Урок 59. В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» (с. 150–152)
Цели деятельности чителя | Создать условия для ознакомления со стихотворениями В. Берестова, повторения понятия «олицетворение»; способствовать развитию навыков чтения, умения составлять вопросы к тексту |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы. Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные:развивают умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. https://gazizova.ucoz.ru/publ/stati_dobavlennye_uchastnikami/psikhologicheskij_nastroj_na_urok/2-1-0-21 2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-vneklassnogo-chteniyanash-berestov |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; портрет и книги В. Берестова |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. «Здравствуйте!» Просто «Здравствуйте»? Что особенного тем мы Друг другу сказали? Отчего же на капельку Солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку Счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку Радостней сделалась жизнь? – Итак, здравствуйте! И пусть вам будет сегодня светло и радостно! | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Организует конкурс стихов Э. Успенского. Увидала поросёнка, Улыбается девчонка: – Кто от курицы бежит, На всю улицу визжит, Вместо хвостика крючок, Вместо носа пятачок, Пятачок дырявый, А крючок вертлявый? – Прочитайте медленно, быстро, испуганно, радостно | Читают стихи наизусть. Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: выказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции; осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка темы, цели урока | – Вы знаете, кто написал это стихотворение? – Определите по шифрограмме. ИВаВленШтУиТнКУБеИрВеСсЕтоРЬвЁЗ – Сегодня мы вступим в диалог с автором – будем задавать ему вопросы и разгадывать его загадки | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы | ||
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ учителя о В. Берестове. 2. Работа по стихотворению В. Берестова «Знакомый» | См. Ресурсный материал. Читает наизусть стихотворение «Знакомый» по четверостишиям (учебники закрыты). После первого четверостишия: – Возникают ли у вас вопросы? После второго четверостишия: – Открылся ли нам секрет? – Что мы узнали уже про друзей? После третьего четверостишия: – Какие теперь возникают вопросы? После четвертого четверостишия: * – Кем был знакомый мальчика? * – Понравилось ли вам стихотворение? * – Ожидали ли вы такую концовку стихотворения? – Понятно теперь, почему знакомый по снегу бежал босиком? – А теперь прочитайте стихотворение выразительно | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Читают сначала про себя, затем вслух | Фронтальная | Устные ответы | |
Физкультминутка | См. Приложение | Выполняют упражнения | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу | Выполнение движений | |
3. Работа по стихотворению «Путешественники». 4. Чтение стихотворения «Кисточка» | – Прочитайте стихотворение. – Как вы думаете, что мешало путешественникам повернуть назад? – Можем ли мы назвать это стихотворение юмористическим? Докажите свое мнение. * – Какие выразительные языковые средства использовал в этом стихотворении В. Берестов? (Метафору и олицетворение.) * – Для чего используют прием олицетворения? * – Прочитайте задание после стихотворения. * – Какой прием вы будете использовать, чтобы выполнить это задание? (Олицетворение.) | Читают сначала «по цепочке». Затем повторно с выражением | Фронтальная | Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из произведений, ответов сверстников. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия; умеют слушать | Выполненные задания, устные ответы | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | * – С какими стихотворениями мы сегодня познакомились? * – Запомнили ли вы имя и фамилию автора? – Какое стихотворение понравилось вам больше всего? – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Придумать историю про учебные вещи | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск ее решения | Выполненные задания |
Ресурсный материал