Специфика развития политической мысли на Беларуси во многом определяется особенностями исторической судьбы ее народа. В частности, следует учитывать вхождение Беларуси в разные исторические эпохи в состав Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Общественно-политическая жизнь Беларуси испытала воздействие западноевропейских и русских мыслителей. Однако из этого не следует, что на Беларуси не было оригинальных политических учений и идей. Ошибочно считать, на наш взгляд, что белорусские мыслители лишь эклектически соединяли взгляды представителей других народов.
Зарождение политических идей на территории нашей страны относится к периоду формирования первых княжеств, распространения христианства, становления белорусской народности. Мировосприятие наших предков базировалось на религиозных верованиях (причем порой на двухверии – сочетании языческой и христианской идеологий), что выражалось в признании неизменного божественного порядка, божественного происхождения княжеской власти и ее ответственности перед богом. Выдающимися мыслителями этого периода были Е. Полоцкая, К. Туровский, сторонники просвещения, политического единства Киевской Руси, гуманных методов правления. Против феодальной раздробленности и княжеских междоусобиц, за приоритет общегосударственных интересов и защиту территориальной целостности выступали древние летописи: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Летописец Великих князей литовских», «Белорусско-литовская летопись 1446г.».
Особенно бурное развитие философской, общественно-политической мысли на Беларуси наблюдается в эпоху Возрождения. Она представлена целым созвездием ярких имен. Следует отметить, что культура Возрождения утвердилась в Великом Княжестве Литовском с некоторым опозданием по сравнению со странами Западной Европы. В это время усиливается политическая централизация и государственно-правовая стабилизация белорусско-литовского государства.
Как известно, важнейшей установкой общественного сознания эпохи Возрождения, ее философским принципом видения и осмысления мира и человека был гуманизм, принципы антропоцентризма, натурализма, свободы. Однако ренессансный гуманизм на Беларуси носит свою специфику, которая обусловлена эклектичностью социальной базы, включающей городскую буржуазию, шляхту, часть магнатов.
На политическую мысль белорусского Возрождения большое влияние оказала Реформация с ее радикальными течениями, идеями независимости религиозных убеждений, личной ответственности перед богом без посредничества церкви, демократизма церковной жизни, приоритета общественно-государственных интересов. В ВКЛ реформаторский дух проявился в форме лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма.
Представители Реформации на Беларуси часто являлись одновременно и мыслителями-гуманистами, обосновывающими идею о высоком предназначении человека, силе его интеллекта, право на неограниченное развитие задатков, способностей и дарований. Делается вывод о том, что место человека в обществе должно зависеть от его творческого потенциала, знаний, личных усилий. В центре внимания белорусских гуманистов находились также вопросы равенства людей перед законом, прав и свобод личности, политического плюрализма, независимого национального развития, бережного отношения к своим национальным духовным ценностям.
Гуманистическо-реформаторские идеи осваивались в Беларуси компромиссно, сочетаясь с феодальными средневековыми представлениями о государстве и обществе. Отсюда меньшая контрастность между ренессансными и средневековыми формами мышления, относительная размытость границ между ними. Отличительными чертами белорусской ренессансной политической мысли являются:
а) идея индивидуальной свободы не получила всестороннего развития и в большей степени, чем в западноевропейском гуманизме, ограничена интересами общества, общественного блага, самопожертвования в пользу государства, Отечества;
б) идея служения общему благу в конкретных исторических условиях развития Беларуси приобрела национально-патриотическую форму, выступает прежде всего как служение своему народу;
в) демократизм и просвещение; убеждение в том, что духовные ценности должны быть доступны широким слоям населения как в социальном, так и интеллектуальном смысле; не только создание новых духовных ценностей, но и творческое использование, развитие традиций прошлого;
г) отечественный гуманизм в ряде случаев приобретает форму так называемого «христианского гуманизма». Взгляды многих мыслителей не порывают с христианским мировоззрением, но в то же время оно подвергается ревизии с позиции основных идей ренессанса.
В зависимости от сословно-классовой ориентации мыслителей, их отношения к общественным переменам, представителей эпохи Возрождения можно разделить на два направления:
- умеренное, которое отражало интересы шляхты, горожан и выражалось в стремлении усовершенствовать моральные и правовые нормы, не меняя социально-политические институты (Ф. Скорина, Н. Гусовский, М. Литвин, С. Будный, В. Тяпинский, А. Волан, Л. Сапега);
- радикальное, отражающее интересы народных масс и требующее ликвидации крепостного права, расформирования государственных институтов, образования христианской общины, реализации идей социального равенства, народного суверенитета (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Петр из Гонендза, Павел из Визны).
Ярким представителем христианского гуманизма на Беларуси является Франциск Скорина (1490-1551). Особые симпатии у него вызывала просвещенная монархия. Гуманный монарх должен бороться со злом, сохранять в стране мир и спокойствие, заботиться о повышении благосостояния и культуры подданных. Таким правителем в прошлом был, по мнению Скорины, царь Соломон. Порокам современного ему феодального общества мыслитель противопоставлял идеалы раннего христианства, принимая требования всеобщего равенства перед Богом.
Во взглядах Ф.Скорины отчетливо прослеживается гуманистическая демократическая направленность. Мир для него - гармоничная система, которая действует по законам разумной целесообразности. Общество как часть этой системы руководствуется законом совести. Человек - это высшая ценность, а высшая цель человека – разумная, нравственная, общественно-полезная жизнь, служение обществу. Только в этом случае человек, будучи существом общественным, реализует себя как члена общества. Ф.Скорина полагал, что благополучие человека зависит от существующих социально-политических условий.
Мыслитель придавал большое значение роли права в жизни общества и человека. Справедлив тот закон, что «не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написанный». По его мнению, закон придает общественной жизни смысл и согласие. Вот почему важнейшая задача и условие благополучия в обществе - утверждение в народе правосознания и справедливости. Идеал гражданина для него - воспитанный человек, без принуждения придерживающийся законов.
Ф.Скорина делил законы на «писаные» и «неписаные». Он полагал, что люди сначала жили по «неписаным» законам справедливости и взаимного доверия. «А тако прежде всех законов или прав писаных закон прирожденный всем людям от господа Бога дан есть». Следовательно, мыслитель был сторонником идеи «естественного права», под которым понималась совокупность вечных, неизменных принципов, ценностей, вытекающих из самой природы человека. Он полагал, что все люди рождаются свободными и равными между собой. По своей природе человек существо доброе, гуманное и справедливое. У морально совершенного человека закон – в его сердце, «писаные» законы ему не нужны. «Писаные» законы пришли на смену «неписаным», когда отдельные члены общества стали нарушать последние, злоупотреблять ими. Возникли ссоры, конфликты между людьми, убийства. Чтобы обезопасить людей, утвердить гражданский мир, были придуманы «писаные» законы. Но они были созданы на основе «неписаных» законов, другими словами, на основе естественных прав человека. В процессе законотворчества следует также руководствоваться местными традициями, особенностями исторической эпохи, принципами морали, справедливости, понятности, полезности.
Будучи реформатором, Ф.Скорина не призывал народ к открытым выступлениям, народ должен «до часу терпети».
Видным идеологом антитринитаризма был Сымон Будный (1533-1593), который считал, что церковные земли должны принадлежать церковной общине, а доход от их использования должен тратиться на строительство больниц, школ, на благотворительность.
Социально-политические взгляды мыслителя во многом противоречивы: демократические, прогрессивные моменты уживаются с консервативными. Он не отрицал основ феодально-крепостной системы, старался трактовать самоуправство шляхты не как правило, а как исключение. Был убежден, что каждый человек должен занимать отведенное ему природой и историей место. Отношения феодалов и крестьян должны напоминать отношения родителей и детей. В то же время С.Будный не оправдывал крайностей феодально-крепостной системы, жестоких и бесчеловечных отношений господ к простолюдинам, требовал от шляхты гуманного обращения со своими подданными. Мыслитель был убежденным сторонником социально-классовой гармонии в обществе, мирного сосуществования всех его сословий. Следует отметить, что С.Будный допускал переход человека из одного сословия в другое и напоминал о необходимости уважения чести и достоинства каждого человека, соблюдения законности и правопорядка в обществе, равенства всех сословий перед законом. В этом проявился демократизм и гуманизм его учения.
Мыслитель считал, что государственная власть является божественным установлением и ей необходимо подчиняться. Аргументы в пользу необходимости существования власти он заимствует из Священного Писания. Государство создано для поддержания порядка в обществе, защиты граждан, обеспечения социальной справедливости. Он отстаивал идею добрых хозяев и благородных подданных и считал, что господство одних над другими существует ради добра, мира и справедливости. В несправедливости повинна не власть, а конкретные люди, которые выполняют государственные функции управления. Власть не виновата, что ее используют в злых целях. Власть обязана руководствоваться разумом, стремиться не к собственной выгоде, а благу всего государства, соблюдать существующее право, конфликты в обществе разрешать на основе государственных законов. Гуманист осуждал самосуд хозяев по отношению к крестьянам, выступал за справедливость правосудия, повышение нравственности и ответственности чиновников. Среди методов воздействия власти на граждан С.Будный на первое место ставил воспитание и обучение.
В сочинении «О светской власти» С.Будный всесторонне обосновывает такие положения как правомерность дискуссий, свободное выражение мнения, терпимость по отношению к иной точке зрения. Он рассматривал свободомыслие как разновидность интеллектуальной оппозиции, как проявление свободного выбора человека.
Политический идеал С.Будного - просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Он призывал чиновничество к высокой ответственности, к безусловному выполнению гражданами своих обязанностей. Регуляторами справедливых взаимоотношений между гражданами является правосудие, справедливый монарх, религия, закон, права и обязанности.
Социально-политическая мысль эпохи возрождения на Беларуси неразрывно связана с именем Андрей Волана (1530—1610), который понимал необходимость реформирования системы государственной власти, различных сторон общественной жизни.
Воланом обосновывается мысль о естественном происхождении общества. Он был сторонником теории «естественного права», которое выражает внегосударственную сущность неотчуждаемых прав человека: право на жизнь и неприкосновенность частной собственности. Это - во-первых.
Во-вторых, в трудах Волана отчетливо выражена идея правового государства. Мыслитель обращал особое внимание на авторитет закона, гарантированное обеспечение личных прав человека, ограничение произвола феодалов и государственной власти, разрешение конфликтов в судебном порядке, защиту от несправедливости. Наряду с законом интегрирующей силой общества является мораль, об укреплении которой должно заботиться государство.
В-третьих, необходимым условием совершенствования общества, развития способностей каждого человека, фактором могущества государства и безопасности граждан Волан считал свободу. Стремление к свободе – доминирующая черта личности. Но неправильная трактовка и использование свободы приносят вред человеку. Свобода зависит от ориентированности человека на разумные и законные действия. Свобода человека трактуется прежде как правовая свобода, возможность свободы связывается с ее юридическими гарантиями.
В-четвертых, мыслитель отстаивал равенство всех сословий перед законом. Все сословия должны соблюдать законы. Закон должен иметь власть и над королем и над рядовыми гражданами. А с другой стороны, закон и власть обязаны гарантировать представителям всех сословий безопасность личности и право на собственность. Однако Волан считал естественным социальное неравенство людей и сословий, крепостничество рассматривал как «умеренное рабство». Социальная справедливость не может быть единой для всех социальных групп. Каждый получает от общества в соответствии со своим социальным статусом. Другое дело справедливость правовая: она должна быть равной для всех сословий, которым следует жить в мире и согласии.
В-пятых, Волан считал, что лучшей является та форма власти, которая способна поддерживать социальный мир и гармонию. Его политический идеал - просвещенная монархия, компетенция которой должна ограничиваться исполнительными функциями. Главный приоритет в деятельности монарха – общее благо.
Значительная веха в истории политической мысли на Беларуси связана с деятельностью Льва Сапеги (1557-1633). Как известно, Л.Сапега возглавлял комиссию по созданию третьего (1588 г.) Статута Великого Княжества Литовского, целью которого было создание единого, централизованного, правового государства, ограничение власти польского короля, закрепление политико-правовой автономии ВКЛ в составе Речи Посполитой, защита интересов государства, а не церкви, а также прав граждан. Согласно Статуту права и обязанности представителей разных сословий отличались друг от друга, но не должны были зависеть от чьей-либо личной воли, а только от закона. Основная задача государства - гарантировать каждому человеку личную безопасность, право собственности в соответствии с сословным статусом. Счастливая жизнь человека зависит от гарантированного права на жизнь и на собственность. Это возможно только в условиях правового состояния государства, где осуществляется верховенство закона. Л.Сапега был решительным противником деспотизма, его отличала религиозная терпимость. Он выступал против преследования за веру, отстаивал свободу выбора вероисповедания.
Эпоха Контрреформации (нач. XVII – сер. XVIIIвв.) – это время усиления влияния церковной идеологии в качестве подкрепления феодального строя в период его разложения. Но тем не менее во взглядах белорусских мыслителей усиливаются идеи свободомыслия, атеизма, материализма, расширяется критика крепостнической системы, государственного строя.
Видным мыслителем ХVІІ столетия был Симеон Полоцкий (1629-1680). В «Вертограде многоцветном» мыслитель выступает за «хороших» правителей, за доброе законодательство. Он осуждает тиранию как форму правления, был сторонником сильной государственной власти в руках «просвещенного монарха». Государство должно уподобиться крепкому телу, а правительство умной голове. Правители должны проявлять любовь к подданным, трезвость в деятельности. Основные задачи «просвещенного монарха» - обеспечение в обществе вечного мира и всеобщего блага. Но для этого в обществе не должно быть слишком много богатых и бедных. Служащие государственного аппарата должны выдвигаться благодаря личным субъективным качествам, способностям, а не благодаря происхождению.
Причины зла в обществе следует искать в невежестве людей. С просвещением С.Полоцкий связывал освобождение людей от недостатков, их нравственное развитие, общественное согласие и укрепление государства.
Мыслитель с униатскими убеждениями последовательно отстаивал идеи синтеза западной и восточной культур, их взаимообогащающего взаимопроникновения, толерантности.
Важное место в истории философской и социально-политической мысли Беларуси занимают взгляды Казимира Лыщинского (1634—1689). На формирование его мировоззрения огромное влияние оказали идеи Т.Гоббса, Б.Спинозы, С.Будного, Т.Мора, Т.Кампанеллы. В центре идейных поисков мыслителя находился вопрос: создан ли мир Богом или он существует вечно? В своих онтологических взглядах он придерживается идеи естественной закономерности, материалистического объяснения окружающего мира, отвергая идею божественной предопределенности. В своих трудах мыслитель-атеист предпринял попытку осмыслить связь политической власти с религией, дать анализ социальной роли веры, за что и поплатился жизнью на костре инквизиции. Среди важнейших социально-политических идей мыслителя можно выделить следующие:
а) отрицание бога как создателя мироздания, место творца занимает человек. Он выступал против католической церкви, стремившейся подчинить государственную власть, против окатоличивания белорусов, стремления польских феодалов подчинить Великое Княжество Литовское;
б) его политический идеал - крепкое государство с просвещенным монархомво главе;
в) основой совершенствования нравов, успешного хода дел и стабильности в государстве является просвещение;
г) он мечтал о равенстве и братстве всех людей, хотел видеть «мир без власти, города без начальников, народы без хозяев». По сути К.Лыщинский стоял на позициях утопического социализма. Он был сторонником упразднения частной собственности и построения общества равенства и справедливости.
В эпоху Просвещения (вторая половина XVIII в.) получили распространение идеи реформирования общественно-политического строя на основе рациональных принципов и с ориентацией на капиталистические изменения, происходящие в Европе. Просветители критически относились к феодальной системе отношений, вели борьбу с теологическими, схоластическими представлениями и абсолютизировали ценность науки.
Виднейшим представителем философской и политической мысли эпохи Просвещения на Беларуси был Казимир Нарбут (1738—1807). Основные положения социально-политической концепции К.Нарбута сводятся к следующему:
Во-первых, он рассматривает человека как общественное существо. Человека нельзя мыслить вне общества. В отличие от западноевропейских представителей теории общегосударственного договора, К.Нарбут был противником «робинзонады» и считал, что жизнь человека вне общества невозможна. Для него естественное состояние тождественно общественному. Таким образом, мыслитель не отождествляет общество и государство.
Во-вторых, государство и право рассматриваются как продукт определенных постоянных свойств, присущих человеку. В государственном состоянии люди сохраняют естественные права. Среди них - свобода, собственность, безопасность, равенство. Эти права должны признаваться и охраняться государством. Люди живут счастливо там, где все основывается на соблюдении законов и уважении к власти. Законы обеспечивают целостность и безопасность государства. Другими словами, К.Нарбут придерживался теории естественного права и правового государства.
В-третьих, К.Нарбут приверженец договорной теории происхождения государства В догосударственном состоянии люди руководствовались неписаными законами естественного права. Государство мыслитель считал результатом договора, всеобщей воли ради всеобщего блага и согласия. В отличие от естественного состояния, люди в гражданском состоянии (когда возникает государство) добровольно подчиняют свою волю решению большинства.
В-четвертых, философ был сторонником просвещенной монархии, сильной централизованной власти. Объективно в то время требование усиления власти короля было направлено против своеволия и анархизма феодальной верхушки общества.
Большим вниманием на Беларуси в XVIII веке пользовались взгляды физиократов. Особенно следует выделить учение Иеронима Стройновского (1752-1815).
В отличие от французских физиократов И.Стройновский не ограничивался только анализом экономической жизни общества. Его внимание привлекают также проблемы человека, права, государства, отношений между народами. Все многообразие явлений общественной жизни, согласно И.Стройновскому, изучают четыре науки: естественное право, политическое право, политическая экономия и международное право. Социально-политическая концепция И.Стройновского основана на теории «естественного права», которой он оправдывал равенство людей перед законом. Мыслитель отмечал, что каждый человек от природы является хозяином своей судьбы и своей личности. Поэтому от природы человек - существо свободное и от других людей независимое.
Естественное право выражает вечные и неизменные требования человеческой природы. К важнейшим естественным правам Стройновский относил право на жизнь, на удовлетворение своих потребностей в жилище, одежде, пище, орудиях труда, отдыхе и т.д. На естественных правах н обязанностях людей, их равенстве базируются социальные права и обязанности: личной свободы, зашиты личной безопасности, частной собственности, взаимопомощи.
Государство, его законы производны от естественного права и, в конечном счете, от естественного порядка вещей, который рассматривается как единство физического и морального порядка. Естественный порядок вечен и неизменен: человек может познать его в целях усовершенствования общественной жизни, но не в силах изменить. В следовании этому порядку заключается счастье людей.
И.Стройновский придерживался договорной теории происхождения государства. Сначала люди жили в мире и согласии и руководствовались «естественным правом». Государство возникло с появлением земельной собственности, когда на смену гармонии во взаимоотношениях между людьми пришли конфликты. Возникла потребность в государстве, которое должно было охранять, собственность, укреплять внутреннюю и внешнюю безопасность.
Движущей силой развития общества мыслитель считал прогресс человеческого разума. Просвещение народа, высокий уровень образования могут обеспечить прогресс общества, гармонию между позитивным н естественным правом. Чем более образован народ, тем более совершенны его законы.
И.Стройновский выступал за ликвидацию крепостничества и сословных привилегий.
Развитие политических идей в XIX веке в значительной мере связано с одновременными процессами полонизации и русификации белорусского населения и, как результат - с подъемом освободительного движения на почве становления белорусской нации, формирования национального самоопределения белорусов, национально-культурного возрождения. Представляет известный интерес деятельность тайных обществ, в частности, взгляды представителей «Демократического общества» (Ф. Савич, М. Волович, М. Лавицкий и др.)
С позиций теории «естественного права» они критиковали крепостнические порядки. Абсолютная монархия рассматривалась как несоответствующая естественной природе и правам человека. Ф. Савич, лидер данной организации, связывал решение проблемы национального освобождения с проблемой социального освобождения. Чтобы обеспечить естественные права крестьян, необходимо, как указывали идеологи освободительного движения, с помощью революции уничтожить помещичье землевладение, освободить крестьян с землей, национализировать землю. Государство из орудия угнетения и деспотизма должно стать органом справедливости исчастья. Поэтому необходимо установить республиканскую форму правления. Только при республике каждый человек, в том числе и простолюдин, будет пользоваться одинаковыми правами и будет иметь возможность управлять делами общества. (Следует отметить, что М. Лавицкий считал лучшей формой государства «якобинское правление», т.е. якобинскую диктатуру.) Судьба политической свободы зависит от политического просвещения народа.
Общественный прогресс предполагает освобождение сознания людей от влияния религии. Поведение людей во многом связано с общественными условиями: политическим строем, уровнем культуры, бытовыми условиями. Если данные условия не соответствуют требованиям естественного права, то это негативно сказывается на человеческой личности, происходит ее деградация. Нравственная личность всегда отдаст предпочтение общественным интересам перед личными.
Виднейшим представителем революционной демократии на Беларуси был Кастусь Калиновский (1838-1864). Среди основных положений его социально-политической доктрины можно выделить следующие:
Во-первых, как поборник социальной справедливости Калиновский резко критикует феодально-крепостнические общественные отношения. В центре его социальной программы стоял крестьянский вопрос. Путь к его решению – крестьянская революция, ликвидация помещичьего землевладения и бесплатная передача земли крестьянам. Владение землей - необходимое условие достижения свободы.
Во-вторых, категорически отрицается самодержавие как форма правления. На смену абсолютизму должно придти демократическое государство без чиновников и помещиков. Правительство для народа, а не народ для правительства.
В-третьих, все государственные и общественные дела должен решать простой народ через «сходки людей выборных». Но к такому состоянию может привести только вооруженное восстание народа, которое должно уничтожить как сословие, так и имущественное неравенство.
В-четвертых, К.Калиновский решительно выступал за развитие национальных школ, был страстным поборником просвещения народа. Общество не стоит на месте и развивается по определенным закономерностям. В основе этого процесса - распространение знаний в народе, развитие науки.
Конечно, следует учитывать, что его общественный идеал – крестьянский социализм - в известной мере носил утопический характер.
В конце XIX – начале XX вв. в политической тематике доминируют идеи построения независимого белорусского государства, формулирования национальной идеи и формирования национального самосознания и национальной солидарности через систему образования, литературу, национальные политические объединения. Об этом свидетельствует творчество А. Пашкевич, Я. Колоса, Я. Купалы, М. Богдановича, М. Горецкого, социально-политическая деятельность группы «Гомон», партии БСГ, содержание газет «Наша доля», «Наша нива».
Образование БССР и интенсификация процессов белорусизации способствовали национально-культурному возрождению. Но впоследствии доминирование марксистско-ленинской идеологии и тоталитарный характер советской политической системы отрицательно сказались на развитии политической мысли.
Либерализация общественно-политической жизни во время горбачевской перестройки и образование суверенного государства в 1991г. дали толчок институционализации политологии как науки и учебной дисциплины. В развитии политической мысли в Беларуси можно выделить два направления. Одно направление связано с ориентацией на западные демократические ценности и стандарты, другое – с сохранением сильной власти государства. Сегодня широко обсуждаются вопросы формы правления, административно-территориального деления страны, демократического транзита, государственного управления, разделения властей, гарантий прав человека, национальной идентичности, построения гражданского общества, развития партийной системы, роли идеологии в жизни общества, направления внешней политики и т.д. Большой вклад в развитие белорусской политической науки вносят Н. Антанович, В. Бобков, Н. Денисюк, Л. Земляков, И. Котляров, Л. Криштапович, О. Манаев, А. Мельников, А. Мельник, С. Решетников и др.