Всеобщая декларация прав человека




РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля))

 

Курс: 1

Семестры: 1

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП по очной форме обучения: 4 года

Курс: 1

Семестры: 0,1

Форма обучения: заочная

Срок освоения ООП по заочной форме обучения: 4 года

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Челябинск, 2015

Составитель: Голощапова Т.Г., кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

________________ «15» сентября 2015 г.

 

 

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля)) разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Обсуждены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» протокол № 1 от 15 сентября 2015 г.

 

Зав. кафедрой Клементьев А.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

 

________________ «15» сентября 2015 г.

 

 

© РГУП,

Уральский филиал, 2015.

© Голощапова Т.Г., 2015.

Семинарские (практические) занятия

Материал для подготовки к семинарам

Практическое занятие 1. Русский язык в профессиональной деятельности юриста

Теоретические вопросы

1. Язык как основное средство общения людей. Функции языка права.

2. Связь языка с другими областями человеческой деятельности.

3. Язык и мышление. Язык и речь.

4. Русский языка – национальный язык русского народа.

5. Современный русский язык как государственное, межнациональное и международное средство общения.

6. Языковые нормы устной и письменной юридической речи.

Практическое задание

1. Поставьте правильно ударение в словах, предварительно верно написав их. Дайте толкованием словам. Приведите примеры их юридического использования в тексте.

Ак…голь, ан..том, вер…иповедание, вет…р…нария, взведе(н,нн)ый, вмене(н,нн)ый, возл…жить, (во)первых, гарантиро(н,нн)ый, дисп…нсер, д…говор, един…време(н,нн)ый, заключе(н,нн)ый, кв…ртал, ко(л,лл)едж, наг…вор, нам…рение, обеспеч…ние, обл…гчить, озн…комле(н,нн)ый, переда(н,нн)ый, подр…стковый, токсик…мания, уведомле(н,нн)ый, украинский, факс…миле, х…датайство, эксперт.

 

2. Образуйте форму И.п. мн. числа, правильно поставьте ударение.

Шофер, директор, договор, взвод, офицер, герб, отпуск, торт, паспорт, протокол, инженер, профессор, бухгалтер, прожектор.

 

3. Образуйте форму Р.п. мн. числа, правильно поставьте ударение в словах.

Башня, джинсы, жалюзи, апельсин, башкиры, казах, помидор, чулки, носки, погон, шпроты, рельс, шампунь, дебаты.

4. Выполните задание 6, с. 11 «Практикума по орфографии русского языка» Т.Г. Голощаповой. Сделайте вывод о правописании гласных в корне слова и их произношении.

Литература

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-351.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 8-15.

Практическое занятие 2. Современный русский язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка

Теоретические вопросы

1. Понятие «современный русский литературный язык».

2. Экстралингвистические и лингвистические факторы, влияющие на становление норм современного русского языка.

3. Норма и вариант. Кодификация норм.

4. Обязательность соблюдения норм языка и речи в процессе юридического дискурса.

Практическое задание

В каком значении употреблены следующие слова в статьях Уголовного кодекса РФ:

Возбудить, лицо, наряд, пересечение, погашение, смягчение, статья, мера, организация, противоправный, утаивание, содеянное.

 

Объясните значение следующих фразеологизмов.

Накалять атмосферу, эзоповский язык, соломенная вдова, белые воротнички, законным образом, явочным порядком, на птичьих правах, ахиллесова пята, камень преткновения, тянуть канитель, умыть руки, тихой сапой, катиться по наклонной плоскости, стереть в порошок.

 

Приведите примеры аббревиатур, употребляемых в процессе юридической коммуникации. Определите их род.

 

Определите род имен существительных. Выделите среди них имена, употребляемые только во множественном числе.

Тюль, алиби, рояль, пианино, жабо, такси, галифе, толь, шампунь, колибри, факсимиле, эсперанто, хинди, кофе, какао, пальто, бра, жалюзи.

 

Правильно произнесите следующие имена прилагательные. Образуйте от них формы сравнительной степени и краткую форму.

Бойкий, гибкий, дешевый, жалкий, ломкий, мелкий, поздно, тяжкий, четкий, длинный, неизменный, непреклонный, неприкосновенный, склонный, сохранный, ценный.

 

6. Просклоняйте в соответствии с нормами имени числительного полтора, оба, обе, девяносто, двадцать три, 2006 год, три пятых.

Литература

Голощапова, Т.Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2008. – С. 119 – 137.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 61-83.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 41-52.

Практическое занятие 3. Основные нормы современного русского языка

Теоретические вопросы

1. Орфоэпические нормы современного русского языка.

2. Лексико-фразеологические нормы современного русского языка.

3. Словообразовательные и фразообразовательные нормы современного русского языка.

4. Грамматические нормы современного русского языка.

5. Нормы правописания.

6. Ошибки в речевой коммуникации, связанные с нарушением норм языка и речи.

7. Основные лингвистические словари и справочники.

Практическое задание

1. Объясните, как изменяются в потоке речи следующие фамилии?

Барабаш, Богданович, Васильченко, Вебер, Бонч-Бруевич, Гоголь, Гречко, Кнопка, Коврижных, Лебеда, Ли, Макаревич, Медведь, Оганесян, Черных, Шевченко, Якоби.

 

2. Составьте словосочетания с существительными.

Хлеба – хлебы, провода – проводы, тона – тоны, цвета – цветы, пропуски – пропуска.

 

3. Как правильно употребить следующие словосочетания?

Пробыл в командировке (полтора, полторы, полутора) суток.

Отличились (оба, обои)студента.

Трудно (одолживать, одалживать) деньги.

Следует (оплатить, оплотить) проезд.

 

4. Устраните ошибки в приведенных текстах.

Прицепляя прицеп, ответчик неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возможность отцепа. Мною изъято два ствола от одноствольного и двуствольного гладкоствольного оружия. Товар был забракован по некачественным дефектам производственного характера. Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, отобрал нож у Милюкова и нанес ему эти ножом ножевое ранение. Исаков укусил его зубами за руку. На лице Петрова небольшие усы в области носа. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. Подброшенная Скуратовым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевшего, что доказано его показаниями.

 

5. Постройте синонимический ряд по данному общему смысловому компоненту:

- имеющий наибольшее значение;

- легко поддающийся страхам, угрозам;

- говорить или делать одно, имея в виду другое, скрывая правду;

- быстро, резким движением перемещать куда-нибудь какой-либо предмет;

- презрительное отношение к окружающим, происходящее от сознания своего превосходства;

- не часто встречающийся;

- обладающий умом и понятливостью;

- крайнее неблагополучие, стечение тяжелых обстоятельств;

- некрасивый в движениях, лишенный соразмерности.

 

6. Объясните происхождение следующих слов. Определите их значение. Какие из них являются юридическими терминами?

Преступление, расследовать, правоприменитель, злоупотребление, посягательство, преимущество, правомочие, доверенность, изымать, содеянное, противоправный, отчуждение, утаивание, попрошайничество, оговор, сокрытие.

 

7. Распределите слова на две группы: историзмы и архаизмы.

Басурман, дело /завещание/, лихо, видок /свидетель/, воевода, гость /купец/, исправа /доказательство/, тать, лепота, деньги /грош, полкопейки/, посад /город/, поток /ссылка/, рукописание /завещание/, лай /оскорбление словом/, лихой, послух /очевидец/, алтын, боярин, ВЧК, НКВД, стряпчий.

 

Литература

Голощапова, Т.Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2008. – С. 119-137.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 61-83; 144-453.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 41-52.

Практическое занятие 4. Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского языка. Культура общения юриста

Примечание: занятие ориентировано на проведение деловой игры, ориентированной на процессуальные юридические отношения.

Теоретические вопросы

1. Речь как средство реализации языка.

2. Речевая деятельность, речевая коммуникация, речевое общение, речевой акт, речевое поведение.

3. Юридическая речевая коммуникация.

4. Официальное, полуофициальное и неофициальное юридическое общение. Подготовленная и спонтанная речь.

5. Понятие культуры речи. Культура речи и профессиональной этики общения юриста.

6. Понятие функциональных стилей современного русского языка. Язык художественной литературы.

Практическое задание

1. В отрывке из рассказа А.П. Чехова «Унтер Пришибеев» выделите канцелярскую и разговорную лексику и фразеологию.

– Унтер офицер Пришибеев! Вы обвиняетесь в том, что третьего сего сентября оскорбили словами и действием урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, сотского Ефимова, понятых Иванова и Гаврилова и еще шестерых крестьян, причем первым трем было нанесено вами оскорбление при исполнении ими служебных обязанностей. Признаете вы себя виновным?

Пришибеев, сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по швам и отвечает хриплым, придушенным голосом, отчеканивая каждое слово, точно командуя:

– Ваше высокородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не я, а все прочие. Все это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду это я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю – стоит на берегу куча разного народа людей. По какому полному праву тут народ собрался? – спрашиваю. Зачем? Нешто в законе сказано, чтоб народ табуном ходил? Кричу: разойдись! Стал расталкивать народ, чтоб расходились по домам, приказал сотскому гнать взашей …

– Позвольте, вы ведь не урядник, не староста, – разве это ваше дело народ разгонять?

– Не его! Не его! – слышатся голоса из разных углов камеры. – Житья от него нету, вашескородие! Пятнадцать лет от него терпим! Как пришел со службы, так с той поры хоть из села беги. Замучил всех!

– Именно так, вашескородие! – говорит свидетель староста. – Всем миром жалимся. Жить с ним никак невозможно.

 

2. Проанализируйте речевые ситуации любых телевизионных передач. Отметьте ошибки, допущенные в них.

 

3. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы в данном ниже тексте. Определите стиль изложения материала. Напишите текст в официально-деловом стиле.

Леса

Мещ…ра остаток лесного океана. Мещ…рские леса в…личественны как кафедральные соборы. Даже старый профе(с, сс)ор (не, ни) чуть (не, ни) склонный к поэзии написал в и(с, сс)ледовании о (М, м)ещ…рском крае такие слова здесь в могучих сосновых борах так светло что на сотни шагов (в) глубь видно пролетающую птицу. По сухим сосновым борам идеш… как по глубокому дорогому ковру на километры земля покрыта мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разл…таются в стороны.

В ветер леса шумят. Гул проходит по в…ршинам сосен как волны. Одинокий самолет плывущий на (голово) кружительной высоте кажет…ся (мино) носц…м наблюдаемым со дна моря.

Простым глазом видно мощ…ные воздушные токи. Они подн…мают…ся от земли к небу. Облака та…т стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах мо(ж, жж)евельника должно быть доносятся и до самолетов…

Леса в Мещ…ре разбойничьи глухие. Нет большего отдыха и наслаждения чем идти весь день по этим лесам по (не) знакомым дорогам к какому (нибудь) дальнему озеру.

Литература

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 88-92.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 17-25.

Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: БЕК, 1997. – С. 21-83.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 55-57.

Практическое занятие 5. Официально-деловой стиль современного русского языка. Юридический подстиль

Примечание: занятие ориентировано на проведение дискуссионной деловой игры «Прокурор и адвокат в судебном процессе».

Теоретические вопросы

1. Основные признаки и функциональная направленность официально-делового стиля языка.

2. Подстили официально-делового стиля языка.

3. Основные речевые жанры (виды) официально-делового стиля языка.

4. Устная и письменная форма официальной юридической коммуникации.

5. Композиция юридического текста.

Практическое задание

1. В соответствии с нормами литературного произношения и ударения прочитайте приведенный ниже текст.

Всеобщая декларация прав человека

Статья 1.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

(Гуманитарная сфера и права человека:

сб. документов. – М., 1992. – С. 15-16)

2. Докажите принадлежность прочитанного текста к юридическому подстилю официально-делового языкового общения.

 

3. Укажите в приведенной Декларации правовые термины.

4. С точки зрения юридической официальной коммуникации объясните постановку знаков препинания и правописание НЕ и НИ в вышеприведенном тексте.

 

5. Представьте ситуацию, в которой нарушаются ваши права как человека и гражданина. Составьте исковое заявление в суд, связанное с защитой ваших прав и чести.

Литература

Болдырева, М.Г. Язык и речь как важные составляющие культуры труда и деловых отношений сотрудников ОВД: Материалы к лекциям и семинарам / М.Г. Болдырева. – М.: МЮИ МВД России, 1999. – С. 11-13.

Голощапова, Т.Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2008. – С. 168-174.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 58-74.

Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: БЕК, 1997. – С. 21-40.

Кожин, А.Н. Функциональные типы русской речи / А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 103-109.

Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л.В. Рахманин. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 5-9.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 146-188.

Практическое занятие 6. Научный стиль языка. Основные языковые особенности

Теоретические вопросы

1. Основные функции научного стиля языка.

2. Научная юридическая коммуникация.

3. Устная и письменная разновидность стиля (учебник, статья, реферат, резюме, аннотация и т.д.

4. Языковые и речевые нормы научного стиля.

5. Юридическая научная терминология.

6. Профессионализм и научный юридический термин.

Практическое задание

1. Прочитайте в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского языка фрагменты текстов, взятых из учебника, учебного пособия и автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Выявите основные экстралингвистические и лингвистические факторы, позволяющие отнести их к научному стилю.

А. Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это – юридические факты – обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия…

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные или административные проступки, как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относятся также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События – явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и пр.). (Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник).

Б. Насильственно-корыстная преступность в России в современных условиях представляет собой социально-негативное явление переходного периода и приобретает все более негативные количественные и качественные характеристики, организованные формы, элементы криминального профессионализма. Преступники для достижения своих корыстных целей нередко прибегают к насилию. Его формы достаточно разнообразны. Особую опасность представляют насильственно-корыстные посягательства с применением оружия и иных средств, используемых в качестве оружия. Анализ уголовных дел, информационно-справочных материалов правоохранительных органов свидетельствует о высоком уровне вооруженности криминальных группировок. Жертвам насильственно-корыстных посягательств нередко приходится сталкиваться с особой жестокостью, садизмом, глумлением над личностью.

Вышеизложенное обусловливает необходимость отнесения уголовно-правового предупреждения преступлений, посягающих на собственность и сопряженных с насильственным воздействием на потерпевшего, к числу наиболее важных направлений деятельности правоохранительных органов. Данные преступления представляют повышенную общественную опасность, поскольку одновременно причиняют вред (или ставят под угрозу причинения вреда) жизни или здоровью личности и собственности. Результаты изучения статистических данных Главного информационного центра МВД России, информационных центров ГУВД Свердловской, Челябинской областей и УВД Оренбургской области, а также следственной и судебной практики свидетельствуют, что за последнее десятилетие число посягательств на чужую собственность значительно увеличилось. Так, например, с 1991 по 2000 год количество совершаемых грабежей возросло на 30 % (со 101 тыс. до 132 тыс.); разбоев – на 115% (с 18 тыс. до 39 тыс.); вымогательств – на 140% (с 5 тыс. до 12 тыс.).

В связи с этим особую актуальность для науки уголовного права и правоприменительной деятельности правоохранительных органов приобретают проблемы повышения эффективности борьбы с насильственными хищениями чужого имущества посредством применения уголовно-правовых норм. (Базаров Р.А., Никитин Е.В. Уголовно-правовая характеристика насильственных хищений чужого имущества).

В. Юридический текст – это профессиональный текст, его главной характеристикой выступает коммуникативно-функциональный аспект (т.е. текст служит средством передачи и хранения информации и средством воздействия на личность – получателя информации). Основными чертами юридического текста являются правовое содержание, особая форма выражения права, наличие специальных понятий и терминов, речевых стандартов-клише, а также его долженствующий характер (в постановлениях, законах, решениях, определениях).

Важную роль в юридическом тексте выполняет специальная терминология…

Особенность юридической терминологии проявляется в том, что она обладает правовым содержанием, которое понятно далеко не всем. В то же время с такой терминологией имеют дело не только специалисты, но и индивиды, далекие от юриспруденции.

Исследование терминов, проведенное нами на материале статей Гражданского кодекса Российской Федерации, позволило сделать вывод: при создании специального текста (нормативного акта) профессиональная языковая личность (юрист-законодатель) должна стремиться к однозначности и доступности в восприятии применяемого термина, иначе специальная терминология не будет выполнять функцию обозначения социального понятия… однозначность термина заключается не в единственном его значении, а в одинаковом восприятии и единообразном толковании его всеми адресатами в пределах одной отрасли права. (Кубиц Г.В. Профессионализация языковой личности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Челябинск, 2005, с.9).

 

2. Напишите в соответствии с языковыми требованиями к научному стилю языка аннотацию на один из приведенных выше текстов.

 

3. Исправьте речевые ошибки, допущенные студентами юридического института в курсовой работе.

1. Институт необходимой обороны – один из древнейших, он присущ всем законодательствам на всех этапах развития. 2. … право на необходимую оборону – естественное, прирожденное для человека право, и поэтому оно является законным. 3. Современный период отмечен разгулом преступности… 4. Государство пока лишь вырабатывает широковещательные программы борьбы с преступностью, принимает суровые законы против лиц, совершивших преступление. 5. В некоторых случаях гражданам приходится рассчитывать только на себя, действовать в состоянии необходимой обороны. 6. Нападающий должен быть человеком, причем не имеет значения, является ли он субъектом преступления, то есть обладает ли признаком вменяемости или нет. 7. При нападении животного необходимая оборона возможна лишь в том случае, если оно было использовано человеком как орудие преступления. 8. Осуществление необходимой обороны – субъективное право гражданина, не являющегося его обязанностью, однако в определенных ситуациях оборона от покушения преступника является моральной обязанностью, общественным долгом гражданина. 9. О разъяснении и установлении признаков необходимой обороны позаботился толкователь законов. В его задачу вошло немало хлопот, так как необходимо было прежде всего собрать уже имеющуюся практику, систематизировать ее и проанализировать с той целью, чтобы правильно принималось не только понятие необходимой обороны, но и правила ее применения. 10. И то сказать, если на судью на улице не бросались собаки, судья ведь не может знать, что стоять и ждать, что решит сделать псина, - не только унизительно, но и опасно.

 

4. Напишите заметку, статью или очерк юридического характера о юридическом статусе современного русского языка.

Литература

Голощапова, Т.Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2008. – С. 174-185.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 35-58.

Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: БЕК, 1997. – С. 41-78.

Кожин, А.Н. Функциональные типы русской речи: учебное пособие / А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 92-103, 109-117.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 234-251.

Сенкевич, М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений: учебное пособие / М.П. Сенкевич. – М.: Высшая школа, 1984. – 465 с.

Практическое занятие 7. Публицистический стиль языка. Основные публицистические жанры

Примечание: творческая работа, связанная с составлением текстов публичных выступлений.

Теоретические вопросы

1. Основные функции публицистического стиля языка.

2. Лингвистические и экстралингвистические особенности публицистического стиля русского языка.

3. Жанровое разнообразие публицистической речи.

4. Языковые особенности публицистического стиля.

5. Мастерство ораторской речи правоведа. Известные юристы-ораторы России.

Практическое задание

1. Подберите из периодической печати юридические публицистические тексты разной жанровой направленности (репортаж, информация, заметка и т.д.). Определите основную целевую направленность текстов и языковые единицы, способствующие её достижению.

2. Напишите текст публичного выступления на любую, волнующую вас тему.

Литература

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной документации: учебное пособие / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 117-125.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 44-58.

Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: БЕК, 1997. – С. 41-78.

Кожин, А.Н. Функциональные типы русской речи: учебное пособие / А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 92-103, 109-117.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 266-279.

Практическое занятие 8. Разговорный стиль языка. Неофициальное юридическое общение

Теоретические вопросы

1. Экстралингвистические факторы разговорного стиля языка.

2. Устная и письменная разновидность разговорного стиля языка.

3. Неофициальное юридическое общение.

4. Особенности использования языковых единиц в разговорной речи.

5. Разговорный стиль языка и просторечие.

Практическое задание

1. Подберите (не менее пяти) поговорки и пословицы разговорного характера, касающиеся темы закона, учения, патриотизма. Дайте им толкование, выделив разговорные языковые единицы.

2. Определите функциональную стилевую принадлежность Конституции России. Изложите материал любой статьи первой главы, используя языковые единицы разговорного стиля языка.

 

3. Укажите случаи неправильного употребления наречий и синонимичных им фразеологизмов. Охарактеризуйте их стилистическую окраску. Отредактируйте предложения.

Вопрос о распределении льготных путевок нужно решать по справедливости. Один из лучших наставников молодежи, он и спросит по-строгому, и окажет действенную практическую помощь. Электронно-счетные устройства запросто производят сложные математические операции. Не менее интенсивнее показана самодеятельность предприятия на районном фестивале. Нам следует прислушаться к критике и более по-серьезному следить за стилем своей работы. На общем собрании накрепко предупредили нарушителей дисциплины. Станционники дали обещание закончить разгрузку состава досрочно на два часа. Таблетку разделить напополам и растворить в горячей воде. Три партии закончились ничейно. Если говорить более специальнее, то речь идет о самоконтроле.

 

4. Определите стилистическую окраску приведённых ниже фразеологизмов. Подберите к ним синонимы и антонимы (если есть) как фразеологические, так и лексические. Для справок используйте лингвистические словари.

Вступить в свои права, власть имущие, волчий закон, сермяжная правда, филькина грамота, на птичьих правах, закон не писан, замести следы, буква закона, пока суд да дело, мухи не обидит, на плохом счету, совесть чиста, закусить удила, поставить в известность, навострить лыжи.

Литература

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной документации: учебное пособие / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 125-143.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 26-33.

Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: БЕК, 1997. – С. 41-78.

Кожин, А.Н. Функциональные типы русской речи: учебное пособие / А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 92-103, 109-117.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 326-334.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: