Особенно отмечено благочестие Еноха и взятие его живым на небо (Быт.5:24)




Быт. 5:24. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

    «И не обреташеся» (LXX, славян.) – Енох, т. е. он не абсолютно уничтожился, а таинственно исчез из среды людей. Уже это одно отступление библейского автора от обычного у него образа выражения о смерти патриархов показывает, что конец земной жизни Еноха не походил на смерть остальных патриархов, не был, следовательно, обычным. Дальнейшие слова текста «потому что Бог взял его» и раскрывают именно эту самую мысль, хотя быть может тоже недостаточно подробно и ясно, обращаясь за выяснением этой фразы к библейским параллелям, мы находим, что они буквально повторены еще раз относительно пророка Илии (4Цар. 2:11), из истории которого положительно известно, что он чудесным образом был взят живым на небо. То же самое, по толкованию Апостола Павла, произошло еще раньше с Енохом (Евр. 11:5; ср. Сир 49:16).
   Посему-то, вероятно, и в Священном Писании Илия и Енох выставляются вместе, в качестве предтеч страшного второго пришествия Господа на землю (Откр. 11:3, ср. Мф. 17:11; Мк. 9:12; Лк. 9:8). Такое понимание кончины Еноха вполне, наконец, отвечает и контексту, где эта кончина выставляется наградой праведнику за его благочестие; так как смерть есть «оброк греха» (Рим. 6:23), а Енох своим «хождением пред Богом» достаточно искупил свою вину, то он и переселяется в загробную жизнь, не видя истления плоти (Пс. 15:10), которая подверглась мгновенному преобразованию по подобию того, что ожидает, согласно обетованию апостола, и тела верующих – современников второго славного пришествия Господня (1Кор. 15:20-23; 2Кор. 5:4; 1Фес. 4:17).

 

Ниже приведено предание, изложенное Александром Войлошниковым в виде художественного произведения «Шкатулка Евы», в котором представлен возможный сценарий исчезновения Еноха.

Шкатулка Евы

«И положи крышку на ковчег сверху;
в ковчег же положи откровение,
которое я дам тебе» (Исх. 25:21)
(От Иафета)


Вовсе не думал я тогда о шкатулке, когда нечаянно вырвались у меня слова про гофер! Я хотел сказать про овечьи загоны, огражденные жердями из веток гофера. Но тут вспомнил про гоферовую шкатулку и от столкновения двух мыслей про гофер в одной моей голове, выскочила, вдруг, такая догадка, что я, крикнув что-то нелепое, помчался со всех ног к прадеду Муфасалу, у которого стоит гоферовая шкатулка. Эту шкатулку Ева, прабабка Муфасала, подарила его невесте. Но главное в этой шкатулке -- не красота её…

Наш двухэтажный дом близко и я домчался на одном дыхании, но и этого времени было достаточно для обретения уверенности в том, что именно эта шкатулка поможет мудрым сынам Божьим додуматься: куда спрятать всё живое на планете от катастрофы? Значит, это я – земной парень, -- сам интуитивно догадался до того, над чем много дней ломают головы мудрые сыны Божьи!! От этого -- дух перехватило. Прадеда дома не было. Небось, пошел навестить современников: посудачить о былом и о нынешней молодёжи, не такой, какой была молодёжь при Адаме.
Хотя это не хорошо, но беру я шкатулку без разрешения. Знаю, -- не рассердится прадед на любимого правнука. Оба мы в переходном возрасте. Кто – от детства к взрослости, кто – с этого света на тот. А на трудный возраст не обижаются. Перламутрово переливаясь узорами, шкатулка стояла на своём месте. Схватив её, я, по пути обратно, прихватываю на улице несколько камушков. В кают-компании, ставлю шкатулку на стол и объявляю загадочно: научился кое-чему от Эрта!

-- Это гоферовый ковчег?

Молчу, изнывая от желания скорее поделиться своей догадкой. Подражая Эрту, «пижоню», как говорит Юнт. Пусть к ним придёт эта идея нежданно, будто бы они сами додумались! А оценить идею сыны Божьи сумеют! Шкатулку бережно передают из рук в руки, восхищаясь инкрустацией. И недоумевают:

-- Почему такая продолговатая, не рациональная форма, будто бы при максимуме материала стремились к минимальному объёму? Почему -- не по золотому сечению?

-- А зачем перегородка отсекает половину объёма? И другая половинка с перегородочкой…

-- Значит, у шкатулки специальное назначение… для флейты? Смотрите! Это не узор, это же буквы!!
-- Но до нас на Земле не было письменности! Даже иероглифической! А тут -- сразу буквы! Эх, расшифровать бы…

-- Я знаю, что тут написано, -- говорю я. Мне прадед эту надпись показывал. А он узнал от Евы, что это письмена ещё не существующего, будущего народа!

Говорю, а сам смущаюсь и получается не очень-то понятно. Но меня никто не перебивает, хотя, странно, небось, слышать о народе, который напишет эти же буквы через тысячи лет! Но сыны Божьи умеют содержательно говорить, внимательно слушать и, главное, понимать. Ободрённый вниманием, я забываю о робости.

-- Восемь столетий тому назад, когда мой прадед женился, Ева подарила этот ковчег невесте прадеда в день её свадьбы. Говорят, в юности Муфасал был красив, остроумен и очень нравился своей пятикратной прабабушке Еве. Разумеется никакие шуры-муры между Евой и её правнуком быть не могли, хотя в те годы Ева была красавицей и нравилась многим мужчинам, -- своим внукам и правнукам.

Ох, до чего же красива была Ева! Но невзлюбила она другую красивую женщину – невесту Муфасала. Почему? А кто их поймёт – женщин? Может быть за то, что была невеста жадная и любила дорогие украшения? И подарила Ева невесте Муфасала шкатулку, которую подарил ей Сам Бог в день рождения Каина. Тогда ангел, вручая подарок, сказал Еве о том, что пойдёт от Каина род славных людей, для которых главным сокровищем будут не жемчуг и золото, а мудрость и знание, а самого Каина будущие священники оклевещут и оболгут, но свидетельство его великих заслуг перед людьми и Богом останутся в Книге Книг, которую привезут на Землю пришельцы из другого мира. И показал ангел на надпись предостережение, которую начертал Господь на внутренней стороне крышки для того, чтобы помнила Ева о том, что богатство – это ничто, по сравнению со знанием, так как

«лучше знание, чем отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Пр.8:10,11).

А шкатулка – напоминание об этом.

Обрадовалась Ева нарядной перламутровой шкатулке и, как женщина, не обратила внимание на предостережение ангела. После того, как положила Ева на хранение в новую шкатулку единственную свою драгоценность – красивые бусы из разных сортов дерева, которые изготовил Адам, а потом, открыв крышку, обнаружила пропажу и увидела вот эту надпись:

«Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21).

Тогда и поняла Ева предостережение ангела. Умная была женщина Ева и, сквозь слёзы, засмеялась над собою, оценив юмор Отца Всевышнего. А смешливый, весёлый мужчина Адам по вечерам, вырезая мозолистыми руками ещё более прекрасные бусы для своей ненаглядной Евы, вспоминая о Божественной шуточке, начинал так хохотать, что распугивал хищных зверей, взявших моду гулять близь помещений для домашних птиц и животных. А Ева сердилась на Адама за этот хохот, опасаясь, что проснётся кроха Каин. Хотя и любила Ева Адама, но считала она, что Адам недостаточно хорошо воспитан и не чуток по отношению к её тонкой, легко ранимой женской душе, страдающей от бестактного смеха.

И, спустя много веков, самая женственная из женщин, прослышав, что у невесты Муфасала богатое приданое, сделала коварный подарок – этот ковчег, не предупредив о значении надписи на его крышке...

После такого пространного вступления, я открываю крышку ковчега, кладу в шкатулку камень и, не спеша, закрываю крышку со словами:

-- … и невеста моего прадеда в день свадьбы имела вот такой сюрприз… но это был не простой камушек с улицы, а её драгоценности!

Открыв крышку, я демонстрирую пустой ковчег. И… никакого удивления!

-- Молодец, Ифт! – одобряет Эрт, -- представление на уровне детского утренника! Даже с интересным рассказом! А у меня в детстве тоже была «волшебная шкатулка»…

Взяв ковчег, Эрт внимательно осматривает его внутри, ощупывает прочно вставленные перегородки и озадаченно хмыкает. Потом кладёт камень в ковчег, на мгновение прикрывает крышку – камня нет! Эрт растерянно ощупывает шкатулку внутри, снаружи и трясёт её возле уха…

-- Эх, вы! Иллюзионисты! Шмакодявки на представлении бродячего цирка! – ворчит педантичный Юнт, доставая из шкафа весы. Взвешивает ковчег, потом камень, кладёт камень в ковчег, хмыкает, записав суммарный вес, закрывает крышку и… ковчег подпрыгивает с чашкой весов, которые показывают вес ПУСТОГО ковчега!

-- Куда же исчез… закон сохранения!? – удивляется Юнт с таким искренним огорчением, как ребёнок у которого со стола исчезло лакомство.

Тут-то на меня сыпятся вопросы:

-- И что -- только туда? А обратно? И все ковчеги из гофера… бездонные?? А зачем перегородки?
Я рассказываю всё, что знаю: такими свойствами обладают только те ковчеги, размеры и форма которых пропорциональны этой шкатулке.

-- Мой дед Ламех рассказывал про своего деда Еноха, который увлекался изготовлением гоферовых ковчегов разных размеров. Но все они были обыкновенными деревянными ящиками и не обладали такими чудесными свойствами. Но однажды, когда Еноху было триста шестьдесят пять лет, сделал он ковчег размером с сундук. И ковчег оказался чудесным! Тогда Енох, чтобы понять: куда всё проваливается? -- сам залез в ковчег и закрыл за собой крышку. С тех пор больше его никто не видел. А жена Еноха, увидев, что в ковчег полезли и внук Еноха -- Ламех и сын Еноха – Муфасал, поспешила превратить ковчег Еноха в вязанку смолистых дров…

-- Несчастная! – воскликнул Ант, -- она лишила Еноха возможности вернуться! Извини, Ифт, не удержался… рассказывай ещё! Это очень важно!!

-- Как водится, -- продолжаю я, -- на девятый день собралась в доме Еноха родня рода Сифова, оплакать Еноха. Пришли Иаред, Малеил, Каниан и Енос. И старина Сиф приковылял в окружении сыновей, внуков, правнуков и сонма праправнуков и перепраправнуков! Жалели, что Адама не было с ними – умер Адам незадолго до этого. А Ева была жива и было ей девятьсот восемьдесят пять. Болели у неё ноги и из дома она не выходила. И все потомки Евы были живы, поэтому никто не знал о том, что люди могут умирать, как животные. Только одного Адама забрал Бог, так на то Божья воля. Состарился Адам уже. А Еноха забрал Господь во цвете лет. И тела его нигде не было. Значит, Енох живым ушел к Богу? И сказал мудрый Сиф:

-- «Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр.11:5)

А раз Бог переселил Еноха по Своему желанию, то надо не плакать, а весело праздновать новоселье!

-- Ифт, ты что-то хотел сказать о влиянии дерева гофер на животных? – напоминает Орт.

-- Да! Животные чуют это дерево на любом расстоянии. И когда их что-то беспокоит: болезнь или рана, то спешат они в гоферовый лес лечиться и лежат там рядом антилопа и тигр. Ни один зверь в гоферовом лесу не охотится! И если овечий загон обнести жердями из гофера, овцы сами туда идут и ни один хищник их там не трогает!...

 

Из главы 5 Предания Ефрема Сирина, можно узнать следующее:

«Сказав о том, что Адам родил Сифа, Сиф – Еноса, Енос – Каинана, Каинан – Малелеила, Малелеил – Иареда, Иаред – Еноха, Писание говорит: «И угоди Енох Богу, и не обреташеся» (Быт. 5:24). Иные толкуют, что Енох в виду (на глазах) Адама был преселен в рай: как для того, чтобы не подумал Адам, будто бы Енох убит, подобно Авелю, и не скорбел, так и для того, чтобы утешился он о своем праведном сыне Авеле и уразумел, что все ему подобные или до смерти еще, или по воскресении вземлются в рай.»   Енох родил Мафусала, Мафусал родил Ламеха, Ламех родил Ноя. И пророчествовал Ламех о сыне своем, говоря: «сей упокоит нас жертвой своей, которой умилостивит Бога от дел наших и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог» (Быт. 5:29), потому что Бог за грехи живущих на земле истребит в водах гнева построенные нами домы и сады, над которыми трудились руки наши.
   После исчисления десяти родов от Адама до Ноя, Моисей говорит о Ное, что «бе... лет пяти сот, и роди сыны три, Сима, Хама, Иафета» (Быт. 5:32). Ной, в продолжении столь долгого времени хранивший девство, служил образцом для своих современников, ибо пятьсот лет хранил он девство среди людей, о которых сказано: «растли всяка плоть путь свой» (Быт. 6:12).

 

Допотопные патриархи имели жен.

Во вкладке «Генезис» можно проследить линию сифитов до 10 патриарха.

Что касается Еноха, то в двенадцатый юбилей Енох взял себе жену Эдни («Edni» — «Мой Эдем»), Дочь Даниэла. Она родила ему сына по имени Мафусал («Methuselah» — «Человек из ракеты»). После этого Енох «шесть лет юбилеев был с ангелами Господа, и они показали ему все, что есть на Земле и на Небесах… и он все записал» [437, с. 109].

Он - Енох – составил несколько книг – пророчеств, на основании которых могла быть написана Библия. Но некоторые Святые отцы не поддерживают данное изложение. У кого есть особый интерес к данной литературе, то можно обратиться к трудам И.Р.Тантлевского «Книги Еноха».

Содержание «Книги Еноха, или Эфиопский Енох»:

Книга I (Книга Стражей). Главы 1-36.
Книга II (Книга Притчей). Главы 37-71.
Книга III (Книга небесных светил). Главы 72-82.
Книга IV (Книга сновидений). Главы 83-90.
Книга V (Послание Еноха). Главы 91-108

В Библии немного говорится о Енохе и, главным образом, в первой части Бытия.

Первые пять книг Библии, начинающиеся с Бытия, в иудействе называют Торой, хотя христианские ученые именуют их Пятикнижием. Эти повествования обычно представляют собранием мифов, сказаний, религиозных преданий, правовых сочинений и поэтических произведений, собранных в одну книгу, вероятно, не позже VI в. до н. э.

При создании письменной Торы были собраны воедино древние еврейские устные предания и предпринята попытка объяснить, почему Бог, сотворивший небо и землю, сделал евреев своим избранным народом. Вопрос, с которым столкнулись составители, состоял в том, как сплавить в единое целое разрозненные предания. Различные группы сохранили свои собственные предания, которым надо было найти место в этой новой, официальной картине.

Следующее упоминание Еноха встречается в Бытии (5:21–29), и здесь ему дается другая родословная. Создатели этого предания, возможно, не хотели видеть Еноха потомком Каина, первого убийцы, умертвившего своего брата Авеля. Поэтому ему дано иное родословие, идущее от Сифа, третьего сына Адама и Евы, и сообщается, что «ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его».

Любопытно отметить, что Мафусаил, живший дольше всех, видимо, погиб при потопе.

В Ветхом завете Енох упоминается лишь дважды, но он еще трижды встречается в Новом завете. В третьей главе Евангелия от Луки дается родословная Иисуса, восходящая через его отца Иосифа к Еноху, а оттуда к Адаму. Эта родословная озадачивала многих, ибо если Иисус был сыном Бога и девы Марии, то родословная его приемного отца здесь ни при чем.

(См. вкладку «Генеалогия И.Христа»)

Эта родословная связывает Иисуса с рядом знаменательных персонажей, в частности с Зоровавелем, Давидом, Ввозом, Ноем, Ламехом и Енохом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: