е) проблематика, пед. значение.




Проблематика повести состоит в решении вопросов о нравственных качествах подрастающего поколения, в необходимости проявления неравнодушного и внимательного отношения к ближнему, патриотизма по отношению к родине, а также умения дружить и отдавать другу все самое ценное. На примере команды Тимура писатель демонстрирует взаимоотношения разных по возрасту поколений, которые в определенные жизненные моменты не могут найти точек соприкосновения, однако впоследствии преодолевают конфликтную ситуацию и начинают выстраивать новые, дружеские отношения.История, которая рассказывается в повести, имеет автобиографическую направленность, поскольку писателем в собственном детстве была организована точно такая же команда, руководитель которой был автор.

«Тимур и его команда» — повесть А. П. Гайдара для среднего школьного возраста, написанная в 1940 году.

До 1986 года повесть «Тимур и его команда» издавалась в СССР 212 раз и была переведена на 75 языков. Общий тираж составил 14,281 миллиона экземпляров. В 2013 году повесть была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.

Судя по дневникам Аркадия Гайдара, киносценарий «Тимур и его команда» он начал писать в конце 1939 года в Старой Рузе, а закончил в апреле 1940 года на Кавказе. В июле-августе того же года сценарий опубликован в журнале «Пионер». Ещё продолжались съёмки кинофильма (он снимался на берегах Волги), а Аркадий Гайдар уже начал работу над одноименной повестью. 14 июня он записал в дневнике:

«Война гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии. Германцы наступают на Париж…»

В первые дни (если точнее, то уже на второй день приступил) Великой

Отечественной войны Гайдар написал киносценарий «Клятва Тимура» (фильм вышел в 1942 году), который завершил своеобразную трилогию.

Все действия в произведении происходят в 1941 году, незадолго до начала войны. Мы видим, что детям трудно порой смириться с суровыми реалиями военного времени (предвоенного), они убеждены, что все хорошо: “Папа, на земле все говорят! "Война и война..." Папа, посмотри, какое небо голубое! Мы будем ходить в лес... на речку... купаться... кататься на лодке... и ты будешь не полковник, не рабочий, не служащий, а просто папа. (Пытливо заглядывает ему в глаза.) Так не бывает? Ну, хорошо, пусть ненадолго, только на один месяц. Мы будем жить весело. Если у тебя есть деньги, ты подари мне патефон, мы будем заводить марши, танцы. Папа, я что-то говорю... говорю... а сама знаю, что это глупости. Но мне хорошо, и я при тебе не могу говорить иначе.”

Мы видим четкую датировку, как с каждым днем беспечная жизнь ребят уходит все дальше. Музыка, которая играла для них, вдруг наполняется гулом самолетов и звуком сигнальных труб.

“Голос наркома:

"...Советским правительством дан нашим войскам приказ - отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины..."

Глаза Тимура становятся все шире и шире, и, не глядя, он прижимает к себе маленькую перепуганную Нюрку.

В музыке нарастающий гул самолетов, звук сигнальных труб. И могучий гром артиллерии. Настольный календарь:

ВОСКРЕСЕНЬЕ. 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА...”

Читатель может наблюдать резкие перемены в описании штаба героев: теперь все серьезнее, теперь им нужно “Жить дружно”, как и предложил Тимур, ведь они “пионеры” и объеденены общей целью: “На улице под деревьями стоят, одетые в чехлы, пушки. Окно незнакомого дома. Квадрат стекла снаружи.

На стекле две пары рук быстро ставят "знак войны" - это узкие, скрещенные наискосок и еще раз перекрещенные через центр бумажные полосы для предохранения стекол от бомбежки.”

В повести Тимур изображен (относится ко всем частям) в двух пространствах: реальной жизни и придуманной патриотической игры. Если в пространстве игры он командир, организатор, умный и благородный рыцарь, то в реальной жизни он обыкновенный мальчик, действия которого кажутся подозрительными даже любящему его дяде (Особенно Ольга поначалу его недолюбливает из-за того, что считает его очередным хулиганом)

А когда Тимур по ошибке вместо Коли Колокольчикова разбудил его дедушку, мальчик испытал яркую вспышку страха. Под влиянием этой эмоции Тимур забывает про свою роль командира и спасается бегством, что является самой распространенной реакцией в аналогичных ситуациях. Гайдар не описывает всей гаммы переживаний героя, он ограничивается определением перепуганный, которое по контрасту с уверенными действиями играющего в героя Тимура приобретает особую выразительность и четко формулирует авторскую позицию: Тимур- ребенок, в котором воспитаны представления о добре и зле и который пытается положительную программу реализовать через игру.

Особенности сюжета

В этой части мы видим теперь не один день из жизни Тимура и его друзей, а несколько (Гайдар обозначает эти дни точными датами). Если раньше композиция строилась исключительно на взаимодействии ребят (их противопоставлении в основном), то теперь читатель видит, что они объединились во имя общей цели - помочь своей родине, сделать все от них зависящее для победы. Теперь картины, которые показывает нам автор, мне кажутся более мрачными, их делает такими приближающаяся война с каждым днем. На даче Жени всё изменилось. В сарае

расположился новый штаб команды. Каждый занят своим делом. Симаков, Ладыгин и ещё несколько ребят таскают вёдра. К ребятам приходят письма от поклонников команды Тимура. А тут ещё Тимур видит в газете заметку о том, что все ребята будут помогать колхозу пропалывать огород. Мишка Квакин перешёл на сторону тимуровцев, и только «Фигура» продолжает хулиганить в посёлке.

Главный герой и приемы создания персонажей

Киносценарий «Клятва Тимура» расширяет образ Тимки Гараева. А.П. Гайдар понимает, что этот его идеальный герой не станет образцом для подражания для всех подростков, читавших повесть. Автор «Клятвы Тимура» раскрывает метаморфозы подросткового возраста: Тимур вдруг становится «зазнайкой», и хорошее, доброе дело, «благодаря» его заформализованности («Была команда. Было весело. А теперь тоска. Бухгалтерия. Обыкновенная контора.»), получает совершенно другой смысловой оттенок: «Внутри чердака все прибрано, механизировано и модернизировано. От прежнего загадочного беспорядка нет и следа», «По дачной улице с портфелем идет Тимур. Он шагает прямо, пожалуй, преувеличенно деловито». Оказывается, что и Тимуру свойственна звездная болезнь, а вот Мишка Квакин, напротив, изменяет свое отношение к действительности в положительную сторону. В его словах теперь постоянно звучит фраза: «Когда я был хулиганом…». Показать процесс осознания Квакиным, бывшим атаманом подростковой шайки, неправильности своих прежних действий (заметим, что это происходит хоть и под воздействием окружающих, но вполне самостоятельно), а также сложный путь становления Тимура в человека благородного и справедливого, – вот цель, которую поставил А.П. Гайдар в своей своеобразной трилогии

Разве не так же происходит и в нашей жизни, когда внешне благополучные дети, которые хорошо учатся, ведут общественную работу, помогают взрослым и бережно относятся ко всему окружающему, после нашего пристального внимания и бесконечных похвал, «вдруг» становятся дерзкими, грубыми и неуправляемыми, и их неожиданно охватывает эгоцентрическая болезнь (не забудем, что не только мир мальчиков, но так же и сложные взаимоотношения девочек находятся в центре произведений А.П. Гайдара). Любой подросток переживает неудачи своих родителей и радуется за их успехи. Существует тонкая неуловимая связь между сыном и отцом, между дочерью и матерью, и стоит только ее порвать, или кому-то нарушить гармонию взаимоотношений детей и родителей, как все вокруг тогда подвергается разрушению.

Сами персонажи больше характеризуются именно в диалогах, те по речи героев мы можем их узнать больше. Внешность их почти не описывается, лишь иногда элементы одежды.

В повести Тимур изображен (относится ко всем частям) в двух пространствах: реальной жизни и придуманной патриотической игры. Если в пространстве игры он командир, организатор, умный и благородный рыцарь, то в реальной жизни он обыкновенный мальчик, действия которого кажутся подозрительными даже любящему его дяде (Особенно Ольга поначалу его недолюбливает из-за того, что считает его очередным хулиганом)

А когда Тимур по ошибке вместо Коли Колокольчикова разбудил его дедушку, мальчик испытал яркую вспышку страха. Под влиянием этой эмоции Тимур забывает про свою роль командира и спасается бегством, что является самой распространенной реакцией в аналогичных ситуациях. Гайдар не описывает всей гаммы переживаний героя, он ограничивается определением перепуганный, которое по контрасту с уверенными действиями играющего в героя Тимура приобретает особую выразительность и четко формулирует авторскую позицию: Тимур- ребенок, в котором воспитаны представления о добре и зле и который пытается положительную программу реализовать через игру.

Но именно в “Клятве Тимура” мы видим истинного лидера, который больше не живет лишь в игре: он готов забыть все обиды: “Мальчишки и девчонки! Вот вы киваете головами, шумите: "Давай! Давай! Будем ворочать горы!" А пройдет три дня... (ропот) ну, три недели, три месяца - работа надоест, и выйдет, что мы не пионеры, а хвастуны и лодыри. (Ропот.) Мне говорить так

горько, но лучше сказать сразу напрямик, чтобы потом никто не ныл и не хныкал. Давайте жить дружно!

Лица Квакина, Гейки, Жени.

Тимур: - Нас много, а будет еще больше!”. Он готов самоотверженно работать ради победы, ради своего Отечества: “- Никуда вы не побежали. Собирай девчонок, идите на огороды!

Женя (жалобно):

- Но, Тима! Мы только недавно оттуда... Нас прогнали... Квакин нагнал туда столько народу, что председатель нам велел уходить обратно”

Тимур Гараев Подросток военного времени, явный лидер в группе, которому свойственно проявлять талант к организаторским делам (да и прозвали его соответствующим прозвищем – «атаман»). Тимуру выказывают уважение коллеги, товарищи, а также враги: это говорит о многом. Но и Тимур содержит в себе внутреннюю диалектику. С одной стороны, юноша ответственный, рассудительный, не по годам мудрый. Тимур понимающий и отзывчивый. С другой стороны – Тимур тоже делает ошибки, герой – не идеал, а живой человек, по-детски наивный и непосредственный.

Тимура отличает смелость и отвага, решительность и героизм, верность и надежность, справедливость и честность. Он – пионер, бескорыстный в помощи тем, кому эта помощь нужна. В непростое время войны Тимур и его товарищи защищают жен и детей военных. Речь Тимура прямая и понятная, без жаргона, уверенная.

Он смело отдает приказы ребятам, но теперь все по-новому, теперь все серьезно и Женя по началу обвиняет его в том, что их команда перестала быть таковой, все изменилось: “- Очень глупо... "Девчачье"! Подумаешь, какой воин! (Приближая лицо к Тимуру.) Что ты на меня уставился? Все равно ты ничего не видишь! (Горько.) Ты не видишь, что над тобой смеются. (Показывает на надписи и обстановку чердака.) Начальник! Кабинет!.. Телефон!.. "Не курите... Не сорите..." Ты загонял всех ребят своими приказами, а сам сидишь (швыряет газету) и любуешься своими портретами!

Тимур бледен.” Он легко поддался той небольшой власти, которая вдруг у него оказалась, но Тимур ребенок и у него есть четкие представления о добре и зле. Потому совсем скоро он исправляется, почувствовав, что война уже подобралась к ним вплотную: “- Мальчишки и девчонки! Вот вы киваете головами, шумите: "Давай! Давай! Будем ворочать горы!" А пройдет три дня... (ропот) ну, три недели, три месяца - работа надоест, и выйдет, что мы не пионеры, а хвастуны и лодыри. (Ропот.) Мне говорить так горько, но лучше сказать сразу напрямик, чтобы потом никто не ныл и не хныкал. Давайте жить дружно!

Лица Квакина, Гейки, Жени.

Тимур:

- Нас много, а будет еще больше!” - он готов забыть все обиды, готов посмотреть суровой реальности в лицо и сказать об этом своим друзьям.

Педагогическое значение и пафос

Сценарий «Клятва Тимура» как раз рассказывает о том времени, когда игра кончилась и пришла пора воевать рядом. «Клятва Тимура» была закончена в первые дни Великой Отечественной войны. И не случайно Тимур в сценарии говорит: «Была игра, но на нашей земле война, и игра окончена».

“Клятва Тимура” проникнута патриотическим пафосом: ребята объединяются, чтобы как истинные “пионеры” сделать все возможное ради тех, кто бьется на передовой. Произведение

учит быть настоящим патриотом, любить и защищать свою Родину. Помогать окружающим людям – высшая степень этой любви.

Главная мысль повести заключается в бескорыстном и добром отношении друг к другу. А.П. Гайдар воспитывает в своих читателях ответственность, справедливость, милосердие, благородство. Именно эти нравственные качества становятся важными для автора. Делать добро другим людям – вот к чему призывает А.П. Гайдар. Только в этом случае можно победить злые начала (Как это сделал Фигура)

Такие советы и назидания были важными для всего русского народа в условиях наступающей войны. Любовь к ближнему порождает любовь и к Родине.

Поднимается автором и проблема дружбы. Тимур имеет свою команду, они соединились в единое целое. Только вместе ребята сильны и храбры.

Между ними бывают разногласия, Тимур тоже не предстает перед нами идеальным, он, как и все, совершает ошибки.

Проблема взаимоотношений поколений, которая относится к вечным проблемам, также рассматривается А.П. Гайдаров в повести «Тимур и его команда». Конфликт между взрослыми и детьми, построенный на непонимании деятельности ребят, сначала кажется невозможным для разрешения, однако в ходе повествования поколения понимают друг друга и строят новые, уже дружеские, отношения. Это происходит уже в “Клятве Тимура”, когда мы видим и благосклонное отношение Ольги к ребятам, и одобрение их деятельности (это происходит почти в самом конце повествования) другими жителями.

Поднимается автором и проблема дружбы. Тимур имеет свою команду, они соединились в единое целое. Только вместе ребята сильны и храбры. Между ними бывают разногласия, Тимур тоже не предстает перед нами идеальным, он, как и все, совершает ошибки. Проблема взаимоотношений поколений, которая относится к вечным проблемам, также рассматривается А.П. Гайдаров в повести «Тимур и его команда». Конфликт между взрослыми и детьми, построенный на непонимании деятельности ребят, сначала кажется невозможным для разрешения, однако в ходе повествования поколения понимают друг друга и строят новые, уже дружеские, отношения. Это происходит уже в “Клятве Тимура”, когда мы видим и благосклонное отношение Ольги к ребятам, и одобрение их деятельности (это происходит почти в самом конце повествования) другими жителями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: