Задание 1. Ответить на тест
Тест на тему «Наука, образование»
Выберите один правильный вариант ответа
1. Наука — это
1) все виды преобразовательной деятельности человека и общества
2) процесс производства материальных ценностей
3) форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании
4) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром
2. Наука как система знаний не включает
1) суждения
2) теории
3) слухи
4) всё перечисленное
3. Образование — это
1) начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм
2) деятельность, связанная с усвоением знаний основ наук, соответствующих умений и навыков
3) систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных её качеств в соответствии с потребностями общества
4) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
4. Образование в нашей стране характеризуется
1) многообразием путей его получения
2) обязательностью обучения в государственных образовательных учреждениях
3) наличием одного типа школ
4) существованием единых обязательных учебных программ
5. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Целью и смыслом существования науки является истина.
Б. В науке главным видом деятельности является исследовательская.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука — это совокупность рационально построенных прогнозов.
Б. Наука — это особая отрасль общественного труда.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование должно опережающе развиваться по отношению к обществу.
Б. Значение образования уменьшается, поскольку растёт влияние человеческого капитала.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Австрийский физик Э. Шрёдингер, один из создателей квантовой механики, в 1944 г. высказал мысль, что разгадка тайны жизни во многом связана с изучением природы органических молекул, физической структуры белков. В начале 50-х годов благодаря успехам рентгеноструктурного анализа была открыта структура молекул ДНК, которые являются носителями наследственности и управляют жизнедеятельностью живых организмов. Какую функцию науки иллюстрирует этот пример?
1) познавательно-объяснительную
2) культурно-мировоззренческую
3) прогностическую
4) практико-действенную
Впишите краткие ответы
9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «наука».
Знание, воспроизводимость, эксперимент, субъективность, доказательность.
Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «наука».
10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Представляется, что через образование человек, скорее всего, включается в культуру, приобщается к культурным формам жизнедеятельности.
(Б) По мнению многих экспертов, роль образования в современном обществе последовательно возрастает.
(В) В продуктах труда высокотехнологического производства 95% их стоимости составляет стоимость интеллекта.
(Г) В перспективе могут появиться совершенно новые профессии, связанные с применением достижений фундаментальной науки.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Задание 2. Изучить теоретический материал, составить опорный конспект.
«Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?».
(Маяковский В.В.)
Понятие морали
Человеку свойственно задумываться над смыслом своих и чужих поступков, оценивая их как правильные или неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей, является мораль. Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика.
Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы.
Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведение через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. Моральные нормы держатся на идеалах (добро, справедливость, истина, красота) и помогают человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое.
Категориями морали являются: Добро и Зло, Совесть, Долг, Честь, Достоинство, Патриотизм, Справедливость, Счастье, Любовь и другие носят всеобщий характер.
Роль морали в жизни общества и человека велика. От усвоения её норм зависит не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относиться другие люди.
Функции морали
· Мировоззренческая – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувство патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.
· Воспитательная – мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками.
· Регулятивная – моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу.
· Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.
· Коммуникативная – любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.
Нормы морали
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает |
Табу | Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определённых актов или существ | Родовой строй |
Обычай | Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Традиция | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Моральные правила | Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение Родового строя |