К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ОДО




УДК

А.Н. Бобырева

Белгородский государственный институт
искусства и культуры

 

e-mail: bobyreva94@bk.ru

 

В статье рассматривается важность диагностирования детской одаренности в первые годы занятий хореографией. Приводятся наиболее значимые личностные и психомоторные качества одаренного ребенка как критерии диагностики одаренности. Раскрывается место диагностических процедур в процессе обучения хореографии в условиях организации дополнительного образования (ОДО).

 

Ключевые слова: хореография, диагностика, одаренность, дополнительное образование.

 

 

Современное общество заинтересовано в творческих, активных, уверенных в своих силах людях. Для того чтобы их деятельность приносила максимальную пользу, она должна реализовываться не в любой абстрактной сфере, а в той, в которой человек может достичь наиболее высоких результатов. Обеспечивается это не только за счет проявленного интереса, но и за счет имеющихся способностей и предрасположенности. Одну из ключевых ролей в процессе самоактуализации имеет одаренность.

Сегодня рассмотрение вопросов детской одаренности вышло за далеко пределы научного сообщества: одаренность является темой дискуссий и обменов опытом среди педагогов различных дисциплин, становится одним из направлений государственной политики, активно обсуждается на бытовом уровне.

Современная психологическая наука располагает рядом подходов к феномену детской одаренности, ее структуре и основаниям для классификации, различными взглядами на организацию процесса обучения одаренных детей, а также богатым арсеналом диагностических методик по выявлению одаренности.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что одаренность должна проявляться и развиваться в соответствующей деятельности. В том случае, когда одаренность в силу тех или иных обстоятельств остается нераспознанной, она так и угасает не получив развития. Этот факт обусловливает важность своевременного выявления детской одаренности.

В современной образовательной системе практикуются два подхода к диагностике одаренности у обучающихся: психологическая и педагогическая. В организации дополнительного образования (ОДО) первый вид диагностики обычно проводит штатный психолог, второй – педагог объединения, в которое входит одаренный ребенок. В идеальной ситуации оба специалиста проводят совместную систематическую комплексную диагностику.

Диагностика хореографической одаренности у ребят, посещающих ОДО, имеет свою специфику. Во-первых, доступность дополнительного обучения для широкого круга школьников исключает начальный профессиональный отбор. Поэтому контингент детей, занимающихся в танцевальных объединениях крайне неоднороден. По степени одаренности учеников ОДО можно условно разделить на три группы: не имеющие хореографической одаренности, имеющие ярко выраженную или скрытую одаренность. Последняя категория нуждается в особенном внимании со стороны педагога: этих детей бывает непросто отличить от неодаренных, зачастую их танцевальные способности проявляются только на втором-третьем году обучения. Следовательно, необходимо осуществлять систематический мониторинг и диагностику одаренности (например, в начале учебного года вместе с входящей диагностикой и в конце года вместе с выявлением уровня усвоения учебной программы). Проведение входящей диагностики на начальном этапе обучения помогает определить возможные перспективы каждого ученика, исходя из степени его одаренности, интересов и личностных особенностей. В зависимости от этого по-разному будет выстраиваться педагогический процесс.

Проводя диагностику одаренности, следует ориентируется на реализуемый вид учебно-творческой деятельности. Для выявления одаренных в области хореографии детей существуют различные формы проведения диагностики, специальные задания, разработанные для разных возрастных групп учащихся. На наш взгляд различные диагностические упражнения и задания следует включать в образовательный процесс. Во-первых, это его разнообразит, во-вторых, позволяет получить более объективную информацию, т.к. дети не знают, что подвергаются диагностическим процедурам, не испытывают лишнего волнения, работают в психологически комфортной обстановке. В-третьих, регулярная диагностика дает актуальные сведения об учащихся, выявляет скрытую ранее одаренность, помогает определить направления коррекции образовательных маршрутов выявленных ранее одаренных детей. Наконец, систематическое применение диагностических заданий позволяет осуществлять мониторинг эффективности образовательного процесса и индивидуального развития учащихся, отслеживать уровень усвоения учебного материала и овладения необходимыми умениями.

При обучении танцевальному мастерству многие педагоги ОДО учитывают только анатомические и психомоторные особенности детей. Несмотря на широкое распространение, такой подход не является плодотворным при обучении одаренных детей. На наш взгляд хореографическая одаренность лежит на стыке психомоторной и творческой одаренности. Поэтому для формирования целостного восприятия профессиональных качеств начинающего танцора необходимо проводить не только диагностику уровня физического развития, но также психолого-педагогические исследования и наблюдение за поведением и творческой деятельностью ребенка. Оценивание физических и физиологических критериев включает: гибкость, выворотность, танцевальный шаг, пластичность, устойчивость и равновесие, координация, подъем стопы. Затем рассматриваются другие личностные данные: музыкальность, ритмическое чувство, артистичность, поведенческие особенности.

На начальном этапе детям предлагаются диагностические задания на гибкость, на устойчивость и равновесие, а также так называемые «пластические тесты». Затем в групповые занятия включаются специальные координационные упражнения и задания на выявление уровня сформированности координационных способностей.

В групповые занятия в течение года в качестве отдельных элементов включаются диагностические задания на артистичность. При их выполнении осуществляется педагогическое наблюдение, оцениваются не только ситуативные достижения, но и общая динамика развития артистичности каждого ученика. Стоит отметить, что регулярное выполнение заданий на артистичность способствует развитию этого качества у всех обучающихся

Диагностика одаренности проводится среди учащихся первого и второго года обучения: на первом году обучения выявляются не все одаренные дети (имеет место так называемая «скрытая» одаренность), после двух лет обучения диагностику проводить нецелесообразно, так как уже довольно сложно отличить обученность от проявившейся скрытой одаренности.

Для тех детей, у которых была выявлена хореографическая одаренность, разрабатываются индивидуальные траектории обучения.

В содержание индивидуальных планов входят сольные номера для массовых постановок, усложненный репертуар, расширенный технический материал. К танцорам, следующим по индивидуальному маршруту, применяется дифференцированный подход (как на индивидуальных, так и на групповых занятиях), а также предъявляются более высокие требования к уровню овладения танцевальным мастерством.

Обучение по индивидуальному плану предполагает систематическую диагностику, т.к. на основании полученных данных корректируется содержание, форма и методы индивидуальной работы.

Мониторинг уровня освоения индивидуальной программы проводится в течение всего учебного года и включает несколько этапов:

- вводная диагностика (проводится в начале учебного года, обуславливает наполнение индивидуального маршрута);

- тематическая диагностика (направлена на выяснение уровня освоения конкретной темы);

- промежуточная диагностика (выявляет существующие проблемы в освоении программного содержания, служит основой коррекции индивидуального маршрута);

- итоговая диагностика (проводится в конце учебного года, демонстрирует уровень освоения индивидуальной образовательной программы, является показателем эффективности разработанного индивидуального маршрута).

Анализ педагогического опыта руководителей хореографических коллективов показал, что в большинстве случаев диагностика хореографической одаренности строится на выявлении особых анатомических и моторных задатков. На наш взгляд одних только биофизических данных недостаточно для того, чтобы считать ребенка одаренным – требуется сочетание физических (выворотность, гибкость, координация и др.), творческих и психологических (особенности темперамента, мышления) данных. Аналогичное мнение высказывает В.Ю. Никитин, включающий в структуру хореографической одаренности помимо физических способностей следующие компоненты: эстетическую эмпатию, эмоциональный компонент, синестезию, ассоциативность и вариативность мышления, художественное воображение, наличие собственного стиля, чувство формы[1].

Выявление одаренных детей является системным процессом и осуществляется в соответствии с рядом принципов: протяженность во времени; привлечение к процессу выявления одаренности специалистов-психологов; комплексный подход к оцениванию способностей. Последний пункт предполагает применение широкого спектра диагностических материалов, наблюдение за ребенком, организацию тренингов, организацию выступлений и смотров, работу с родителями и иные источники информации для составления максимально полной картины имеющихся способностей.

 

Список литературы

 

1. Никитин В.Ю. Психолого-педагогические критерии отбора одарённых детей в хореографическом искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 1 (75). – С. 176-183.

2. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». URL: https://dopedu.ru/attachments/article/263/Celevaya-programma.pdf


[1] Никитин В.Ю. Психолого-педагогические критерии отбора одарённых детей в хореографическом искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 1 (75). – С. 181.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: