О социально-педагогической работе с детьми
Введение
В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической, социальной жизни. Сегодня можно предвидеть, что эти изменения приведут к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь скажутся на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков, молодежи. В связи с этим возникла острая потребность в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождение социальной педагогики как науки и области педагогической практики.
В педагогической сфере еще в 60-70-е годы были предприняты попытки ввести специалистов, непосредственно сориентированных на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники внешкольных учреждений, клубов, комнат школьника и др.). Уровень развития социальной педагогики на этом этапе может быть обозначен как организационно-эмпирический.
На рубеже 70-80-х годов общественная потребность, достижения и опыт практической работы в социуме вывели проблему на новый уровень ее решения. В практике социально-экономических и молодежных жилых комплексов, разновозрастных объединений по месту жительства, клубов по интересам формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивались тенденции интеграции, межведомственного подхода. Изменился характер взаимодействия школы с другими институтами (от организующего – к педагогическому центру микрорайона).
Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессионально подготовленных кадров, специально сориентированных на социально-педагогическую работу с детьми как самостоятельную профессию. Функции данной работы растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции, к тому же функционально крайне слабо связанными между собой.
|
Провозглашение в официальной педагогике и однозначное трактование в практике тезиса «школа – центр микрорайона» привело к «замыканию» на школе многих вопросов социально-педагогической работы в социуме без дополнительного ресурсного обеспечения. Работая в очень напряженном режиме, педагогические коллективы многих школ смогли добиться нравственного, культурного, педагогического оздоровления социальной среды, что благотворно сказывалось на детях и их семьях и, в свою очередь, помогало повышать уровень и качество обучения. Однако объективно при этом на школу перекладывались многие семейные функции и задачи, что вело к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждения от целенаправленной работы по социализации детей, их миграции в общество как полноправных и полноценных его граждан.
Нынешний этап можно охарактеризовать как переходный к качественно новому уровню развития социально-педагогической работы: от отдельных очагов передового опыта – к выходу на государственный уровень решения проблемы, к созданию системы социально-педагогических служб помощи детям с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированная Россией 13 июля 1990 года, подтверждает три основных права ребенка: право на выживание, право на развитие и право на защиту. Однако реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства: неблагоприятные тенденции в демографических процессах, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детский алкоголизм и наркомания, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Все эти проблемы можно сгруппировать по двум основным направлениям:
|
· правовой вакуум, юридическая неразрешенность многих важных вопросов детства в современных условиях;
· организационный хаос на всех этажах социального управления в вопросах социально-педагогической работы с детьми.
Социально-педагогическая работа с детьми выходит за рамки традиционных педагогических сфер, что обусловлено «вневедомственностью» детства. Вместе с тем объективность такова, что каждый ребенок, за исключением специальных случаев, до достижения им биопсихосоциальной зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед личностью ребенка и обществом в целом.
Роль социального педагога в работе с детьми
Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.
|
Особая роль в данной работе по праву отводится социальному педагогу. Было бы ошибочно сводить функции социального педагога к деятельности лишь в рамках образовательного учреждения. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в реальных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду.