Второй модуль международной школы экологической арт-терапии
(40 академических часов,
Июля 2019 г., г. Грязи Липецкой обл.)
Ведущие: Беверли Э’Корт и Александр Копытин
Данный модуль имеет целью:
- дальнейшее формирование у специалистов помогающих профессий (прежде всего, владеющих методами арт-терапии и арт-педагогики) теоретических и методологических основ экологической арт-терапии;
- овладение ими комплекса методик, умений и навыков, характерных для данного инновационного направления лечебно-профилактической и образовательной практики, целостного био-психо-социо-духовного развития личности;
- освоение новой профессиональной роли специалиста по экологической арт-терапии, характеризующейся развитой способностью к экосистемной коммуникации, установлению «партнерских» ко-терапевтических отношений с природной средой («миром природы») и внутренней природой самого эко-арт-терапевта.
Основные темы второго модуля:
- Теоретический блок:
- концепция терапевтической среды в экологической арт-терапии; терапевтическая среда согласно традиционному и экосистемному подходу; виртуальная среда, «гибридная» среда и ее связь с экосистемным подходом;
- экологические аспекты телесноориентированной, природосообразной экспрессивной художественной практики;
- антропологические предпосылки средовой художественной творческой активности, связанные с опытом предков, народов, живущих в тесной взаимосвязи с экосистемой;
- мифологическое оформление экосистемных представлений в традиции духовной культуры, произведениях прикладного искусства, повествованиях;
- концепции всеобщей взаимосвязи (interbeing), обосновывающие инновационные подходы в психологии, педагогике, медицине, искусстве;
- жизненный цикл человека с точки зрения представлений экологической психологии;
- концепция осознанности (mindfulness) и факторы ее развития.
- Практический блок
· упражнения по развитию сенсорно-перцептивной восприимчивости к природным, средовым процессам и феноменам, включая внутренние процессы тела в его взаимодействии с психикой, процессам воображения и тому, что находится во внешней среде, прежде всего, в непосредственном окружении;
· медитативные упражнения в среде (включая телесноориентированные, танцевально-двигательные и музыкально-экспрессивные практики), позволяющие развивать качества осознанного присутствия в среде и увидеть то, как среда откликается на присутствие человека и внутренние процессы его тела и психики, входит с ним в резонанс;
· медитативное голосовое средовое звучание;
· медитативная средовая фотография и видеосъемка;
· принципы и приемы построения безопасного, контейнированого пространства в природной среде, позволяющего участникам эко-арт-терапевтических занятий почувствовать безопасность и комфорт, восстановить и развить чувство контроля над средой, переживать опыт исцеления и трансформации;
· практика построения и реализации ритуальных действий, связанных с творческими проявлениями субъекта и группы в процессе построения безопасного, контейнированного пространства;
· мандала как инструмент экологической арт-терапии;
· методы исследования и оценки в экологической арт-терапии и экопсихологии (методики для оценки осознанности – Фрайбургский опросник осознанности; средовой семантический дифференциал, кара наблюдений «Континуум реагирования на среду»; методики оценки отношения к природе – вербальная ассоциативная методика «Эзоп», методика «Натурофил» и др.).
Участники смогут сформировать умения и навыки, начиная с простых действий и упражнений, направленных на фокусировку на внутренних телесных, эмоциональных и имагинативных феноменах, с одной стороны, и средовых процессах и феноменах с их значением для субъекта, с другой стороны. Для усиления стабилизирующих и резонансных эффектов, развития способности к тонкому восприятию внешних и внутренних процессов, создания безопасного пространства, будут использоваться простые, ритмизированные, повторяющиеся действия и последовательности действий, а также повествовательные практики и ресурсы конкретной среды пребывания участников.
Они смогут освоить ритуальные, церемониальные действий, различные творческие символические акты как средства формирования чувства доверия и безопасности в среде, настройки на средовые процессы и осознанного присутствия в среде, психофизической гармонизации и помощи клиентам, ритуального оформления начала и завершения терапевтического процесса, мотивации на позитивные изменения.
Примечания:
Рекомендуется одежда, позволяющая выполнять различные практики на улице, взаимодействуя с разными природными материалами, совершать свободные движения.
Участники должны принести с собой некоторые найденные природные и неприродные объекты и материалы, из которых может создаваться среда особого рода, ритуальное, «сакральное» пространство.
Предусматривается значительный объем практической работы, требующей наличия мотивации и готовности работать с личными и профессиональными запросами и темами в условиях конфиденциальности вместе с другими членами учебной группы.
Последний день занятий в рамках второго модуля будет посвящен презентации курсовых работ участников программы, а также просмотру и обсуждению видеозаписей лекций ведущий российских специалистов в области экологической психологии, педагогики окружающей среды и устойчивого развития, антропологов, философов, художников, музыкантов.