Задание 2. Изучить теоретический материал, составить опорный конспект.




Задание 1. Ответить на тест

Тест на тему «Наука, образование»

Выберите один правильный вариант ответа

1. Наука — это

1) все виды преобразовательной деятельности человека и общества

2) процесс производства материальных ценностей

3) форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании

4) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром

2. Наука как система знаний не включает

1) суждения

2) теории

3) слухи

4) всё перечисленное

3. Образование — это

1) начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм

2) деятельность, связанная с усвоением знаний основ наук, соответствующих умений и навыков

3) систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных её качеств в соответствии с потребностями общества

4) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства

4. Образование в нашей стране характеризуется

1) многообразием путей его получения

2) обязательностью обучения в государственных образовательных учреждениях

3) наличием одного типа школ

4) существованием единых обязательных учебных программ

5. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Целью и смыслом существования науки является истина.

Б. В науке главным видом деятельности является исследовательская.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука — это совокупность рационально построенных прогнозов.

Б. Наука — это особая отрасль общественного труда.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование должно опережающе развиваться по отношению к обществу.

Б. Значение образования уменьшается, поскольку растёт влияние человеческого капитала.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Австрийский физик Э. Шрёдингер, один из создателей квантовой механики, в 1944 г. высказал мысль, что разгадка тайны жизни во многом связана с изучением природы органических молекул, физической структуры белков. В начале 50-х годов благодаря успехам рентгеноструктурного анализа была открыта структура молекул ДНК, которые являются носителями наследственности и управляют жизнедеятельностью живых организмов. Какую функцию науки иллюстрирует этот пример?

1) познавательно-объяснительную

2) культурно-мировоззренческую

3) прогностическую

4) практико-действенную

Впишите краткие ответы

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «наука».

Знание, воспроизводимость, эксперимент, субъективность, доказательность.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «наука».

10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Представляется, что через образование человек, скорее всего, включается в культуру, приобщается к культурным формам жизнедеятельности.

(Б) По мнению многих экспертов, роль образования в современном обществе последовательно возрастает.

(В) В продуктах труда высокотехнологического производства 95% их стоимости составляет стоимость интеллекта.

(Г) В перспективе могут появиться совершенно новые профессии, связанные с применением достижений фундаментальной науки.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

Задание 2. Изучить теоретический материал, составить опорный конспект.

«Крошка сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо?».

(Маяковский В.В.)

 

Понятие морали

Человеку свойственно задумываться над смыслом своих и чужих поступков, оценивая их как правильные или неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей, является мораль. Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика.

 

Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы.

 

Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведение через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. Моральные нормы держатся на идеалах (добро, справедливость, истина, красота) и помогают человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое.

Категориями морали являются: Добро и Зло, Совесть, Долг, Честь, Достоинство, Патриотизм, Справедливость, Счастье, Любовь и другие носят всеобщий характер.

Роль морали в жизни общества и человека велика. От усвоения её норм зависит не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относиться другие люди.

 

Функции морали

· Мировоззренческая – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувство патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.

· Воспитательная – мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками.

· Регулятивная – моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу.

· Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.

· Коммуникативная – любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.

 

Нормы морали

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Моральные правила Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: