РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ В 80-90-е ГОДЫ




История развития психологии в областных педагогических институтах (университетах)

Деятельность кафедры психологии Брестского педагогического университета

С 1955 г. в Бреете работает педагогический институт. В 1995 г. институт становится университетом, в составе которого 10 факуль­тетов.Кафедра психологии образовалась в 1977 г. после разделе­ния кафедры педагогики и психологии. Исполнение обязанностей заведующего кафедрой психологии было возложено на старшего преподавателя кафедры Галину Сергеевну Абрамову.

С 5 февраля 1979 г. заведующим кафедрой был избран Солохо Петр Никифорович, кандидат педагогических наук, до этого возглав­лявший кафедру педагогики и психологии. С сентября 1986 г. ка­федру возглавила Г.С. Абрамова.

Галина Сергеевна Абрамова родилась в д. Кокур Костромской области. После окончания сельской школы поступила на факуль­тет психологии МГУ им. Ломоносова. Сразу после окончания уни­верситета была рекомендована для поступления в аспирантуру НИИ обшей и педагогической психологии Академии педагогичес­ких паук СССР. В отведенный для аспирантов срок подготовила и успешно защитила в Москве кандидатскую диссертацию и была направлена в 1976 г. в Брестский педагогический институт на должность старшего преподавателя кафедры психологии. Тема кандидатской диссертации «Формирование индивидуальных разли­чий деятельности школьников (па материале письменной речи)». Тема докторской диссертации Г.С. Абрамовой — «Теория взаимо­действия и опыт ее применения и психологическом консультировании подростков» (1996 г.) Г.С. Абрамова подготовила ряд спецкурсов: «Психологическое консультирование как вид профессиональной деятельности психо­лога», который она прочитала в педагогических вузах Москвы, Ярославля, Вологды, Курска,Волгограда, Перми, Орла, Магадана, Витебска, «Проблемы профессионального становления психолога», прочитанного в педвузах Витебска, Вологды, Волгограда, Перми и др.

По заказам профессиональных объединений органов образова­ния и по ее личной инициативе подготовлено 10 авторских семина­ров для студентов, родителей, учителей, педагогов, социальных ра­ботников. Галина Сергеевна была инициатором проведения двух международных конференций женщин, а также ряда республикан­ских. Она участвовала в международных семинарах и Германии и Голландии по проблемам социальной работы с женщинами.

Научная работа кафедры велась в области поиска конкретных ме­тодических путей исследования педагогического общения (ГС. Абра­мова, П.Н. Солохо, С.А.Шеин и др.).

Г.С. Абрамова — автор известного учебного пособия «Введе­ние в практическую психологию», куда входят практическая этика и практическая психология профессиональной деятельности; пси­ходиагностика, психокоррекция, психологическое консультирова­ние, психотерапия и др. Есть задания для самоподготовки и инди­видуальная программа совершенствования взаимодействия под­ростка со взрослыми.

Она является автором более 100 научных и научно-популяр­ных работ, многие из которых переведены на немецкий, англий­ский и французский языки. Кроме отмеченного учебного пособия ею опубликованы: «Возрастная психология», «Практическая пси­хология», «Практикум по психологическому консультированию», «Психология в медицине» (совместно с Ю.А. Годчиц), а также та­кие научно-популярные книги, как «Психология в метафорах и образах», «1000 фактов из жизни людей», «Психология только для студентов».

Под руководством Г.С. Абрамовой успешно защищены канди­датские диссертации Е.И. Медведской по теме «Особенности пси­хологической дистанции как показателя личностного развития младших школьников»; Г.И. Малейчук по теме «Исследование идентификации как проявление динамических свойств личности с помощью клинико-феноменологического метода»; Г.В. Лагопды по теме «Клинико-феноменологический анализ показателей развития «Я» взрослого человека».

В 2000 г. С. Абрамова переезжает в Данию, где продолжает свою творческую деятельность. После ее переезда кафедра делится па две: общей и возрастной психологии (заведующим избран М.А. Валитоп, кандидат психологических наук, доцент, выпускник факультета пси­хологии МГУ) и психологии (заведующий — Г.И. Малейчук). Эта ка­федра занимается подготовкой психологов по двум специальностям; «Психология» (квалификация — психолог, преподаватель психологии) и «Практическая психология» (квалификации — педагог-психо­лог), а также двум специализациям: «Социальная психология» и «Педагогическая психология».

Вновь созданные кафедры молоды и находятся в состоянии формирования своей научной и профессиональной идентичности. При университете с 1994 г. функционирует психолого-педагоги­ческая служба.

Далее профессором кафедры Общей и возрастной психоло­гии успешно работает доктор психологических наук, профессор Ли­дия Глебовна Лысюк. Она закончила факультет психологии МГУ в 1977 г. Будучи студенткой Московского университета, занималась в лаборатории М.И.Лисиной под руководством А.Г, Рузской. Изуча­ла в течение трех лет проблему влияния общения со взрослыми на появление у детей первого года жизни новых форм взаимодействия с ними. По мнению Лидии Глебовны, это была хорошая школа орга­низации экспериментальных исследований.

После окончания университета ГЛ. Лысюк поступила в аспи­рантуру на кафедру возрастной и педагогической психологии, ко­торой руководил П.Я. Гальперин. Исследовала проблему влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное развитие ребенка. Боль­шую научную помощь ей оказала С.Н. Карпова. Диссертация была защищена в 1982 г. Плодом их совместной работы стала моногра­фия «Ифа и нравственное развитие ребенка», изданная в 1986 г. в МГУ.

Учителем и вдохновителем, в том числе и докторской диссерта­ции Л.Г. Лысюк, считается С.Г. Якобсон. Докторская диссертация на тему «Становление продуктивного целеполагания у детей 2—4 лет в онтогенезе» была защищена в БГПУ им. М Танка в 1997 г.

Один из основных принципов психологии — единство созна­ния и деятельности — в ходе исследований, по мнению автора, при­обрел реальное практическое воплощение.

В настоящее время Лидия Глебовна отдает много сил психоло­гическому консультированию. Последнее время она занимается весьма благородным и гуманным делом оказания помощи женщинам-заключенным и беспризорным детям в надежде помочь им обрести в себе человека. Эта работа уже нашла отражение в статье «Женщины-заключенные Беларуси: социально-психологический портрет*. Анализируя нынешний этап своего научного поиска, Л.Г. Лысюк подчеркивает, что в процессе консультирования, обще­ния идет поиск вместе с другим человеком основ его собственной жизни, включающих в себя представления о добре и зле, о смысле жизни, счастье, свободе и ответственности. Этот поиск бесконечен, а потому она всегда в пути.

К числу основных работ Л.Г. Лысюк, помимо уже указанной в соавторстве с С.Н. Карповой, относятся: «Развитие целеполагания у детей 2—4 лет» (Брест, 1977), «Давайце гуляць разам» (Мн., 1995) и другие. Ряд работ издан на немецком языке.

Развитие психологии в Витебске

Старейшим психологом Витебского педагогического института был Ефим Константинович Матлин (1904—1978). В высшей педаго­гической школе он проработал более 40 лет. Ученик П.П. Блонско-го, он успешно исследовал вопросы педагогической психологии. Его труды находят практическое применение в работах белорус­ских учителей, равно как и учительства в других республиках. Им опубликовано около 50 научных работ, в том числе 3 книги по актуальным вопросам педагогической психологии и высшей школы.

Родился Е.К. Матлин в г. Шклове Могилевской области в многодетной семье. Одновременно с учебой с 15 лет начал самосто­ятельную трудовую деятельность. С 1923 по 1928 г. учился «начале на юридическом, а затем на педагогическом факультете БГУ. Одновременнос 1925 г. три года работал в Минской клинике нервных болезней. После окончания университета работал препо­давателем обществоведения в Сураже, а затем в Толочине Витеб­ской области. В 1930 г. Наркомпросом БССР был переведен в г. Минск и назначен завучем Минского дошкольного техникума. После краткосрочной службы в армии с 1931 г. он работал млад­шим научным сотрудником в научно-исследовательском институте педагогики при Наркомпросе БССР. Первые научные публикации — статьи, брошюры — Е.К. Матлин начал издавать с 1933 г.: «Мето­дика построения клинической беседы», «Значение логической па­мяти для усвоения арифметических действий», «Психологическое состояние учащихся на экзаменах*.1 Далее после ряда научных статей Е.К. Матлиным были опубликованы более крупные работы:

«Обучение письму и счету в I и II классах», «К вопросу о решении задач в 4-м классе». В журнале «Советская школа», (1940. № 6—7) опубликованы «Беседы с учителем о памяти школьников». В 1938 г. он поступает в аспирантуру в Московский научно-исследователь­ский институт психологии Академии педагогических наук, в кото­ром провел под руководством профессора А.А. Смирнова экспери­ментальное диссертационное исследование по проблеме памяти: «Влияние сходства заучиваемого материала на освоение». Диссер­тация была подготовлена и защищена в 1940 г. Проведенное иссле­дование было первой в Беларуси работой, посвященной изучению психологических механизмов произвольной памяти. Эксперимен­тально было доказано, что сходство в заучиваемом материале ока­зывает как отрицательное, так и положительное действие на про­дуктивность запоминания, а преобладание того или другого опреде­ляется не самим фактом сходства в материале, а той деятельностью, которую заучивающий осуществляет в процессе запоминания.

Активную педагогическую деятельность Е.К. Матлин начал после эвакуации (1941 г.) в г. Кустанай Казахской ССР доцентом в учительском институте. После освобождения Минска он был выз­ван для работы на родину с назначением заместителем директора Витебского педагогического института по научно-учебной работе и заведующим кафедрой. В этот период ученым были опубликованы работы: «Психология индивидуального подхода к деятельности?, <Ю повышении качества преподавания психологии», «Учение И. П. Павлова о сигнальных системах и его значение для психоло­гии» и др1.

Богатый опыт работы в высшей школе обобщен в книге «Не­которые психологические вопросы воспитания студентов». Извес­тный психолог В.А. Крутецкий в предисловии этой работы, харак­теризуя автора, пишет: «Книга принадлежит перу очень увлечен­ного своим делом человека, преподавателя психологии с большим стажем и опытом...». Далее он подчеркивает, что система высшего образования в своем активе имеет мало работ, специально посвя­щенных вопросам воспитания студенчества и что «...научная рабо­та Е.К. Матлина в какой-то мере восполняет этот пробел»2.

Е.К. Матлина отличали открытость, исключительная доброже­лательность, интеллигентность и человеческое обаяние, профессии опальная эрудиция и скромность. Его труды можно оценивать как цикл работ по педагогической психологии.

Кафедру психологии Витебского педагогического института, а затем и университета возглавлял кандидат психологических наук, доцент С.Л. Богомаз. Он разрабатывал проблему самоанализа как условия профессионального самоопределения.

История развития психологической службы в Витебской облас­ти началась в сентябре 1989 г., когда впервые в республике в г. Орша был организован методический центр школьной психологи­ческой службы, на базе которого в 1991 г. открыталаборатория перспективных проблем развития школьной психологической службы.

За основополагающую программу была принята московская, составленная в НИИ общей и педагогической психологии под редак­цией И.В. Дубровиной. Были также изучены программы Минского, Гродненского, Санкт-Петербургского, Тюменского, Смоленского, Харьковского, Архангельского и других спецфакультстов. Преиму­ществом программы является то, что в ней более половины времени отведено практике и практикумам.

В целях действенной интеграции в области подготовки психо­логов для проведения лекционных и практическихзанятий на фа­культет привлекается профессорско-преподавательский состав ве­дущих факультетов и кафедр психологии педагогических вузов России, Беларуси и Украины.

В Витебской области в настоящее время создана и функциони­рует психологическая служба во всех сферах образования. Однако нужно еще принять ряд мер по дальнейшему развитию и совер­шенствованию психологической службы в республике, о чем под­робно отмечается в статье доцента А.С. Метелицы.

Развитие психологии в Гомельском университете

Гомельский государственный университет (ГГУ) им. Ф. Скорины основан в 1969 г. на базе педагогического института им. Чка­лова. Имя Ф. Скорины присвоено в 1988 г. До 1995 г. в нем работа­ла единая кафедра педагогики и психологии. В 1995 г. кафедры разделились, и первым заведующим кафедрой психологии стал Александр Александрович Лытко, доцент, кандидат педагогичес­ких наук. Кафедра закреплена за факультетом довузовской подго­товки и профориентации. Количество преподавателей на кафед­ре - 16, из них 6 человек — кандидаты наук. Ведущими специалис­тами являются А.А. Лытко, Н.И. Мурачковский, И.В. Сильченко Александр Александрович Лытко закончил математический факультет ГГУв 1975 г., затем аспирантуру. Основные научные проблемы, по которым делал разработки, отражены в следующих публикациях: «Динамика умственной работоспособности первок­лассников-шестилеток при разной двигательной активности» (Во­просы психологии. 1990. № 1); «Воспитание у подростков мораль­ной самокритичности» (Народная аевста. 1990. № 3).

Николай Иосифович Мурачковский — доцент, кандидат пси­хологических наук, выпускник отделения логики, психологии и русского языка БГУ. Закончил в 1965 г. аспирантуру при МГПИ им. М. Горького, где работал под руководством известного психо­лога, профессора Н.А. Менчинской. Защитил диссертацию по теме «Разработка типологии школьников для организации дифферен­цированного подхода в процессе обучения и воспитания» в Моск­ве. По окончании аспирантуры работал 12 лет в Гродно, с 1977 г. по настоящее время занимается преподавательской и научной дея­тельностью в ГГУ им. Ф. Скорины. Имеет множество публикаций в изданиях «Советская педагогика» (5 статей с 1970 по 1985 г.), «Народная асвета» (с 1965 по 1985 г.), а также учебное пособие «Как предупредить неуспеваемость школьников» (Мн., 1977) и др. Эта книга посвящена актуальным психолого-педагогическим про­блемам неуспеваемости и второгодничества школьников-подрост­ков. В ней впервые выделены типы неуспевающих с учетом важнейших сторон их личности: мыслительной деятельности, отношения к учению и самоорганизации. Предлагаются рекомен­дации по преодолению неуспеваемости учеников разных типов. Эта книга вышла под редакцией Н.А. Менчинской и была награж­дена 1-й премией Академии образования СССР. Переведена и издана в ряде стран.

Сильченко Ирина Владимировна - кандидат психологичес­ких наук, доцент, ее научным руководителем был Я.Л. Коломинский. Ею опубликованы следующие работы: «Зависимость статуса студентов от уровня их успеваемости и общественной активности» (Мн., 1985); «Взаимосвязь социально-психологических характе­ристик группы и рефлексивно-перцептивных способностей студен­тов» (в сб. «Взаимосвязь форшфования личности и коллектива». Рига, 1989 г.) и др.

В настоящее время научные сотрудники кафедры психологии ГГУ им. Ф. Скорины занимаются разработкой следующих проблем: совершенствование методов определения пригодности выпускни­ков школы к обучению на подготовительных отделениях и в специальных классах при вузе; метод и ко-психологическая поддержка молодежи в формировании установки на продуктивный жизнен­ный путь в постчернобыльской ситуации (выполнялась совместно с кафедрой медицинской психологии ГМИ); шахматное обучение и психофизическое развитие учащихся школ из регионов с перио­дическим радиационным контролем (выполнялась совместно с ка­федрами факультета физической культуры).

Работниками кафедры психологии ГГУ им. Скорины прово­дятся различные научно-методические мероприятия. Среди них проходивший в октябре 1996 г. Международный психологический конгресс, посвященный 100-летию со дня рождения Л.С.Выготского, в котором приняли участие ученые-психологи из разных стран.

В 2001 г. в ГГУ им. Ф. Скорины прошла очередная Междуна­родная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология». Принято решение сделать конференции по научному наследию Л.С. Выготского системати­ческими.

Кафедра планирует создание с помощью итальянских ученых научно-психологического центра им. М.С. Выготского, а также участие в создании центров психологической помощи на террито­риях Гомельской области, подвергшихся радиационному загрязне­нию.

Развитие психологии в Гродненском университете

Начало развития психологического образования и научных исследований в области психологии в ГрГУ им. Я. Купалы отно­сится к 1979-1988 гг.

Ректор ГрГУ А.В. Боданов, предвидя большие возможности развития психологии, пригласил на работу из Украины доктора психологических наук СВ. Кондратьеву.

В 1979 г. Светлана Витальевна Кондратьева была избрана за­ведующей кафедрой педагогики и психологии Гродненского уни­верситета. Во время войны она добровольцем ушла на фронт. В 1945 г. после демобилизации поступила на отделение психоло­гии философского факультета ЛГУ. Научным руководителем ее дипломной работы был член-корреспондент АПН СССР, доктор медицинских наук, профессор В.Н. Мясищев, а руководителем кандидатской диссертации — академик АПН СССР, доктор психо­логических наук, профессор Б.Г. Ананьев.

Длительное время СВ. Кондратьева работала на Украине в тесном контакте с академиком АПН СССР Г.С. Костюком. После перевода Львовского пединститута в Дрогобычона создала кафед­ру психологии, вторую на Украине после Киевского университета.

В 1978 г. в ЛГПИ им. Герцена она защитила докторскую диссертацию по теме «Межличностное понимание и его роль в общении». В 1982 г. ею была создана отдельная кафедра психоло­гии в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы. За годы работы она опубликовала более 100 научных трудов, подготовила 12 кандидатов наук (из них четверо — из Украины). На кафедре ведется плановая подготовка психологов с двумя спе­циализациями «Возрастная психология» и «Юридическая психо­логия. СВ. Кондратьева с 1994 г. является академиком Акмеологической академии и академиком Российской академии педагоги­ческих и социальных наук.

Она известна как специалист в области психологии организа­торских способностей, психологии развития характера и способ­ностей, психологии педагогического творчества.

Всеобщее признание получили ее работы по социальной пер­цепции, а также перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. В 2000 г. она стала заслуженным деятелем нау­ки Республики Беларусь.

При университете создан психологический факультет. Его возглавил кандидат психологических наук, доцент Б.П. Ковалев.

Потенциал кафедры позволил начать подготовку психологов для школ. В 1989 г. была организована специализация «Практичес­кая психология» на биологическом факультете. Особым для кол­лектива кафедры стал 1994 г., когда в университете была открыта специальность «Психология». Началась сложная и кропотливая работа по подготовке специалистов с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии».

В дальнейшем была открыта специализация по возрастной, пе­дагогической и юридической психологии, а также по психологии семенных отношений и сексологии.

В настоящее время на факультете имеются две кафедры. Ка­федра общей и социальной психологии (заведующий кафедрой до­цент Б.П. Ковалев) является межвузовской и Гродненским меди­цинским университетом, где имеется медико-психологический фа­культет. Вторая — кафедра возрастной и педагогической психоло­гии (заведует кафедрой доцент А.А. Семчук). Планируется откры­тие еще одной кафедры.

В состав факультета входят научно-исследовательская лабора­тория психологии профессионального развития личности, возглав ляемая профессором СВ. Кондратьевой, и Центр психологической помощи населению. На педагогическом факультете университета учебный процесс осуществляет факультетская кафедра психоло­гии начальной школы (заведующий кафедрой доцент П.Р. Галузо).

Многочисленны ученики СВ. Кондратьевой: А.С. Базилевская, К.В. Вербова, П.Р. Галузо, Т.К. Комарова, В.А. Кривошеев, Б.П. Ко­валев. П.А. Ковалевский, Л.А. Семчук, Л.М. Путято, Г.Ф. Михаль-ченко и др. В своих исследованиях они доказали зависимость со­циальной перцепции от возраста, пола, специальности, индивиду­ально-психологических особенностей субъекта и объекта позна­ния; установили характер зависимости содержания и структуры социальной перцепции от типа организации деятельности людей, являющихся субъектами познания; выявили уровни и типы соци­альной перцепции, характер взаимосвязи между социально-перцептивными, аффективными и поведенческими аспектами педаго­гического общения; установили особенности педагогической реф­лексии и процессе общения учителей и учащихся, определили структуру рефлексивных действий в различных видах рефлексии (социально-перцептивной, коммуникативной, личностной); раскры­ли социально-перцептивные и рефлексивные аспекты школьного конфликта, с которыми связано его продуктивное разрешение.

Более подробно об истории кафедры психологии ГГУ им. Я. Купалы рассказывается к статье Б.П. Ковалева [47, с. 148—153].

Деятельность кафедры психологии Могилевского пединститута

Могилевский государственный педагогический институт (МНИ) — одно из старейших в Беларуси высших педагогических учебных заведений.

В 1913 г. состоялось открытие учительского института в Мо­гилеве. Сюда могли поступить только лица мужского пола, пра­вославного вероисповедания, имеющие звание учителя начального училища и опыт работы в школе не менее двух лет.

К 16 декабря 1918 г. была закончена работа преобразования учительского института в педагогическое высшее учебное заведе­ние с четырехлетним сроком обучения.

В июле 1923 г. СНК СССР принял декрет «О закрытии и ре­организации некоторых высших учебных заведений». По решению Наркомпроса БССР Могилевский педагогический институт пере­дал свою материальную базу вновь создаваемому педагогическому техникуму. Сюда переводились студенты подготовительного отде­ления и первого курса института, часть преподавателей и обслуживающий персонал. Остальные студенты института в 1924 г. про­должили учебу на педагогическом факультете БГУ.

В августе 1930 г. МПИ был восстановлен и возобновил работу в составе двух отделений: историко-экономического и литератур­но-лингвистического с двухлетним сроком обучения. Занятия про­ходили в здании педагогического техникума.

После войны МПИ в короткие сроки был заново восстанов­лен, обеспечен квалифицированный кадрами преподавателей. За первое послевоенное десятилетие МГПИ подготовил более 3,5 тыс квалифицированных специалистов.

Вольф Соломонович Мерлин (1898—1982) — известный уче­ный, внесший большой вклад в развитие психологической науки, создатель пермской научной школы по разработке проблем психо­диагностических индивидуальных особенностей человека (один из наиболее известных его трудов — «Очерк теории темперамента», 1964, 1973 гг.), хотя и не работал в Беларуси, но родился в Могиле­ве в семье учителя.

После окончания в 1918 г. гимназии работал инструктором по внешкольному образованию. В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования. B.C. Мерлин всю свою жизнь считал себя учеником М.Я. Басова, с которым их свела судьба в 1924 г. в Ленинграде. На кафедре психологии Моги­левского педагогического института многие годы работала ученица B.C. Мерлина — кандидат психологических наук, доцент Людмила Александровна Вяткина, вовлекшая ряд студентов в научную дея­тельность по исследованию в традициях школы Мерлина B.C. вли­яния индивидуально-типологических свойств детей на их поведе­ние.

Имя нашего земляка B.C. Мерлина тесно связано с биографи­ей ныне академика РАО, доктора психологических наук, профессо­ра Евгения Александровича Климова. В частности, в воспоминани­ях А.В. Петровского отмечается, что во время Великой Оте­чественной войны А.В. Запорожец руководил психологическим отделом в Казанском эвакогоспитале. Одной из лабораторий этого отдела руководил B.C. Мерлин. У В.С.Мерлина учился студент Женя Климов. Он очень хотел учиться и стать психологом. Но де­нег не было... Тогда Мерлин взял его на свою кафедру лаборантом. Климов исправно получал деньги. Много времени спустя выясни­лось, что B.C. Мерлин платил ему из своих скудных средств по фиктивной ведомости. В 1953 г. Е.А. Климов окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического создается межкафедральная проблемная лаборатория «Обуче­ние и умственное развитие». В ее рамках под руководством В.А. Фи­ля на протяжении нескольких лет шло исследование проблемы «Новые математические идеи в начальном обучении и их влияние на умственное развитие детей». Важным результатом деятельности лаборатории явилась разработанная система логических и матема­тических игр для детей 6—9 лет и издание на этой основе пособия для учителей, воспитателей детских садов и родителей «Логичес­кие и математические игры» (Р.Ф. Соболевский) и др.

Со второй половины 70-х годов в научной работе кафедры психологии принимают активное участие и студенты. В институте работают спецсеминары по вопросам: «Основные проблемы психо­логии нравственности в развитии личности младшего школьника» (B.C. Невельштейн), «Индивидуально-типологические особеннос­ти личности и деятельности младшего школьника» (В.А. Филь, Л.А. Вяткина), «Обучение и умственное развитие» (Т.П.Денисо­ва). В 1982 г. в Могилеве проходит Всесоюзная научно-практичес­кая конференция «Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания», активное участие в организации которой принимают преподаватели кафедры психологии. С 1987 г. кафедру психологии возглавляет кандидат психологических наук, доцент, а впослед­ствии доктор психологических наук, профессор Елена Константи­новна Осипова.

В 1986 г. она защитила диссертацию на соискание ученой сте­пени доктора психологических наук на тему «Психологические основы формирования профессионального мышления учителя». Работа была выполнена на кафедре психологии Могилевского го­сударственного педагогического института имени А.А. Кулешова. Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании структуры профессионального мышления учителя, проектировании и теоретическом обосновании педагогического процесса по циклу психолого-педагогических дисциплин и методи­ке преподавания спецпредмста с учетом особенностей этой струк­туры, то есть создании психологического обеспечения для эффек­тивного управления формированием профессионально-педагоги­ческого мышления.

В 80—90-х годах на кафедре начинается работа ряда молодых преподавателей, кандидатов психологических наук, многие из ко­торых были в прошлом выпускниками МГПИ им. Кулешова ~ Н.И. Берегуленко, Т.Н. Ковалевой, В.В. Авраменко, Э.В. Котляровой, А.В. Даниленко.

Сотрудники кафедры принимали активное участие в работе ряда международных конференций, проходивших на Могилевщине в 90-х годах: международная конференция «Ценностные ориен­тации белорусской молодежи на рубеже XXI в.» (февраль 1998 г., Могилев); «Теория и практика воспитательной работы в высших учебных заведениях» (1997 г., Горки).

С 1992 по 1996 г. заведующей кафедрой психологии была избрана кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Ко­валева. В это время по семейным обстоятельствам Е.К. Осипова переезжает в Тулу. Усилия кафедры были направлены на разра­ботку теоретических и методических основ организации психоло­гической службы вразных структурах системы образования. Впервые в Могилевской области на базе педагогического институ­та открывается «Центр психологической помощи», активными сотрудниками которого становятся кандидаты психологических наук Н.И. Берегуленко, О.Н. Тугай, Э.В. Котлярова, старшие пре­подаватели Н.И. Ильин, Н.В. Сараева.

Под руководством Т.Н. Ковалевой разработана необходимая учебно-планирующая документация для открытия в институте до­полнительной специальности «Детский практический психолог-, что позволило с 1994 г. начать подготовку данных специалистов на базе педагогического факультета и факультета дошкольного воспи­тания.

Развитие психологии в технических вузах Республики Беларусь

Развитие психологии в технических вузах Республики Бела­русь непосредственно связано со становлением системы професси­онально-педагогического образования. Начало ей было положено в 60-е годы XX в. открытием специализированных инженерно-педа­гогических факультетов в Белорусском политехническом институ­те (ныне Белорусский национальный технический университет — БИТУ) и Белорусском институте механизации сельского хозяй­ства (ныне Белорусский аграрный технический университет -БАТУ) с профильными кафедрами психолого-педагогических дисцип­лин.

Опыт работы первых в истории высшей школы СССР инже­нерно-педагогических факультетов в дальнейшем послужил осно­вой для развертывания подготовки инженерно-педагогических кад­ров более чем в 30 вузах Советского Союза.

В 70-е годы XX в. подготовка преподавателей труда и специ­альных дисциплин, а также мастеров производственного обучения была организована в Мозырском педагогическом институте, а в на­чале 90-х годов — в Республиканском институте профессионально­го образования (РИПО).

За время своего существования на данных факультетах сформи­ровалась плеяда ученых- психологов, внесших значительный вклад в разработку важнейших научных проблем профессионально-педагогического образования.

Развитие преподавания психологии в Белорусском национальном техническом университете

Кафедра педагогических дисциплин Белорусской политехни­ческой академии была создана в 1964 г. как профилирующая по подготовке инженеров-педагогов. Это была первая кафедра по подготовке инженеров-педагогов на территории Советского Союза. Выпускники направлялись на работу в систему ПТУ и технику­мов.

С 1978 г. для студентов автотракторного факультета БНТУ, обучающихся по специальности «Организатор дорожного движе­ния» был введен курс инженерной психологии. В основу был поло­жен специальный курс «Психология водителя». С 1989 г. введен курс социальной психологии, который преподается всем студен­там. Сейчас кафедра ведет учебно-воспитательный процесс по сле­дующим дисциплинам: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, инженерная психология, педагогика, методика преподавания строительных дисциплин, эстетика, куль­тура речи, гигиена учебного труда, введение в специальность, пси­хология и педагогика высшей школы и др.

В 1998/99 учебном году на кафедре работали: В. Г Жак — до­цент, кандидат педагогических наук; Л.А. Вайнштейн — доцент, кандидат психологических наук; И.И. Лобач — доцент, кандидат психологических наук; В.П. Самусевич — доцент, кандидат психо­логических наук; Е.Е. Белоновская — старший преподаватель; Т.И.Лынова — старший преподаватель; М.А. Янковская — стар­ший преподаватель.

На кафедре первым заведующим был Василий Тихонович Петриков. Для проведения занятий по курсу «Психология» ВТ. Пет­риков приглашал В.М. Ковалгина, Г.М. Красневскую, Я.Л. Коло-минского. С 1980 г. кафедрой руководил Иосиф Иосифович Лобач. Он закончил инженерно-педагогический факультет Белорусского Политехнического института в 1969 г. Затем поступил на факуль­тет психологии Ленинградского университета. Учился в аспиран­туре и в 1979 г. защитил диссертацию по психологии на тему: «Исследование формирования оперативного образа в процессе обучения».

С 1987 по 2000 г. заведующим кафедрой был Виктор Гераси­мович Жак. Он закончил физико-математический факультет Жи­томирского педагогического института и аспирантуру Минского государственного педагогического института. Занимался исследо­ваниями в области педагогики профессионального образования. В Белорусском национальном техническом университете работал с 1964 г.

В течение ряда лет на кафедре велась работа на хоздоговорной основе по «Разработке научно обоснованной системы профессио­нального отбора и ориентации на ряд профессий», в частности, для, ПО «Интеграл», Брестского электромеханического завода, Го­мельского завода «Кристалл» и др.

На данном этапе решаются проблемы, связанные с совершен­ствованием учебно-воспитательного процесса. Разработаны моде­ли личности инженера-педагога, различные психограммы. Психо­логи работают над обоснованием методики преподавания курса инженерной психологии. В настоящее время введен курс «Основы психологии и педагогики» для студентов всех инженерных специ­альностей БНТУ.

Недавно вышла книга под редакцией И.И. Лобача, И.Т. Кавецкого, В.П. Самусевича «Психология управления». В ней отражены общие социально-психологические вопросы управления производ­ственными коллективами. В августе 2001 г. в БНТУ образована ка­федра «Психология», Заведует кафедрой И.И. Лобач.

История развития психолого-педагогической подготовки кадров в Белорусском аграрно-техническом университете

Психолого-педагогическая подготовка преподавательских кад­ров для системы аграрного образования в Белорусском аграрно-техническом университете (ранее Белорусский институт меха­низации сельского хозяйства, БИМСХ) берет свое начало с 1978 г., когда здесь был создан инженерно-педагогический факультет. Го­ловной кафедрой факультета являлась кафедра методики препода­вания и педагогики. С 1987 г. по 1993 г. кафедру возглавляла кандидат психологических наук, доцент Л.И. Шуйская.

Л.И. Шумская в 1979 г. в НИИ психологии Украины защити­ла диссертацию на соискание ученой степени кандидата психоло­гических наук по теме «Психологическое исследование межлич­ностных отношений в группах среднего ПТУ». Цель этого исследо­вания заключалась в изучении структурно-динамических и мотивационно-ценностных особенностей межличностных отношений учащихся среднего ПТУ в зависимости от степени опосредования их содержанием совместной деятельности, а также особенностей педагогического руководства.

Психологические дисциплины на факультете были предостав­лены курсами общей, педагогической и социальной психологии (доцент Л.И. Шумская), инженерной психологии (доцент И.И. Ло-бач, старший преподаватель А.Д. Лашук), психологией труда (про­фессор Ф.И. Иващенко). Большое внимание уделялось организации учебных практик, в процессе которых студенты отра­батывали комплекс заданий по психологии. Преподаватели кафед­ры активно работали над решением проблемы обеспечения преем­ственности между инженерной и психолого-педагогической подго­товкой будущих преподавателей специальных дисциплин в аграр­ных техникумах и ПТУ.

На кафедре велась активная научно-исследовательская работа по проблемам инженерно-педагогического образования, к участию в которой привлекалось значительное число студентов факультета. По основному циклу психолого-педагогических дисциплин доцен­тами Л.И. Шумской, А.И. Романовой и старшим преподавателем А.Д. Лашуком были разработаны учеб но-методические комплексы. Для их обеспечения при кафедре была создана лаборатория техни­ческих средств обучения, функционировала замкнутая телесистема.

Для слушателей ФПК кафедрой были разработаны методичес­кие рекомендации в помощь мастеру производственного обучения.

Кафедра активно сотрудничала с аналогичными факультета­ми, созданными в вузах Российской Федерации, Украины, Узбе­кистана, Казахстана, Литвы. Л.И. Шумская являлась членом Все­союзного общества по инженерно-педагогичес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: