или психологический комментарий к кинофильму




С. Л. Гусенкова

«Звездочки на земле»,

«Звездочки на земле» - индийский (болливудский) драматический фильм 2007 года, режиссёрский дебют Аамира Хана, рассказывающий о восьмилетнем Ишане Авасти. В соцсетях, в комментариях, многократно повторяется: рекомендуется родителям, педагогам. Есть замечание: стоит рекомендовать для изучения в педагогических институтах. А ведь это справедливо!

Фильм показывает наглядно и даже не гипертрофированно историю запущенного педагогами и родителями ребенка, который мог закончить свою жизнь очень печально: депрессия, развивающаяся у восьмилетнего мальчика, только прогрессировала. Почему родители не разглядели особенности ребенка – понятно: родительская безграмотность – это сложный и актуальный во все времена вопрос. Но почему ни один педагог, ни один психолог, который в ХХ веке есть в каждом образовательном учреждении, не разглядел в малыше дислексию, симптомы которой заключаются в неспособности правильного и оперативного распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении?

Хотя, конечно, удивляться этому, к сожалению, не приходится: педагоги – тоже люди с привычными взглядами, стилем педагогического общения, уровнем культуры и образованности. Всё это в совокупности формирует образ педагога, который есть в кинофильме. Во-первых, типичный педагогический образ – это учителя в школе, в которой учится мальчик с самого начала фильма и где он был уже оставлен на второй год. Они исполнители своего служебных обязанностей: провести уроки, дать контрольную работу, спросить объяснительную за пропущенные уроки, похлопотать о состоянии здоровья после пропуска, вызвать родителей и поставить их перед проблемой. Всё типично для либерального воспитателя, которому свойственны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми.

Самое опасное в этой ситуации – нежелание педагогического сообщества школы понять проблему, чтобы найти способы её решения. Проще наказать ребенка и сравнить его с другим, что и делают учителя, говоря родителям о том, что они удивлены, как же так: два абсолютно разных брата (отличник и второгодник).

Другой стереотипный образ педагога с авторитарным стилем общения. Здесь, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Требовать от детей стереотипных ответов, которые запрограммировал учитель, наказывать избиением, навешиванием ярлыков (балбес, беспутный мальчишка, «образец для подражания») - очень опасная и до сих пор встречающаяся ситуация в школьной практике.

К сожалению, видимо, не только в российской школе, но и в мировой практике еще редко встречаются учителя третьего типа педагогического стиля общения, наиболее эффективного и оптимального – демократического. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Такой стиль общения легко воспринимается детьми, но трудно приживается в педагогическом коллективе, если он не доминирует в учреждении. Вспомните, как принимают учителя интерната нового преподавателя ИЗО: он и на флейте играет, и песни поёт, и танцует…И к детским работам трепетно относится. Не странно ли это? Да, к сожалению, такое встречается в наших школах, потому и в отзывах к фильму неоднократно звучит реплика: где такого учителя найти?

Итак, авторам фильма, думается, важно показать, что стиль педагогического общения - это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект-субъектного взаимодействия, это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. И он должен быть адекватным в современном мире! Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям. Разглядеть в Ишане страдающего ребенка смог тот учитель, который, во-первых, сам прошел через подобные «тернии», а, во-вторых, неравнодушный и доброжелательный человек. Ведь никто не заставлял его ехать в первую школу мальчика, искать родителей, убеждать их в необходимости понять проблему их собственного ребенка. Он мог точно так же отмахнуться от негодного ребенка, который получает только двойки, совсем не общается ни с кем, как это сделали другие педагоги. Вот поэтому мы и получаем «запущенного» ребенка.

Вспомните, с чего начинается фильм? В потоке информации, цифр и бюрократических данных маленький человечек не замечен, а первая реплика, обращенная к нему, - «балбес, опять копаешься в грязи; из-за тебя каждый день задерживаемся». С каким ребенком мы знакомимся в самом начале фильма? Его увлечение – рыбки, птицы, собаки; он фантазер, его старший брат успешен, друзей у мальчика нет. Он не труслив и может за себя постоять, о чем свидетельствует драка на улице с мальчишками, но он уже озлоблен, т.к. устал от такого одиночества и ситуации неуспеха, его окружающей. Поэтому он со злости бросается на цветочные горшки, даже на отца, который ругает его. Он напоминает маленького затравленного зверька, который готов ощетиниться, когда на него нападают. Да, ребенок выбрал такую форму защиты, а что ему остается делать, когда его собственный отец ему не помощник, мать может только пожалеть, но это ведь не решает его проблемы. И ребенок остается с проблемой один на один, а она, как снежный ком, только разрастается и разрастается. И вот уже страх и нежелание снова услышать насмешки в свой адрес рождает желание сбежать с урока. Прогул порождает обман (просьба к брату написать объяснительную). Вранье никогда не доводило до добра, не стал случай с Ишаном исключением: найденная подложная записка порождает новую агрессию отца («бестолочь») и боль у ребенка.

Самым ярким показателем накопившегося страха у ребенка становится его сон, когда он теряет маму.

В сцене семейного так называемого совета показательно поведение отца и матери: отец безапелляционно решает избавиться от негодного сына, а мать жертвует собой постоянно, но эта жертва бестолкова: «что я делала не так? я даже с работы ушла». Бестолкова потому, что не гиперопека нужна ребенку, а реальные способы помощи, которых она не знает и даже не догадывается об этом. Как часто родители стремятся окружить ребенка опекой, надеясь решить тем самым все проблемы (видимо, свои в первую очередь, ведь когда ребенок рядом с ними, они хотя бы «контролируют» его и он становится «удобным» (понятие Я. Корчака). Жалость не спасает мальчика, а только делает его совершенно беспомощным и тормозит его развитие (помните, оказавшись в интернате, он даже одеться сам не может).

Перевод в интернат Ишан расценивает исключительно как наказание, о чем свидетельствует его диалог с мальчиком, отличником, умным и дисциплинированным.

Ребенку в интернате тяжело, т.к. он получает наказание не за нарушение нормы поведения, а за незнание её. Единственное любимое занятие – рисование – тоже оказывается сопряжено с наказанием (5 ударов по костяшкам и больно, и оскорбительно), и у мальчика начинает развиваться протестная реакция: он замыкается, развивается нервный срыв, стресс (пауки всюду). Следовательно, ребенок недалек до психического нарушения. И даже приезд родителей, брата, его подарок (большая коробка красок) не радует ребенка: краски он убирает в тумбочку.

Смена учителя про рисованию благотворно действует на всех детей в первый же урок, кроме Ишана. Он уже не верит взрослым, не верит в лучшие изменения. Белый лист, пролежавший весь урок, говорит об этом. Неверие сохраняется до тех пор, пока учитель, не обвиняя ребенка, рассказывает о том, что подобные проблемы бывали и бывают у разных людей, даже знаменитых. Были и у учителя в детстве. Нужно только уметь верить в то, что всё можно изменить. И постараться это сделать. Сотрудничество учителя и ученика выводит ребенка из тупиковой ситуации.

Действительно, исследования психологов показывают, что после ушедшего педагога - «автократа» в группе может успешно работать только «демократ», т.к. он способен на диалог.

Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушает динамику речи. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потом и к предмету. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать». Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: "Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно - обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала».

А.С. Макаренко считал, что главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности.

Современная педагогика и практика работы лучших учителей доказала, что радостное, трудное, но победное обучение возможно только на позициях педагогического сотрудничества. Образцы настоящего педагогического общения показаны в трудах Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте, дети!»); Е.Н. Ильина («Искусство общения»); В.Ф. Шаталова («Педагогическая проза»); С.Н. Лысенковой («Когда легко учиться»); С.Л. Соловейчика («Вечная радость»).

Все названные выше факты педагогического мировоззрения в кинофильме вбирает в себя образ учителя рисования, который смог не только найти причину «странного» поведения школьника, но и убедить родителей, учителей посмотреть на проблему изнутри. Главное в решении проблемы – обнаружить её, назвать её. Тогда обязательно будут найдены способы её решения. Принцип педагогов, составляющих костяк профессионального коллектива интерната, - исповедовать принцип авторитарного стиля взаимодействия. Но порядок, дисциплина и труд хороши в той мере, в которой они совместимы с самовыражением ребенка. Если только один учитель в педколлективе способен заметить, что глаза ребенка молят о помощи, что он скоро потонет, если ему не протянуть руку помощи, трудно говорить о профессионализме таких педагогов. Точнее можно говорить о выполнении только одной учительской функции - обмене информацией. Но информационная функция, обеспечивая процесс обмена материалами, не всегда создает условия для обмена духовными ценностями, не всегда создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.

Если ведущими остаются такие стили отношений, как:

· Неустойчивый стиль, характерный для учителей, у которых отношение к детям зависит от своего настроения, здоровья, бытовых проблем;

· Ситуативно-отрицательный стиль;

· Устойчиво-отрицательный стиль, который в практике работы школы встречается не часто, но такое отношение педагога к учащимся очень тяжело сказывается на настроении детей, больно отзывается в их душе. («Как надоел мне ваш класс», «Не класс, а непроходимое болото», «Умничать научились, а писать грамотно – нет»), то становится понятно, почему учителя не замечали отрицательной динамики в развитии ребенка.

Учителя с неустойчивым и отрицательными стилями отношения к детям вызывают отрицательное отношение и к себе. Мы часто слышим: «Им не следует работать в школе!» Но влияние творческого подхода нового учителя ИЗО заставило даже таких, уже состоявшихся «автократов» - учителей в итоге улыбнуться и принять дружеский шарж, сделанный на них.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что Ишан - ребенок возрастной нормы в интеллектуальном, физико-психологическом отношении, но с особенностями в познавательной области. Как и многие психологи, не думаю, что его поведение следует рассматривать как отклонение от нормы. Мальчик развивается в соответствии с возрастными особенностями. На лицо кризис 7 лет: потеря детской непосредственности (манерничание, кривляние);
- появление произвольности – умение/неумение взять себя в руки;
- появление самооценки (понимание того, что представление ребёнка о себе не равно мнению о нём других людей);
- возникновение внутренней психической жизни (осознание своих переживаний). Развитие интеллекта 7-11 лет: стадия конкретных операций (логические операции, но с конкретными предметами). В этот период ребёнок познаёт в школе логику мышления. Сложности возникают в социальной сфере в связи с дислексией, поэтому ему тяжело дается процесс обучения и, как следствие, возникает стабильное нежелание учиться, трудно дается процесс развития самодисциплины, т.к. ребенок устаёт преодолевать каждый раз одни и те же непреодолимые для него барьеры. Учитель не становится авторитетом до тех пор, пока не появится настоящий Учитель.

Взрослые становятся не враждебно настроенными объектами для восьмилетнего ребенка, а помощниками, наставниками. Ребенок снова начинает улыбаться!

Вывод, который необходимо уяснить всем смотрящим фильм «Звездочки на земле»: если вы хотите добиться эффективного взаимодействия, будьте готовы к доброжелательному сотрудничеству, к совместной деятельности, вникайте в СУТЬ проблемы. И тогда каждый ребенок станет звездочкой на земле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: