1.Теория государства и права (как наука) - обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы-государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития,
2. Предмет теории государства и права - явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. К ним относятся: государство и право как явления цивилизации и культуры; основные понятия государства и права; основные правовые принципы; основные ценности государства и права; основные закономерности развития государства и права.
3. Методология - совокупность научных подходов методов к изучаемому предмету. Термин методология состоит из двух греческих слов 1 метод путь к чему либо второе логос наука учения.
Термин методология означает систему всех тех методов которые применяются в данной науки.
Современная методология ТГП испытывает серьезный кризис который связан с тремя группами причин: 1произошёл отказ от единственной общепринятой методологии, была провозглашена многоаспектность исследования.
2 появление новых подходов к изучению которые раньше были характерны только для естественных наук.
3 развитие самой тгп.
4. выделяют четыре группы методов:
1 общенаучные -чаще всего это общелогисеские методы (анализ синтез индукция дедукция) 2 частнонаучные- методы применяемые только в общественных или естественных науках, конкретный.
В Юр науки выделяют:
А) сравнительный - позволяет обнаружить, исследовать общие и особенные элементы госуд строя, сходства и различия между ними
Б) правового моделирования- основа на том, что зная характеристики модели развития 1го госуд можно строить суждения о др.
В) правовой эксперимент - гарантия от ошибок законодателя
3. Дисциплинарный метод- прим при изучении определ конкретной дисциплины входящей в какую либо отрасль.
4. Междисциплинарный
|
5. Государство - политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К основным признакам государства относятся: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права; наличие у государства публичной (политической) власти; государственный суверенитет; территориальная организация населения; система налогов, сборов, займов.
6. Признаки государства:
1. Наличие публичной власти(гос власть осуществляется органами которые используют при этом экон, организационные и иные ресурсы)
2. Суверенитет (независимость)
3. Территория (государство объединяет своей властью и защиты всех людей на ее Территории)
4. Право(юр оформляет госуд власть и делает ее легетивной определяет рамки и формы осуществления функции государства)
5. Монополия на правотворчество (издает законы подзаконные акты и ТД)
6. Устойчивые правовые связи с населением проживающим на ее территории- гражданство
7. Гос символика
8. Обладающая определ материальными средствами для проведения своей политики (валютная система, бюджетная система, налоговая система и ТД)
9. Система налогов займов выступающие основной доходной частью бюджета любого государства они необходимы для проведения определ политики и содержание госуд аппарата
|
7. Функция государства - основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Функции государства можно подразделить: по причинам возникновения на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел») (экономическая, экологическая и др.); по направленности на внутренние (экономическая, социальная, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, экологическая, стимулирования научно-технического прогресса и ограничения его вредных последствий, информационная) и внешние (обороны, интеграции в мировую экономику, обеспечения мира, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка).
8. Форма государства - организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
9. Форма правления - способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Основные формы правления - монархия и республика.
10. Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Основные формы государственного устройства - унитарная и федеративная, редко встречающаяся форма - конфедерация.
|
11. Политический режим - методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима — демократический и недемократический.
12. Механизм (аппарат) государства - специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
13. Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархия бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представителъская, конституционная).
14. Республика - форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские.
15. Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
18. Правовое государство - такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
19. Гражданское общество - свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
20. Право - система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Главными признаками права выступают сознательно-волевой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.
21. Принципы права - руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам.Основными общеправовыми принципами являются: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие, добросовестность, разумность, справедливость.
22. Признаки права:
1. Нормативность(право состоит из системы правовых норм и отдельных правил)
2. Системность(право представлянт собой строго упорядоченную систему где все нормы взаимосвязаны)
3. Общеобязательность (правовые предписания обязательны для всех)
4. Формальная определенность (обяз письмен закрепление правов предписаний)
5. Многократность применения(прав предприс действуют на протяжение длит времени до тех пор пока не будут отменены или закреплены)
6. Волевой характер права(в праве всегда выражена чья то воля)
7. Связь с госуд(госуд издает наибольшее число прав предпис и обеспечивает их исполнение применяя у нарушителям меры государственной принуждения
23. Функции права - основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесоциальные функции (экономическую, политическую, воспитательную) и конкретные функции (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную).
24. Социальные нормы - связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.
25. Правовая норма — общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.
26. Признаки правовой нормы. - Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);
27. Структура правовой нормы (перечислить элементы) - это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме (Гипотеза, диспозиция, санкция)
28. Источник (форма) права - форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные источники права - это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.
29. Форма права - это способы придания официальный юр силы правила поведения и ее внешнее официальное выражение
Виды источников:
1) в материальном смысле (реальные обществ отношения сложившиеся в данном обществе)
2) в идеологическом смысле(различные прав учения, доктрины, правосознание)
3) в формально юр смысле (различные способы выражения закреплён прав нормами)
30. НПА - это официальный документ компетентного органа власти, направленный на установление новых изменений действующих или отмены устаревших правовых норм.
31. Виды НПА по Юр силе:
1 законные (это НПА которые обладант высшей юр силе и принимается в особом порядке)
2 подзаконные (принимаются на основании и во исполнении закона. Более упрощён порядок принятия закона)
32. Правотворчество - деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.
33.Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему.
34. Кодификация - вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).
35. Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.
36. Система права - внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.
37.Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.
38. Правоотношение - возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношение состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание. Правоотношения можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д.; по характеру содержания - на общерегулятивные, регулятивные и охранительные; в зависимости от степени определенности сторон правоотношения могут быть относительными и абсолютными.
39. Структура правоотношений:
1) субъект правоотношений (это участники правоотношений обладающими юр правами и юр обязанностями)
2) объекты правоотношений (те блага и ценности на которые направлены права и обязанности субъектов по поводу чего они выступают в Юр связи.
40. Субъекты правоотношений - участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотношений могут быть индивиды, их организации и, как исключение, социальные общности.
41. Правоспособность - предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
42. Дееспособность - предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособностъ - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
43. Объект правоотношения - реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
44. Содержание правоотношения - субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
45. Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
46. Реализация права - осуществление требований юридических норм в поведении людей. Основными формами реализации права являются: использование субъективного права, исполнение обязанности, соблюдение запрета.
47. Способы реализации права (перечислить виды) Различают три способа реализации права:
- 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами;
- 2) опосредованный, когда реализация права осуществляется государственно-властным правоприменительным решением;
- 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.
48. Применение права - властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Стадии применения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юридическая квалификация; вынесение решения по юридическому делу.
49. Акты применения права - правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К актам применения права предъявляются требования законности, обоснованности, целесообразности.
50. Пробел в законодательстве - отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Способами преодоления пробелов в законодательстве выступают аналогия закона и аналогия права.
51.В юриспруденции выделяют три способа преодоления (устранения) пробелов:
аналогия закона;субсидиарное применение права;аналогия права.
1)Аналогия закона - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения.
2)Субсидиарное применение права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права.
3)Аналогия права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе общего смысла и духа законодательства.
52. Толкование права - интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. По субъектам толкования оно подразделяется на официальное (аутентическое, легальное, правоприменительное) и неофщиальное (обыденное, профессиональное, доктринальное).
53. Правосознание - совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах. В структуру правосознания входят рациональный компонент - правовая идеология и эмоциональный компонент - правовая психология.
54. Правонарушение - общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые и дисциплинарные).
55.Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юри дической ответственности.
56. Юридическая ответственность - применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм. Основаниями юридической ответственности являются норма права, правонарушение и правоприменительный акт.
57. Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.
58. Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения.
Этапы: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей.
59. Правовая семья - совокупность правовых систем, выделенная на основе общности генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных отношений; единства терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяют следующие правовые системы (правовые семьи): англосаксонскую (Англия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); религиозно-правовую (ее разновидности представлены в странах, исповедующих в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
59. (типа одно и тоже) Правовая система - целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей.
60. Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
61. Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления. (общие и частные принципы)