавы Мизгирем:
Голубушки-девицы,
Пришел красы девичьей погубитель.
С подружками, с родными разлучитель.
Не выдавайте подружку, схороните!
А выдайте, так за великий выкуп.