Агафья Матвеевна Пшеницына.




Урок №2

Тема урока: И.А.Гончаров. «Обломов ». Утро Обломова.

  1. Почему эпизод «Сон Обломова» поставлен в конец первой части?
  2. Какой временной отрезок занимает первая часть?
  3. Кто же такой Обломов? Что может обозначать его фамилия? Говорящая ли она?
  4. Почему Обломов не смог служить?
  5. Что мешало ему поехать в деревню?
  6. Как он обдумывал свой план переустройства жизни в деревне?
  7. Как относится к своему барину его слуга Захар? (6гл) Что мы узнаем о Захаре? В противовес кому изображен в романе Захар? Назовите литературное произведение, где герой-слуга - антипод Захару.
  8. О чем мечтает Обломов?
  9. Какую жизнь ведет Обломов и что ему предлагает доктор?
  10. Почему Обломову так не хочется переезжать на новую квартиру?
  11. Почему Обломов так обиделся на слово «другой»?
  12. Почему та много места в романе занимает описание одного дня из жизни Обломова?

Урок №3.

Тема урока: Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

  1. Подтвердите, что Обломовка – рай на земле. Отметьте иронию автора.
  2. Какие люди и как жили в Обломовке? Каковы их жизненные интересы? Как относятся обломовцы к труду и обрядовой стороне жизни?
  3. Как воспитывался Обломов? Его радости, огорчения. Какие вопросы задает Илюша? Нянька, сказки, любовь маменьки. Ирония автора.
  4. Как проходит день в Обломовке: господа, слуги, сон.
  5. Что мы можем сказать о слугах в Обломовке и о Захарке?
  6. Как живут помещики Обломовы, чем занимаются? (История с галереей.)
  7. Каковы жизненные интересы обломовцев? О чем ведут они разговоры?
  8. Обучение Илюши у Штольца – управляющего в Верхлеве. Вопросы воспитания в романе
  9. История с письмом. Что она означает в канве романа? Как в дальнейшем откликнется эта история в жизни Обломова?
  10. Как вы понимаете слова: «…Жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали перед каждым из них».
  11. Итак, кто же виноват в такой жизни, которую вели Обломовы?
  12. Главная мечта обломовцев: «То ли бы дело, если б каждый день как вчера, вчера как завтра!..», «Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра».

Уроки №№4-5

Тема урока: Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с обра­зом Андрея Штольца.

1. Какое место занимает образ Андрея Штольца в романе?

2. В каких отношениях он с Обломовым?

3. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дру­жат всю жизнь? Как объясняет это Гончаров?

4. Зачем Штольц «поднимает» Обломова с дивана? В чем заключается по­мощь Андрея своему другу?

III. Постановка проблемы урока.

  1. В чём Штольц противопоставлен Обломову?
  2. Но неужели так плох Обломов и идеально хорош Штольц?
  3. Как объясняет Обломов свое неприятие петербургской жизни? (Притворство)
  4. Почему петербургскую жизнь Обломов называет всеобъемлющим сном?
  5. Как вы понимаете смех Штольца на слова Захара «барин, Илья Ильич»?
  6. Почему эту «жизнь» Штольц окрестил «обломовщиной»? Как вы понимаете это слово?
  7. Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя легион». О чем он говорит? Дает ли нам автор возможность увидеть «легион» Штольцев?

IV. Анализ главы IV второй части романа. Столкновение друзей и оппонентов. Класс делится на две части: одна вос­производит позицию Обломова, другая - Штольца.

1. О чем спорят герои? Какой идеал жизни рисует перед другом Обломов? По­хож ли он на ту Обломовку, которая предстала перед нами в сне ге­роя? Можно ли назвать картину, созданную ге­роем, утопической?

2. Почему Штольц называет Обломова «поэтом»? Как это помогает понять ха­рактер героя?

3. Что Штольц противопоставляет идеалу Обломова? Как вы пони­маете его слова: «Труд - содержание, стихия и цель жизни»?

4. В чем «состоит «быть или не быть» Обломова? А для Штольца?

 

Урок №6

Тема урока: Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя в романе И.А.Гончарова «Обломов»..

Ольга Ильинская.

· Чем нравилась Ольга Обломову и Штольцу, но не нравилась «другим»? Сходство с какой литературной героиней можно отметить, читая описание ее внешности?

· О чем состоялся первый разговор Обломова с Ольгой? Почему он воз­ник?

· Как происходит их объяснение в любви?

· Та ли Ольга женщина, о которой всю жизнь мечтал Обломов?

· Почему Обломов так испугался любви? И только ли любви? Что значит лю­бить?

· Встреча в аллее. Как вы понимаете слова Ольги о том, что она первая поло­вина жизни, а нужно искать вторую, чтобы не потерять первую, то есть ее? Что понимает под второй половиной Ольга?

· Какова любовь Обломова? А Ольги? Любовь – жизнь: «Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг: мне как будто бог послал ее, … и велел любить».

Итоговые вопросы: Так любила ли Ольга Обломова? Почему Обломов отказался от любви Ольги?

Агафья Матвеевна Пшеницына.

· В чем причина болезни Обломова?

· В какую жизнь окунается Обломов после выздоровления?

· Что мы можем сказать об Агафье Матвеевне и ее отношении к Илье Иль­ичу?

· За что полюбили Обломова в доме Пшеницыной?

· Почему Штольц называет дом Пшеницыной «Обломовкой, только гаже»? По­нял ли Штольц нового Обломова?

· Как определяют Ольга, Штольц (и Гончаров), что такое любовь? Ольга назы­вает свое чувство болезнью, а исповедь Штольцу – выздоровлением. Со­гласны ли вы с этим?

· Чем отличается жизнь Ольги и Штольца от той, что мечтал Обломов?

· За что же любит Обломова Ольга Ильинская?

· Почему в доме на Выборгской стороне живет Агафья Матвеевна и тихо умирает Обломов? О такой ли жизни и смерти мечтал он?

· Что же убило Обломова? Как об этом говорит Гончаров? Кого или что обвиняет Гончаров в смерти Обломова?

· Кого обвиняет Обломов в том, что он такой? Как вы понимаете, что такое обломовщина?

· Урок №7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: