Вместо предисловия:
Как-то я обратилась к одному из лучших художников нашего города: - Николай, я почему-то могу рисовать объекты, развернутые только
влево, а вправо - тупикую... - Это оттого, что ты рисуешь образами, стереотипами, левым полушарием.
Можно же рисовать не только через логическое построение. Учись
рисовать правым полушарием!
И он дал мне эту технику. Практическое упражнение на расширение художественного видения. Суть её заключается в том, что за основу рисунка берется пустота, окружающая натуру и находящаяся в ней.
Итак, нам понадобятся:
1. Бумага.
2. Простые карандаши. Твердо\мягкий (ТМ) и очень мягкий.
3. Растушевка (Это конус из листка бумаги, скрученной и закреплённой скотчем)
4. Самая мягкая стирательная резинка.
Приступим. Берем простую натуру, какая найдётся дома. Я нашла такую:
Представьте, что пустое пространство, окружающее её, и есть предмет нашего рисования... Да, это сложно на первый взгляд, потому как человеческий глаз привык видеть именно форму, а не пустоту, хотя пустое пространство важно так же, как и сам объект в нем. Намечаем эту фоновую пустоту на бумаге.
Рисуем пустое пространство одним нейтральным тоном, везде равномерно, ТМ карандашиком:
Если вы - правша, практичнее всего будет рисовать слева направо? дабы рука не затирала уже нанесенные слои графита. Соответственно, если левша, - справа налево.
Всматриваемся теперь в саму натуру. Где в ней пустоты? Намечаем теперь их. Пространства между листьями, пространство за стеблем, внутреннее им наполнение в горшочке, между горшочком и блюдцем, в котором он стоит…
Далее прорабатываем уже саму натуру, поскольку сверху вся пустота намечена, обращая внимание на её расцветку, отмечая свето/тень, учитываем блики. Важно изначально определить самое светлое и самое темное место рисунка. Относительно этих мест уже выстраивать градации черно\белого на всех остальных местах. В данном случае-самое тёмное-сам цветок, а светлое-горшочек. Для самых темных мест используем мягкие карандаши. Также намечаем на горшочке оставшиеся пустоты в виде борозд.
Здесь можно заметить, что изначальная штриховка нанесена хаотично, клочьями и пятнами
Проверяем себя через отражение рисунка в зеркале. Зеркало - верный друг и помощник художников, зеркало никогда не обманет, оно показывает нам все недостатки
Начинаем растушевку. Сначала работаем с фоном, слегка прикасаясь кончиком бумажного конуса к слою штриховки, аккуратно чиркаем ей. Потом повторяем на самой натуре. Как раз в тех местах, где пятна штриховки угловаты и «рваны», смягчая и разглаживая, создавая постепенный переход.
Далее-процесс высветливания. Для этого берём самую мягкую стирательную резинку, какая у вас есть, срезаем с неё часть, чтобы получилась заостренной. И способом тыка снимаем графит с рисунка там, где светлые места. Мягкий ластик вырывает графит с поверхности бумаги.
А также там, где нужно сделать плавный переход от темного к светлому, особенно на месте бликов. Здесь же дорабатываю заднюю плоскость. Она должна быть нечеткой как передний план, немного размытой, чтобы выдвинуть основной объект.
Переходим к завершению. Коррекция. Используем очень остро заточенные карандаши, мягкий и твердо-мягкий и ювелирно корректируем, поправляем края листьев, форму бликов, стыки и т.п. Ставим собственную тень натуры и рефлексное отражение горшочка на столе.
Вот что у нас получилось:
Хочу сказать напоследок, что упражнение это очень полезное даже если его не выполнять на бумаге, правое полушарие тренируется необычными способами, можно просто тренировать свое видение в повседневной жизни, обращая внимание на то, что обычно не замечаем: пустоты, тени, отражения, смотрите не на рисунок обоев например, а на царапинки, мелкие потертости, стыки. Животные делают это каждый день, рассеивая взгляд, они смотрят в пустоту и видят окружающие процессы более глубоко, человек тоже использует это зрение, но неосознанно, а для ИЗО это очень полезно.
Автор: Sибирь.
Источник: demiart.ru
https://vk.com/yaychysrisovat