Методико-практические занятия на IV курсе
Тема № 1. Аутогенная тренировка
План:
1. Определение аутогенной тренировки.
2. Классификация самовнушений.
3. Суть и принцип аутогенной тренировки.
4. Показания и противопоказания к занятиям аутогенной тренировкой.
5. Стадии подготовки проведения.
6. Методика освоения приёмов аутогенной тренировки.
7. Литература
Определение аутогенной тренировки
За последние 10 лет ритм жизни стремительно ускорился, человеку приходиться перерабатывать уже в 3-5 раз больше информации. Число стрессов увеличивается в геометрической прогрессии (ежегодно в 1,2 раза). И если четверть века назад неврозы отмечались у 10-15 %, то теперь у 60-80% населения. Все это заставляет искать пути выхода из сложившейся ситуации с психическим здоровьем нации. Лекарства – это лишь лечение болезни, а главное – профилактика нервно-психических нарушений. Хроническое психическое перенапряжение и переутомление нервной системы нарушают слаженную работу механизмов саморегуляции, вызывает расстройство функций скелетных мышц, внутренних органов и желез внутренней секреции.
В связи с тем, что в основе метода самовнушения лежит принцип тренировки нервных процессов возбуждения и торможения, приводящей к активации и повышению способности саморегуляции личности аутогенная тренировка (АТ) представляется особенно ценной методикой укрепления нервной системы любого человека, психологическое и психотерапевтическое значение ее неоспоримо.
Одна из причин растущей популярности аутогенной тренировки (АТ) - стремление преодолеть натиск перегрузок не за счет фармакологических препаратов, а при помощи физиологических методов смягчения эмоциональной напряженности.
АТ, или самовнушение, - это система сознательно применяемых человеком психологических приемов, которые помогают изменить тонус мышечной системы и динамику некоторых психологических процессов.
Хроническое психическое перенапряжение и переутомление нервной системы нарушает слаженную работу механизмов саморегуляции, вызывает расстройство функций скелетных мышц, внутренних органов и желез внутренней секреции.
В связи с тем, что в основе метода самовнушения лежит принцип тренировки нервных процессов возбуждения и торможения, приводящий к активации и повышению способности саморегуляции личности, психологическое и психотерапевтическое значение его неоспоримо.
Умение расслабиться - естественный рефлекторный процесс. В состоянии расслабления наблюдается замедление ЧСС и снижение АД. Применяя определенные словесные тренировки, человек может внушить различные эмоциональные состояния (бодрость, радость) и т.п. ощущения, которые улучшают его самочувствие. Занимаясь АТ, человек учится воспринимать сигналы своего организма и управлять ими. Недаром основоположник современной методики психической саморегуляции И. Шульц рекомендовал «стать пассивным участником физиологических процессов своего организма».
Самое трудное в АТ - затормозить деятельность высших отделов мозга и раскрепостить низшие, оживить следы подкорковых реакций - в этом основа основ.
Используя тренировки, связанные с представлением о мышечном расслаблении, студенты могут приобрести способность сознательно добиваться глубокого мышечного расслабления, в результате восходящих нервных влияний изменять состояние ЦНС. В коре головного мозга широко распространяется тормозной процесс и человек испытывает состояние глубокого покоя.
Классификация самовнушения
Анализ литературных источников позволяет выделить три метода психологической саморегуляции:
1. Мышечная релаксация.
В 1992 г. в своих исследования американский психофизиолог Э. Джекобсон установил, что различные отрицательные эмоции, приводящие к состоянию нервного напряжения, закономерно сопровождаются напряжением отдельных мышечных групп. Сам факт мышечного расслабления (без гипноза и самовнушения) приводит к состоянию релаксации, под которым Джекобсон понимал не только уменьшение мышечной активности, но и наступление вслед за ним снижения нервно-психического напряжения.
Используя тренировки, связанные с представлением о мышечном расслаблении, студенты могут приобрести способность сознательно добиваться глубокого мышечного расслабления, в результате восходящих нервных влияний изменять состояние ЦНС, испытывать состояние глубокого покоя.
2. Аутогенная тренировка.
Создателем метода по праву считают немецкого психотерапевта Иоганна Генриха Шульца «Аутогенная тренировка – сосредоточенное расслабление». Широкое распространение получил в Германии, США, Канаде.
В СССР АТ систематически стала изучаться с середины 50-х годов.
В 1961 г. был создан Интернациональный координационный комитет для обучения применения АТ в клинике.
3. Медитация.
Использование методов медитации можно найти в азиатской, американской, африканской и европейской культурах. Медитация, с древнегреческого языка, означает «я осмысливаю».
Еще в 1935 году француженка, ученая и врач Броссе заметила, что у опытных индийских йогов во время медитации замедляется сердечная деятельность (кол-во перекачиваемой крови сокращается на 25%), наблюдается остановка дыхания – паузы длятся в среднем 20-67 сек. При исследованиях регистрировалось расслабление мышц в области лба, затылка и плечевого пояса, снижение содержания молочной кислоты в крови, концентрация стрессового гормона кортизола в крови и моче по сравнению с предмедитативным стоянием на 37%.
Ощущение сходное с медитативным, могут возникать непроизвольно у многих людей, если они, например, пребывают в состоянии покоя, созерцают речной поток, или заход солнца, или испытывают сильное чувство любви.