Глава 1. Теоретические основы учета материально-производственных запасов в организации




Введение

 

Сырье и материалы относятся к материально-производственным запасам (МПЗ). При этом сам состав этой группы МПЗ может быть очень разнообразным: собственно сырье и материалы, непосредственно используемые в производственном процессе предприятий; инструменты (предметы труда); топливо; запасные части; прочие материалы (канцелярские товары, инвентарь и т.п.); товары, в том числе на предприятиях оптовой торговли.

Основными задачами учета материально-производственных запасов является контроль за сохранностью материальных ресурсов, их рациональная оценка и выбор способа учета.

Особенно важным является учет МПЗ на предприятиях торговли. В соответствии с п. 2 разд. I действующего ПБУ 5/01 «...товары являются частью материально-производственных запасов, приобретённых или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи...». Стоимость приобретенных товаров составляют основу формирования цены товара и услуг по его реализации, что однозначно влияет на формирование финансового результата организации в целом.

Материально-производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества организации, имеют достаточно высокую долю в себестоимости продукции, поэтому своевременный правильный учет МПЗ позволит своевременно осуществлять контроль над их использованием.

Оценка МПЗ при их выбытии производится на основании методов, закрепленных в п.16 ПБУ 5/01. Выбор методов в бухгалтерском и налоговом учете может быть разным, что в свою очередь повлечет трудоемкость учета в целом. При этом по разным материалам или группам материалов организация имеет право принимать различные методы оценки. При оптимальной группировке материалов это дает возможность оперативно реагировать на рыночные колебания цен и уменьшить трудоемкость счетной работы. Выбранная организацией учетная политика должна отражать способы оценки материалов, причем при выборе оптимальных методов, можно квалифицированно уменьшить трудоемкость учета МПЗ и увязать бухгалтерский и налоговый учет.

На основании вышеизложенного можно с уверенностью утверждать, что выбранная тема дипломной работы является актуальной.

Целью данной дипломной работы является изучение процесса организации учета материально – производственных запасов в организации.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Ознакомиться с сущностью и общими задачами учета материально производственных запасов.

2. Рассмотреть организацию бухгалтерского учета МПЗ и его документальное оформление.

3. Изучить особенности проведения инвентаризации материально-производственных запасов.

4. Определить особенности учета в торговых организациях, особенности учета ГСМ.

5. Отразить все имеющиеся способы учета МПЗ в соответствии с группировкой по назначению и отражению по счетам бухгалтерского учета.

6. Определить формирование стоимости МПЗ в целях налогообложения прибыли на примере конкретной организации.

7. Разработать рекомендации по организации бухгалтерского и налогового учета МПЗ в ООО «Миллениум-М».

8. Составить план и программу аудита материально-производственных запасов в ООО «Миллениум-М».

9. Дать характеристику аудиторских процедур системы внутреннего контроля по учету МПЗ в ООО «Миллениум-М».

Предметом исследования является учет материально – производственных запасов организации.

Объектом исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Миллениум-М».

Источниками информации при написании данной работы являлись анализ счета 10, 41; формы бухгалтерской отчетности – бухгалтерский баланс (форма №1); форма №5.

 


Глава 1. Теоретические основы учета материально-производственных запасов в организации

 

1.1 Сущность и основные задачи учета материально-производственных запасов

 

Нормативное регулирование учета материально-производственных запасов осуществляется на базе Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01. Утверждено Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 4н.

В ПБУ четко определено, что относится к материально-производственным запасам с применением разных методов оценки, отражение информации о материально-производственных запасах в учете и бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

а) используемые в качестве сырья, материалов, при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);

б) предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

в) используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

К материально-производственным запасам относятся сырье, материалы, готовая продукция и товары. То есть любое имущество, которое организация перепродает или использует в производстве продукции (работ, услуг), а также для управленческих нужд. Единственное ограничение – срок его полезного использования не может превышать 12 месяцев. Об этом сказано в пункте 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов».

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц.

Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета.

В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного предприятия и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами – продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, то есть составляют их материальную основу.

Возвратные отходы производства – остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружки и др.).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Условиями поставки товаров предусматриваются определенные виды тары, подлежащие обязательному возврату, либо сдачи ее организациям, собирающим тару, либо ремонтирующим ее. Возвратная тара – тара многократного пользования. С целью возврата за некоторые виды тары с покупателей взимается залог, который возвращается после сдачи тары (залоговая тара).

Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования. Они нужны для поддержки основных средств в рабочем состоянии.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности – это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.). По своей природе инвентарь и хозяйственные принадлежности относятся к средствам труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Перед бухгалтерским учетом материально-производственных запасов стоят следующие задачи:

- своевременное и правильное оформление документами поступления и расходования материальных ценностей;

- систематический контроль за сохранностью материальных ценностей путем учета их по местам хранения и материально-ответственным лицам;

- постоянный контроль за использованием средств строго по назначению и в соответствии с установленными нормами;

- контроль за наличием материальных запасов согласно утвержденным нормативам;

- периодическая сверка данных бухгалтерского учета с фактическим наличием производственных запасов в местах их хранения.

Для успешного решения этих задач, перерабатывающие предприятия должны правильно организовать складское хозяйство, располагать рациональной системой первичных и сводных документов и хорошо налаженным документооборотом; обеспечить подбор и подготовку кадров материально-ответственных лиц и лиц, связанных с учетом; рационально вести аналитический и синтетический учет товарно-материальных ценностей.

К бухгалтерскому учету материально-производственных запасов предъявляются следующие требования:

- сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;

- учет количества и оценка запасов;

- оперативность (своевременность) учета запасов;

- достоверность;

- соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

- соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

Материально–производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам), исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг для управленческих нужд организации).

На конец отчетного года материально – производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

Материально – производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизились, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резервов под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально - производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

- о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

- о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;

- о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;

- о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

 

1.2 Организация бухгалтерского учета МПЗ

 

Для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, а также других ценностей организации, которые составляют часть материально-производственных запасов предназначен счет 10 "Материалы".

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

10-1 «Сырье и материалы» – на данном субсчете учитывается наличие и движение: сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» - здесь учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке.

10-3 "Топливо" – на этом субсчете учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива.

10-4 "Тара и тарные материалы" – ведется учет наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.)

10-5 "Запасные части" – на данном субсчете учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организации, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

10-6 "Прочие материалы" - здесь учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п.

10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" – на данном субсчете учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий.

10-8 "Строительные материалы" – этот субсчет используется организациями – застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возмещения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т.д.).

10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" – на данном субсчете учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" – здесь учитывают поступление спецоснастки.

10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" – учитывается специальная оснастка и специальная одежда, находящаяся в пользовании и распоряжении организации.

Синтетический учет производственных запасов может осуществляться:

- по фактической себестоимости приобретения;

- по учетным ценам.

При первом варианте, являющимся традиционным для отечественной учетной политики, синтетический учет производственных запасов осуществляется на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости приобретения. При втором варианте предприятие может использовать дополнительно счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или не применять эти счета. При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения, заготовления, средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов".

В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.

Примерная корреспонденция счетов по учету материальных ценностей представлена в таблице 1.

Товарно-материальные ценности не уценяют, а создают резерв на счете 14 "Резервы под снижение материальных ценностей" в конце отчетного года, причем он должен быть оговорен в учетной политике.

Товарно-материальные ценности, по которым создают резерв, выявляют в результате инвентаризации. Резерв создают по каждому наименованию (номенклатурному номеру) материальных ценностей согласно Методическим указаниям № 119н от 28.12.2001 г. Размер резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью и балансовой.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета перед составлением годового бухгалтерского баланса себестоимость материальных ценностей сравнивается с их рыночной стоимостью. Рыночная цена – это цена, указанная сторонами сделки, но в момент создания резерва она неизвестна, тогда рыночную цену берут из биржевых котировок, статистики, материалы органов ценообразования или приглашают независимого оценщика (согласно Федерального Закона "Об оценочной деятельности РФ").

На общую сумму резервов под снижение стоимости материальных ценностей составляется корреспонденция:

Дт 91 "Прочие доходы и расходы"

Кт 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей".

В начале периода, следующего за периодом, в котором произведена эта запись, зарезервированная сумма восстанавливается записью:

Дт 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"

Кт 91 "Прочие доходы и расходы".

Резерв создается, если текущая рыночная стоимость материальных ценностей оказалась ниже их фактической себестоимости. Такая ситуация возможна, если материальные ценности физически или морально устарели, а также если рыночные цены на эти материальные ценности снизились.

Сумма резерва под снижение стоимости материальных ценностей не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Аналитический учет по счету 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" ведется по каждому резерву.

 

Таблица 1 Корреспонденция счетов по учету материальных ценностей

№ п/п Операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
       
1. Учет материальных ценностей по фактической себестоимости приобретения
  Оприходованы материальные ценности, поступившие от поставщиков   60,76
  Отражена сумма НДС по поступившим ценностям   60,76
  Оплачена задолженность поставщикам 60,76 51,52
  Списана сумма НДС по оплаченным ценностям    
  Отражены расходы по заготовке производственных запасов   70,69,67,68,71 и др.
  Оприходованы отходы из основного и вспомогательного производств   20,23
  Оприходованы материалы, произведенные вспомогательными цехами    
  Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств    
  Поступили оплаченные из кассы, со специальных счетов и полученной ссудой материальные ценности   50,55,66,67
  Получены безвозмездно от других организаций материальные ценности    
  Списаны по плановой себестоимости материалы, отпущенные на капитальные вложения, основное и вспомогательное производства, цеховые нужды, расходы будущих периодов, осуществление некапитальных работ, коммерческие расходы 08,20,23,25,26, 44,97  
  Принята к зачету сумма НДС по материалам, отпущенным на капитальные вложения    
  Списаны материалы на непроизводственные нужды 29,91  
  Списана сумма НДС по материалам, использованным на непроизводственные нужды 29,91  
  Проданные материалы    
  Списана сумма НДС, приходящаяся на проданные материалы    
  Переданы безвозмездно материальные ценности    
  Списан финансовый результат от безвозмездной передачи    
  Списана сумма НДС по безвозмездно переданным материальным ценностям    
  Произведена дооценка материалов    
  Списаны по окончании месяца отклонения фактической себестоимости материалов от их плановой себестоимости 08,20,23,25,26, 44,91,96  
2. Учет материальных ценностей по учетным ценам
  Акцептованы счета поставщиков за приобретенные материальные ценности   60,76
  Отражена сумма НДС по материальным ценностям   60,76
  Оплачена задолженность поставщикам 60,76 51,52
  Списана сумма НДС по оплаченным ценностям    
  Отражены расходы по заготовке производственных запасов   76,50,51,55 и др.
  Оприходованы производственные запасы по учетным ценам 10,11  
  Списаны отклонения фактической себестоимости производственных запасов    
  Списаны по учетным ценам материалы по направлениям, указанным в операции 11 08,20,23,25,26, 44,96  
  Списаны по окончании месяца отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам 08,20,29,25,26, 44,96  
               

 

Следует отметить, что счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» применяется для обобщения информации о резервах под отклонение стоимости не только по счету 10 «Материалы», но и по другим средствам в обороте – незавершенному производству, готовой продукции, товарам.

Оценка материалов осуществляется на основании ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». То есть выбытие их отражают можно одним из следующих способов:

1) по себестоимости каждой единицы;

2) по средней себестоимости;

3) по себестоимости первых по времени приобретения материалов (способ ФИФО);

4) по себестоимости последних по времени приобретения материалов (способ ЛИФО);

 

1.3 Документальное оформление движения материалов

 

Первичные документы по поступлению, а также по расходу производственных запасов играют важную роль в организации учета сырья и материалов, непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за поступлением, движением и рациональным использованием.

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств собственного производства.

Для выполнения производственной программы предприятия определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку материалов предприятие заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции. Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет отдел материально – технического снабжения.

Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой – через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качество материалов и другим договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов (ф. № М-1), в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостач мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность (ф.№ М-2а), в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами (ф.М-4). Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов (ф.№ М-7), который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на рынке или за наличные деньги у населения. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или подразделениям своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону (ф.М-15), которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточку учета материалов (ф.М-17). С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

Первичные документы по поступлению и расходу различных материальных ценностей являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Значительную часть производственных запасов (молоко, нефтепродукты, запасные части, и т. п.) ООО «НГМЗ» приобретает со стороны. Основным первичным документам на оприходование поступающих от поставщиков товарно-материальных ценностей является счет – фактура (приложение…). Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые товарно-материальные ценности. В документе заполняют следующие реквизиты: наименование поставщика и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, станция отправления и станция назначения груза, дата и способ отгрузки и др. в нем указывают наименование, количество, цену и сумму, а также общую сумму, на которую отпущено товаров. В документе обязательно делают ссылку на договор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: