Билет 20. Римская архитектурная революция.




Нарастающий — в связи с неуклонной экспансией Рима — от столетия к столетию размах строительных начинаний и укрупнение масштабов отдельных сооружений потребовали создания новой строительной техники, предоставляющей архитектору более широкие возможности по сравнению со стоечно-балочными конструкциями греков. Это расширение архитектурных возможностей было достигнуто благодаря внедрению и разработке сводчатых конструкций и использованию нового материала- бетона. Сводчатая конструкция из тесаного камня и из бетона уже в период Римской республики создает совершенно новое общее лицо архитектуры, способствует появлению новых типов архитектурных сооружений и преображает традиционные типы, унаследованные от старины или заимствованные у эллинизма. Технические достижения Республики станут основой для Римской архитектурной революции, начавшейся при императоре Нероне и завершившейся при императоре Адриане при строительстве Пантеона, вершины Римской архитектуры.

Тесаный камень был незаменимым спутником римского бетона и применялся, главным образом, для усиления углов, притолок и арок. Из камня вытесывались части ордера и другие архитектурные детали.Наиболее примечательно диференцированное и глубоко продуманное уже в архитектуре Республики применение разнообразных каменных пород с учетом не только их природных свойств, но и стоимости их обработки и доставки. Отсюда соединение различных пород в одном и том же сооружении, на одном и том же фасаде, в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания буквально каждого блока.

Бетон. Широкое распространение в Риме бетона объясняется, с одной стороны, дешевизной материала и быстротой выполнения крупных работ из него, с другой стороны — возможностью применения в бетонном строительстве малоквалифицированного дешевого рабского труда. Римский бетон был очень качественным и прочным, и обладал рядом пластических преимуществ и замечательных технических качеств для различных экспериментов с архитектурными формами.

Кирпич. Для массового жилищного строительства применялся воздушно-сухой кирпич. Прекрасно обожженный плоский кирпич вытесняет сырец из городского строительства;в сочетании с бетоном и в комбинации с тесаным камнем мелкого формата будет характерен для архитектуры Империи.

Арка и свод должны считаться вкладом Рима в сокровищницу мирового зодчества, так как только в римско-италийской архитектуре арка и свод приобрели ведущее значение и стали играть роль главного архитектурного средства, а не второстепенного конструктивного элемента. Для сооружения сводов, почти одновременно с камнем римляне начали применять бетон — этот универсальный материал, из которого с одинаковой простотой и быстротой выкладывались и простая стена, и сложнейший свод. Свод позволяет создать устойчивые сложные системы, в которых более низкие помещения, крытые сводами меньшего пролета, подпирают главные помещения более значительных, нередко грандиозных размеров. Этот основной принцип всего римского сводостроения и сочетания объемов был известен уже строителям Республики. Криволинейные формы — новое слово в архитектуре, новое движение взгляда, новые акценты. Новая эстетика.

Купол. Принципы сводостроения были применены при Республике также и для создания полусферического купола. Технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений.

Октавиан Август закладывает предпосылки развития имперской архитектуры. Масштаб, авкустовский классицизм. Начинается активная строительная деятельность. Светоний: «Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным». Изменение сути. Был — убогий, скромный, а стал эллинистическим городом.

При Нероне Пожар 64 года, уничтоживший более двух третей Рима, расчистил поле для реконструкции города, необходимость которой ощущалась уже давно. В результате пожара появилась возможность положить начало перепланировке некоторых районов столицы с широкими улицами, обрамленными портиками. Городская теснота стала причиной умножения количества капитальных инсул — многоэтажных жилых домов с наемными помещениями, заменивших собой многоэтажные же, но весьма опасные в пожарном отношении дома, строившиеся на деревянном каркасе.Площадь, занятая массовым жилищем, быстро увеличивалась, число индивидуальных домов уменьшалось и немногочисленные дома богачей сохранялись преимущественно на окраинах города. Золотой дом Нерона: попытка сочетать помещения разнообразной формы, располагая их под разными углами друг к другу. Большой многоугольный зал в правом крыле перекрыт хорошо сохранившимся грандиозным сомкнутым восьмилопастным сводом, который переходит в купол с большим круглым отверстием наверху. Обращает на себя внимание значительно большее разнообразие сводов в нем, вместо одних только цилиндрических сводов, применявшихся в жилых зданиях в предыдущий период. В Золотом доме сделана попытка внести в план движение; создать ряды помещений, образующих огромный вестибул. Дальше – Дворец Флавиев был одним из самых роскошных зданий Рима по своей отделке и одним из самых смелых по конструкциям.Тронный зал размером 29X 35м был перекрыт одним из самых больших сводов Древнего Рима. Размер этого пролета уже сам по себе один из самых больших в древности; свод был, кроме того, поднят на огромную высоту, при которой задача строителя делалась головокружительно смелой. Колонны, вместе с пристенными пилястрами, образовывали нечто вроде внутренних контрфорсов. Узкий корпус к северо-западу от перистиля состоял из ряда криволинейных в плане, причудливо прорисованных помещений, перекрытых сводами и куполами. Помещения сложной формы сочетались в Августовом доме в красивом, хорошо прорисованном плане. Траян. Термы Траяна являются первыми императорскими термами Рима, в которых симметричная схема архитектурной композиции терм Тита соединена с грандиозной программой. Термы Траяна ориентированы под значительным углом к Золотому дому, фасады которого были направлены по странам света. Незначительные остатки терм Траяна позволяют думать, что в них уже были проведены основные композиционные и конструктивные приемы поздних и еще более грандиозных терм Каракаллы и Диоклетиана. Громадные застекленные световые проемы освещали здесь монументальные помещения, из которых главное было перекрыто высоко поднятым трехпролетным крестовым сводом, характерным для всех позднейших больших терм. Вилла Адриана – сложнейшие решения, понимание конструкции, усложнение внутреннего пространства.

Римляне полностью п ереосмысляют греческое наследие: если греческие строения — это архитектура экстерьера, то римская — архитектура внутреннего пространства, которое ативно осваивается, расширяется, расчленяется и структурируется. Настенные росписи привносят тенонику, системность и иерархию стены, экседры, ниши, кесоны — тоже примеры освоения пространства, его расширения, осмысления.

Римская архитектурная ячейка — композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом. В отличие от архитектуры Древней Греции, где ордерные элементы были связаны с конструкцией здания, римская архитектурная ячейка демонстрирует разъединение несущих частей (стена, пилон, арка) и декоративных, оформляющих фасад (колонны с антаблементом). Римляне, заимствовав у эллинов колонну, лишили ее конструктивной функции и превратили в украшение фасада. Арка и свод создают боковой распор, по этой причине колонны оказались бы непрочными и могли рухнуть, если их нагрузить всей тяжестью криволинейного перекрытия. Древнеримские строители освободили колонну от нагрузки и перенесли тяжесть перекрытия на массив стены здания.

Излюбленный в Риме мотив аркады — совершенно другая ритмика, другое движение. Ещё 1 сущностное отличие от греков.

Результатом развития техники и мысли римских строителей является Пантеон с его громадным куполом, наложенной ордерной декорацией и глубокой семантической насыщенностю (внутреннее пространство как Вселенная).

Архитектура внутреннего пространства — это ещё и новое осознание человеком себя внутри этой архитектуры.Без достижений, завоеванных римским умом и римской архитектурной революцией, была бы немыслима архитектура последующих поколений, в особенности культовая архитектура христианства и ислама, развивающая внутреннее пространство помещения как сосредоточение божественного духа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: