как попасть из фотолюбителей в профессионалы и вернуться обратно.




Позитивные и негативные процессы в жизни фотографа

Или

как попасть из фотолюбителей в профессионалы и вернуться обратно.

В середине 90-х годов прошлого века в разгар всеобщего издательского бума появилось несколько журналов, освещавших со всех сторон вопросы фотографии. В одном из них я прочитал статью-исповедь одного модного столичного фэшн-фотографа. Широко востребованный московский профессионал жаловался на свою нелегкую жизнь. Суть его проблем сводилась к следующему – когда-то начинающий фотожурналист он мечтал о крутой аппаратуре, безумно красивых фотомоделях и крупнобюджетных заказах. Снимая все и вся, он через какое-то время обзавелся средне и крупноформатными камерами, нашел пути в мир высокой моды и дорогой рекламы, и скоро его съемочное время стало расписано на полгода вперед.

Казалось бы, сбылась мечта, чего еще надо, живи и радуйся. Но нет! Поработав в таком качестве чуть больше трех лет, наш профессионал возненавидел фотографию. Не всю вообще, конечно, а ту ее часть, к которой он сам имел непосредственное отношение. А жаловался фотограф главным образом на то, что его замечательные и весьма дорогие камеры ни вызывают в нем творческого порыва. Ассоциируясь лишь с работой, они напрочь отбивали желание фотографировать – искать сюжеты и придумывать ракурсы. В конце концов, лишь возврат к старенькой малоформатной зеркалке вернул нашему герою радость фотографической жизни, а фотографическому миру талантливого, но заработавшегося коллегу.

В то время я был студентом факультета журналистики. Время от времени публиковался. Среди моих работ были как тексты, так и фотографии. Вышеизложенные московские откровения я воспринял крайне критично. Первой мыслью была та, что человек просто решил несколько снизить интенсивность появления своих новых конкурентов. Мол, не идите, ребята, в профессиональную фотографию – ничего хорошего тут нет – одна головная боль и душевное расстройство.

Вторая версия была более очевидной. Что взять с зажравшегося москвича? Ну, бесится дядя с жиру. Побесится, побесится и перестанет. Сам я тогда снимал разными «зенитами», и человек, который сетовал на дорогие камеры, высокобюджетные заказы и востребованность, найти у меня понимание не мог по определению.

 

Время шло. У меня у самого появилась сначала одна японская камера, потом другая. Надо сказать, что фотография долгое время имела для меня прикладное значение. Я сочинял тексты для разных журналов и зачастую сам их иллюстрировал. Хорошее было время! Мне полностью доверяли выбор тем для своих материалов, я сам делал для них фотографии. Вся работа была – сплошное творчество до тех пор, пока мне не позвонили из одного издания и не попросили выполнить просто фотосъемку. Их штатный специалист не успевал, и они, зная, что я снимаю для своих статей, решили использовать меня в качестве фотографа. Все надо было сделать быстро, поэтому времени на раздумья не оставалось. Отказывать журналу, в котором я неоднократно публиковался, не хотелось, и я согласился выполнить задание.

Результат всем понравился. Меня попросили что-то сфотографировать еще и еще раз. Вскоре я уже почти не писал, зато все больше и больше снимал. Фотосъемка превратилась для меня в профессию.

Вообще, что касается фотографии, по собственному опыту могу сказать, что если вы снимаете оперативно и качественно, то очень быстро «обрастаете» работой. Она приходит к вам отовсюду, даже оттуда, откуда вы ее не ждали. Издательское дело требует большое количество иллюстраций самых разнообразных видов и жанров. Мне приходилось делать портреты, фоторепортажи и, конечно же, снимать бесконечную рекламу.

Поначалу все это сильно увлекает. Приходится осваивать новые виды специальных съемок, учиться работать со светом, используя как естественные условия, так и разнообразные светильники, вспышки. Материальная сторона дела тоже не лишена приятных моментов – заказов больше, оплата выше.

Несмотря на то, что основной объем рекламных съемок приходился у меня на всевозможные каталоги одежды, еды и ювелирных украшений, были и интересные проекты. Например, снимая байкера для рекламы новой брутальной коллекции серебряных украшений, узнал много интересного про мотоциклы и людей, которые на них ездят (фото 01).

Фотография бутылки, в которой, кстати, нет ни капли фотошопа, появилась необычным образом. Заказчику очень срочно понадобился снимок популярного напитка, как он объяснил: «В темноте, но чтобы бутылку было хорошо видно». Дело было в жаркий летний полдень, поэтому единственным по-настоящему темным местом оказался пустой гараж. В нем и пришлось экспериментировать со студийным светом, большим зеркалом и бутылкой (фото 02).

Через какое-то время я «дофотографировался» до московских заказов. Поначалу они были периодическими, между собой не связанными. Для выполнения некоторых приходилось ездить в столицу, тащить с собой дополнительное оборудование, вроде студийных вспышек, софтбоксов и зонтов. Поэтому, когда появилась реальная возможность поработать в Москве фотографом на постоянной основе, я долго не раздумывал.

Новым местом работы была столичная редакция одного федерального сетевого издания, которое специализировалось на подробнейшем освещении всех нюансов такой необъятной части жизни общества, как телевидение. В мои задачи входила съемка людей, известных всей стране, как во время различных мероприятий, так и в домашней обстановке.

Ничего нового в этом виде деятельности для меня не было. Все наши звезды – обычные люди. Многие из них весьма общительные, привыкшие к своей публичности, и во время взаимодействия с ними главное – самому не теряться. Естественно, что о «домашних» съемках с интересной для редакции персоной договаривались заранее, и когда мы с журналистом приезжали на место, все, включая домочадцев, были готовы к фотосессии.

Совсем другое дело – фотографировать в Москве на премьерах и презентациях. Если в Воронеже на подобных мероприятиях количество телеоператоров вместе с фотографами редко превышает десяти, то на столичных тусовках, приуроченных к каким-либо важным событиям в жизни шоу-бизнеса, одних фотографов может быть до сорока. Прибавьте к ним человек двадцать телеоператоров и поймете, насколько непросто в таких условиях вообще что-то снять. Чем событие значительнее, тем более оно протокольное, то есть фотографы ограничены и в месте, и во времени.

Когда вокруг толпа коллег, и все спешат, нужно быть очень ловким и быстрым. Но и навыки успешного существования в переполненной обезьяньей стае не гарантируют успеха. Если вы попытаетесь в массовом скоплении фотографов сделать вертикальный ростовой портрет камерой и вспышкой, традиционно вставленной в «горячий башмак», то, скорее всего, у вас ничего не получится. Куда бы вы ни направили вспышку, ее, находящуюся сбоку камеры, обязательно перекроет кто-нибудь из снимающих соседей. Поэтому верный признак настоящего профессионала съемок столичных тусовок – специальный кронштейн, позволяющий независимо от положения камеры, вспышке всегда находиться сверху.

Кого только и где только не приходилось снимать. Театры, кинотеатры, рестораны, ночные клубы, съемочные площадки кинофильмов, телестудии, загородные резиденции и просто московские и питерские улицы.

Юрий Стоянов со своей супругой Еленой устроили для нас – корреспондента и фотографа целую экскурсию по СВОЕМУ Питеру (фото 03). Игорь Корнелюк, в святая святых – своей домашней студии – демонстрировал еще нигде не звучавшие произведения, над которыми он в тот момент работал (фото 04). Митя Фомин, к нашему всеобщему удовольствию, собственноручно жарил барбекю на лужайке перед домом своего друга на Рублевке (фото 05). А Михаила Леонтьева я снимал в то время, когда он праздновал свой День рождения в собственном ресторане. Кстати, он в качестве шеф-повара приготовил для гостей настоящую русскую уху (фото 06, фото 07). Все были в восторге!

Я жил и работал в Москве, семья моя оставалась в Воронеже, приходилось метаться между двумя городами. Бесконечно это продолжаться не могло, и вскоре я вернулся в столицу Черноземья. Вернулся к фотофиксации одежды, еды и ювелирных украшений.

Еще через какое-то время мои мысли были абсолютно идентичны тем, про которые я рассказывал вначале. Мои камеры ассоциировались у меня только с работой, в редкие свободные минуты хотелось думать о чем угодно, только не о фотографии.

Чтобы отвлечься, я пошел работать на телевидение. Потом купил компактную камеру и сделал вот эту фотографию (фото 08). Сейчас все чаще приходят мысли о собственном фотопроекте. Кто знает, может, повезет, и он у меня когда-нибудь действительно получится?

 

Сергей Шишкин – тележурналист, фотограф.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: