Механизм воздействия музыки на деятельность спортсменов




В результате продолжительной и интенсивной тренировочной работы в центрах двигательного аппарата и нервных клетках процессы истощения начинают преобладать над процессами восстановления. Когда это преобладание достигает определённого уровня, рефлекторно включаются механизмы охранительного торможения, ограничивающего продолжение двигательной деятельности. Развитие в двигательном анализаторе тормозного процесса отражается в сознании в виде ощущения внутреннего препятствия и стремления прекратить работу. Эмоциональное же возбуждение от функциональной музыки вовлекает в активную работу ряд новых, дополнительных подкорковых центров, что тонизирует деятельность коры больших полушарий, повышая её работоспособность. Вследствие этого возбудительные процессы в двигательном аппарате получают перевес, и процесс торможения отодвигается на более поздние сроки.

Перспективные возможности для повышения эффективности спортивной деятельности таит в себе ещё одна особенность музыки – её способность стимулировать и регулировать ритмику движений. Эта особенность воздействия музыки базируется на том, что ритмические звуковые колебания связаны с ощущением движения.

Специфические особенности организации музыкального ритма довольно тонко соответствуют ритмической природе нервно-мышечных процессов, в связи с чем музыкальные ритмы могут усваиваться организмом с достаточной адекватностью одновременно на самых разных функциональных уровнях.

Для достижения позитивного результата при использовании функциональной музыки необходимо знать принципы её применения, так как практика неорганизованного использования музыки в спорте знает немало печальных случаев.

Важно учитывать следующее:

1. Наиболее рациональным является дискретный график сеансов функциональной музыки по 10 – 15 минут с чередованием различных её видов.

2. Музыкально озвученные спортивные занятия целесообразно чередовать с занятиями в обычных условиях.

3. Функциональная музыка наиболее эффективна при выполнении простых или твёрдо заученных упражнений.

4. Звучание транслируемой музыки должно быть чистым и ясным.

5. Во время музыкальной стимуляции тренировочной деятельности всякие звуковые контакты между присутствующими крайне нежелательны.

6. Команда тренера к началу каждого очередного упражнения должна попадать на конец музыкальной фразы, чтобы начало упражнения совпало с началом следующей фразы.

7. Транслируемая музыка должна нравиться большинству спортсменов.

8. Суммарное время музыкальной стимуляции не должно превышать 30 – 40 % продолжительности занятий.

Классификация музыки по функциональной направленности

Музыку, используемую во время тренировочных занятий, по функциональной направленности условно можно разделить на:

Ø встречающую;

Ø музыку врабатывания;

Ø лидирующую;

Ø успокаивающую;

Ø провожающую.

Применение встречающей музыки обусловливается необходимостью профилактики разных факторов, существенно снижающих эффективность спортивных занятий.

Встречающая музыка – это своеобразный заслон от неприятных эмоций, переживаний и впечатлений.

Задачи этой разновидности музыки таковы:

· поднять настроение;

· снять чувство усталости;

· разгрузить нервную систему.

Начинается встречающая музыка за 15 минут до начала занятий, заканчивается – по сигналу начала занятий. Встречающая музыка в самом начале отражает спокойный, неторопливый характер ритмики, затем приобретает призывный, импульсивный характер, даёт спортсменам яркие и свежие впечатления. Применять этот вид музыки полезно во всех видах спорта.

Музыка врабатывания

В связи с психофизиологическими особенностями деятельности человеческого организма начальный период тренировочного занятия характеризуется пониженной работоспособностью, а ритмика двигательной деятельности в это время не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. Чтобы ускорить и облегчить врабатывание, используется специальная разновидность функциональной музыки, способствующая возбуждению двигательной деятельности и гармоническому подведению всего организма к высоким физическим нагрузкам в основной части занятия.

Музыкальная форма подсознательно вынуждает спортсменов «укладывать» определённые элементы выполняемых упражнений в строгие рамки времени, ограниченные музыкальным мотивом и фразой или музыкальным предложением, синхронизировать целостный двигательный акт с определённым числом двигательного счёта. Динамические оттенки функциональной музыки стимулируют степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания и ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость двигательных действий.

Лидирующая музыка

Во второй части занятия для замедления процесса развития утомления, повышения работоспособности спортсмена и успешности выполнения предлагаемых ему заданий, используется лидирующая музыка. Для решения вышеназванных задач эта разновидность функциональной музыки используется в качестве ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому спортсмены непроизвольно приспосабливают ритмику своих движений.

Успокаивающая музыка

Успокаивающая музыка применяется в заключительной части учебно-тренировочного занятия, где нужно обеспечить направленное снижение функциональной активности спортсменов и создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в организме. Эта музыка успокаивает организм спортсмена, разгружает центры двигательной деятельности от чрезмерного, часто одностороннего напряжения за счёт загрузки малозанятых центров эмоциональной деятельности и переключения внимания.

Провожающая музыка

Задачи провожающей музыки – ускорение процессов восстановления, переключение внимания и отвлекающих эмоциональных подъёмов перед переходом к последующей повседневной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: