ПРИНЦИПЫ ОПЕРНОЙ РЕФОРМЫ




Основные положения своей оперной реформы Глюк изложил в посвящении, которое было предпослано партитуре «Альцесты».

В первую очередь Глюк требовал от оперы правдивости и простоты. Музыка в опере должна раскрывать страсти и переживания героев; все, что находится вне этих требований и служит только для услаждения слуха меломанов, подлежит удалению.

Синтез музыки и драматического действия. Главная цель музыкальной драматургии Глюка – добиться органического синтеза в опере музыки и драматического действия. При этом у Глюка музыка подчинена драме. «Я старался быть скорее живописцем или поэтом, нежели музыкантом. Прежде чем я приступаю к работе, я стараюсь во что бы то ни стало забыть, что я музыкант» (Глюк).

Трактовка арий и речитативов. Преодоление привычной для оперы-сериа схемы: ария – остановка действия или даже концертный номер, служащий для демонстрации мастерства певцов, а речитатив – маловыразительная связка между концертными номерами. У Глюка между музыкальными номерами и речитативами стирается резкая грань: арии, речитативы, хоры сохраняют самостоятельные функции, но вместе с тем объединяются в большие драматические сцены (яркий пример – сцена Орфея с фуриями в «Орфее и Эвридике».

Глюк решительно предпочитает речитатив accompagnato речитативу secco. Оркестр достаточно активно участвует в действии.

Увертюра. Во многих операх Глюка (не в «Орфее») увертюра по общему содержанию и характеру воплощает драматическую идею произведения. Примеры: увертюры к «Альцесте» и к «Ифигении в Авлиде». Кроме того, обе названные увертюры не имеют самостоятельного заключения, а непосредственно переходят в первое действие.

Балет. Сохраняя балет, традиционный для парижской сцены, и даже расширяя его в парижских версиях опер, Глюк, как правило, мотивирует его ходом драматического действия. Традиции вставного дивертисмента сохраняются лишь в конце опер («счастливая развязка»).

Трактовка сюжетов. Глюк согласно обычаям времени, использовал в своих операх античные и средневековые исторические сюжеты. Однако у него это был не придворный «галантный» маскарад, ставший традиционным во французском оперном театре после Люлли.

Отказавшись от «придворной» трактовки античных сюжетов, Глюк привносит в свои оперы гражданские мотивы. Поэтому, в частности, энциклопедисты подняли творчество Глюка на щит.

Вместе с тем, герои Глюка носят несколько отвлеченный характер. Они скорее «носители идей», нежели живые люди с индивидуальными характерами. Это, впрочем, было свойственно всему французскому классицизму.

Музыка Глюка имеет ту особенность, что она производит наибольшее впечатление не «сама по себе», а именно в театральном контексте (к чему, собственно, он и стремился сознательно).


«ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА».

Сюжет этой оперы (как и десятков других аналогичных опер) заимствован из известного античного мифа, пересказанного Вергилием.

Существует три редакции оперы. В венской редакции заглавная партия была написана для альта, в парижской ее потребовалось передать тенору с соответствующим перенесением арий и ряда речитативов в другую тональность. Кроме того, в парижскую редакцию были введены некоторые балетные сцены, а также сделаны некоторые другие небольшие изменения.

Третья редакция оперы появилась в 1859 г., когда Гектор Берлиоз поставил ее в Лирическом театре. Заглавную партию пела Полина Виардо-Гарсиа. Сохранив все дополнения Глюка, Берлиоз перенес партию Орфея в альтовую тесситуру.

 

В опере 3 действия.

В первом из них Орфей вместе с пастухами и пастушками оплакивает умершую Эвридику, а затем по совету Зевса, переданному Амуром, спускается в преисподнюю. Амур сообщает Орфею условие – ни в коем случае не смотреть на Эвридику до выхода из пределов Аида.

Во втором действии Орфей, смягчив своим пением духов подземного мира, проходит в Элизиум и обретает Эвридику.

В третьем действии Орфей выводит Эвридику из преисподней. Однако, не выдержав ее упреков в равнодушии, Орфей оборачивается к ней. Эвридика умирает. Но боги сжалились над Орфеем, и Амур возрождает Эвридику к жизни.

 

Первое действие.

--- Хор пастухов и пастушек в до миноре и ария Орфея из трех куплетов, перемежаемых речитативами.

Второе действие. Первая картина. Вступление. Сцена Орфея с фуриями.

Вторая картина. Соло флейты (парижская редакция).

Ария Орфея (замечательная оркестровая партия).

Третье действие.

Ария Эвридики и дуэт из третьего действия.

Ария Орфея «Потерял я Эвридику»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: