УЧЕНИЕ ДАОССКОГО НАСТАВНИКА ЯН ЧЖУ




Болтать о Дао? Говорить ерунду о Пути? Нет в этом смысла, нет в этом смысла, прости. Земля, небеса, человек —

Все будут жить с Дао в согласии полный свой век.

Наставления Белой тигрицы

 

В классическом даосском трактате «Ле-цзы», написанном между 600 и 400 гг. до н.э., есть глава, посвященная учению даосского наставника Ян Чжу. Учение Ян Чжу и глава, которую Ле-цзы счел нужным включить в собственный трактат, послужили источником возникновения массы противоречивых трактовок, поскольку слабо соотносятся с основным содержанием труда Ле-цзы. Многие приверженцы Дао полагают, что Ян Чжу — самый обычный гедонист, эпикуреец, философ, придерживающийся сугубо эгоистических идей. Его учение можно воспринимать и таким образом, если придерживаться написанного буквально, как ранее поступали многие изучающие его творчество.

Даосскую философию крайне редко можно воспринимать в буквальном смысле, поскольку вся она базируется на аналогиях, берущих начало в мифологическом сознании. Даосизм мистичен в самой своей основе, и если воспринять труд Ян Чжу в свете мистического мышления, мы увидим значительно больше, чем открылось его критикам.

Именно философия Ян Чжу послужила основой для возникновения учений Белой тигрицы и Нефритового дракона. В «Наставлениях Белой тигрицы» она занимает очень значительное место. Мне потребовалось много времени, чтобы осознать это, но чем больше я погружался в труды этого человека, тем яснее мне становилось, по какой причине ему уделено столько внимания в «Наставлениях».

Многих Ян Чжу раздражает своим презрением к людям, которые живут, руководствуясь общественным мнением, моралью, успешностью и стремлением к самопожертвованию. Именно такие люди и не способны (благодаря своему фанатизму и многочисленным страхам) понять и принять учения, подобные тому, что описано в «Наставлениях Белой тигрицы». Но имейте в виду: Ян Чжу ни разу не заявлял, что общественное мнение, мораль, успешность и стремление к самопожертвованию бесполезны и бессмысленны. Его точка зрения такова: искать всего вышеперечисленного в ущерб себе самому, равно как и жить, притворяясь, что чего-то в жизни достиг, противоестественно и вредит духовному здоровью.

Например, Ян Чжу заявляет, что все люди по природе своей стремятся вкусно есть, слушать хорошую музыку, носить добротную одежду, находиться в компании приятных им представителей противоположного пола. Но он нигде не говорит, что следует использовать и обманывать других людей, манипулировать ими, и все это — с целью удовлетворения собственных желаний. Ян Чжу полагает, что если человек может наслаждаться упомянутыми радостями жизни, то он не должен упускать этой возможности. Ян Чжу придерживается следующей философии: не следует ни искать богатства и славы, ни из-

 

бегать их, если уж они пришли к вам на порог. Согласно Ян Чжу, жизнь коротка, и ее следует прожить максимально полно. Некоторые люди рождаются очень бедными, некоторые — очень богатыми, но в любом из этих случаев жизнь следует прожить так, чтобы получить от нее как можно больше радости и счастья.

Ян Чжу другими словами выражает ту идею, на которой стоит вся философия дзен: идею «здесь и сейчас». Он категорически возражает против того, чтобы другие люди, религия, правительство вмешивались в жизнь человека, который хочет жить по своему разумению, даже если выбранный им образ жизни другим людям кажется вредным или неправильным. Каждый человек должен жить так, как он того хочет. Вместе с тем он считает, что люди только вредят себе, придерживаясь «общепринятого» стиля жизни и мышления. Эта философия не эгоистична. Фактически она ближе к даосизму, чем большинство даосских трактатов, поскольку Ян Чжу придерживается самого духа даосских идей: нонконформизма и невмешательства.

Ян Чжу честен, как никто другой; возможно, чрезмерно честен. Никто не может отрицать своего стремления к счастью и комфорту. Не важно, где мы ищем счастья, — на дне бутылки или сидя в позе лотоса. Мы пытаемся достичь того состояния ума, в котором жизнь не будет причинять нам страданий. Ян Чжу попросту указывает на то, что не имеет значения: пьет человек, пытаясь найти свой путь на небеса, или проводит время в медитации: в любом случае это касается лишь его одного.

Ян Чжу хорошо понимал, что моральные убеждения — материя очень субъективного свойства и что, будучи высокоморальным и соответствуя всем требованиям своей религии, человек отнюдь не обязательно будет счастлив и доволен своей жизнью. На самом деле он полагал, что мораль — это вещь в себе, имеющая сугубо внутреннюю ценность. Точно таковы же и убеждения Лао Цзы: если человек являет собой пример строгой праведности, праведность рано или поздно обратится в неправедность, а те, кто громче всех кричит о морали, чаще прочих совершают аморальные поступки. Ян Чжу не призывает к аморальности — он говорит, что свои мнения следует держать при себе, быть хорошими людьми, не требуя того же от других, проявлять доброту, не ожидая, что другие люди вернут ее сторицей. Следует просто жить, находить радость там, где только это возможно, и не вмешиваться в чужие дела.

Вышеприведенный текст суммирует убеждения Ян Чжу и показывает, почему его философия так привлекает Белых тигриц и Нефритовых драконов, равно как и всех последователей даосизма.

2 Здесь и далее цитаты из главы «Ян Чжу» трактата «Ле-цзы» приведены в переводе В.В. Малявина. — Примеч. ред.

Воспринять философию Ян Чжу (как и большинство даосских трактатов) во всей ее полноте так же невозможно, как невозможно для муравья съесть дыню с одного укуса. Пятнадцать небольших разделов, на которые делится эта глава, полны глубокого смысла и в большинстве случаев прекрасно соотносятся с основными идеями данной книги. Здесь читатель может попытаться больше узнать о философии Дао, не ограничиваясь только лишь техникой секса, о которой шла речь ранее. В словах Ян Чжу заключается гимн свободе и естественности, гимн полноте жизни, жизни, которую человек ведет сообразно своим желаниям, не испытывая необходимости опираться на морально-социальный диктат современного общества. В конце концов, Ян Чжу говорит о ценности жизни, о ценности того, чтобы просто быть живым. Без сомнения, такая философия намного опередила время, в которое она возникла. Без сомнения, этот человек чувствовал бы себя более комфортно, живи он в наше время — время сексуальной революции и движения хиппи. Мой вам совет: прочтите эту главу и поразмыслите над словами Ян Чжу2.

 

Часть I Иллюзия славы

Ян Чжу странствовал в Лу и остановился у господина Мэна. Мэн спросил его:

—Мы просто люди, и ничего более. Зачем нам слава?

—Слава помогает нам разбогатеть, — ответил Ян Чжу.

—Если я богат, к чему мне еще слава?

—Она помогает нам получить высокий чин.

—Если у меня уже есть высокий чин, к чему мне еще слава?

—Она послужит нам после нашей смерти.

—Если я умер, то для чего мне слава?

—Она поможет нашим потомкам.

—Чем же моя слава может помочь моим потомкам?

—Ради славы мы решаемся на изнурительные труды и обременительные заботы, но тот, кто ее завоюет, облагодетельствует весь свой род и окажет услугу всем жителям округи, не говоря уже о его собственных потомках.

—Однако же тот, кто радеет о славе, должен быть целомудрен, а если он целомудрен, он не может не быть бедным. Он также должен быть скромным, а если он скромен, он не сможет получить высокий чин.

—Когда Гуань Чжун служил первым советником в Ци, он вел себя распутно, когда государь распутничал, и бывал нескромен, если государь вел себя нескромно. Он следовал государю и в мыслях, и в речах, и благодаря его искусству царь Ци стал первым среди владык мира. Но после его смерти потомки его были только семейством Гуаней. Когда же первым советником стал Тянь, то он держался скромно, если государь расточительствовал, и был щедр, если государь проявлял алчность. Все люди перешли на его сторону, и так он установил свою власть над целым царством, а его потомки правят в Ци по сей день. Получается, что, если слава настоящая, ты будешь беден, а если слава ложная, ты будешь богат.

— Действительность не имеет отношения к славе, а слава не имеет отношения к действительности. Слава — это только обман. В старину Яо и Шунь сделали вид, что хотели передать власть над миром Сюй Ю и Шань Цюаню, однако в действительности не сделали этого и управляли Поднебесной еще сотню лет. А Бои и Шуци, которые и в самом деле отказались от своего удела, довели свое царство до гибели и умерли с голоду на горе Шоуян.

Вот так раскрывается различие между действительным и лживым.

 

Часть II



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: