Наука. Классификация наук. Методы. Нравственные принципы труда ученого.
Наука (значение):
- особая система знаний.
- особая сфера деятельности.
- система организаций и учреждений.
Классификация наук:
- гуманитарные (лингвистика, психология)
- естественные (биология, физика)
- общественные (обществознание, социология)
- технические (математика, геометрия, алгебра)
Особенности научного знания:
- законы
- теории
- факты
- различные методы исследования
- доказательность
- особый язык
- систематизация
Методы получения знаний:
- наблюдение
- эксперименты
- расчеты
- доказательства
Нравственные принципы труда ученого:
- педантичность
- отторжение плагиата
- высокие моральные принципы
- готовность к самопожертвованию
- социальная ответственность за свои поступки перед обществом
- требовательность
8. Религия. Структура. Функции и роли. Мировые религии. Право на свободу вероисповедания и совести. Атеизм. Светское государство.
Религия – вера в сверхъестественное.
Структура:
- религия сознания
- религиозный культ
- религиозные организации
Монотеизм – вера в единого бога (единобожие).
Политеизм – вера в разных богов (многобожие).
Функции и роли:
- регулирует поведение людей в обществе
- воспитывает человека
- дает свой ответ на вечные человеческие вопросы
- снимает тяжелое психологическое состояние человека
- способна избавить от одиночества
- объединяет общество, но может породить войну между людьми
Мировые религии:
- христианство (православие, католицизм, протестантство)
- ислам
- буддизм
- конфуцианство
- иудаизм и др.
Право на свободу совести дает возможность самостоятельно формировать свои убеждения, и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом.
Право на свободу вероисповедания дает возможность самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать или вообще не исповедовать.
Атеизм – неверие в богов и сверхъестественные силы.
Светское государство – государство, в котором каждый может выбрать религию, которую будет исповедовать, или отказаться от религии вообще.
1. Быть личностью. Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Мировоззрение. Фазы становления личности. Институты социализации и агенты социализации.
Человек – биосоциальное существо.
Индивид – типичный представитель своего рода.
Индивидуальность – уникальность, своеобразность каждого человека (отпечатки, тембр голоса, ДНК)
Личность – человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Фазы становления личности:
- адаптация
- индивидуализация
- интеграция
Факторы, влияющие на формирование личности:
- наследственность
- воспитание
- социальная среда
- стремление к самоусовершенствованию
Мировоззрение – система взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни
Виды мировоззрения:
- религиозная
- научная
- обычная
Агенты социализации – семья, родственники, сверстники, приятели и друзья.
Институты социализации – организации и учреждения (школа, церковь, армия, государство)
22. Инфляция и семейная экономика.
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный промежуток времени
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые человек или семья может приобрести за номинальный доход.
Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление
Формы сбережения граждан:
- Хранение денег дома
- Вклады (Депозит)
- Хранение денег в валюте
- страхование
Банковские услуги
- страхование
- принятие вклада
- кредит (личный займ (без указания цели), потребительский займ (рассрочка))
- обмен валют
Инфляция – процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги.
20. Распределение доходов.
Доходы граждан
- заработная плата
- государственные выплаты
- доход от собственности
- доход от предпринимательства
- наследство
Прожиточный минимум – стоимость минимума средств необходимая для поддержания жизнедеятельности человека.
Потребительская корзина – перечень продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для минимального поддерживания потребностей.
Причины неравенства доходов
- образование
- способности (умственные вокальные, физические и т.д.)
- жизненный успех (обман, выигрыш в лотерею)
Поляризация доходов – разрыв между доходами бедных и богатых.
Экономические меры социальной поддержки населения:
- увеличение зарплаты
- льготы
- социальные выплаты
19. Роль государства в экономике.
Функции государства:
- защита населения
- медицинские и образовательные услуги
- перераспределение доходов
-осуществление правосудия
Налоги – обязательные платежи, взымаемые государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.
Налоги
- прямые (с потребителей, их доходов)
- косвенные (при продаже или покупке, пошлина, акцизы)
Государственный бюджет – роспись доходов и расходов.
Ст. доходов
- налоги
- прибыль от государственных предприятий
Ст. расходов
- оборона
- обеспечение правосудия
- обеспечение медицинских и образовательных услуг
Дефицит – превышение расходов над доходами.
Профицит – превышение доходов над расходами.
Способы решения проблемы государственного бюджета:
- рациональное использование бюджета
- сокращение бюджетных расходов
- одалживание денег у граждан, банков, государств.
24. Мировая торговля
Мировое хозяйство – взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам.
Внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и вывоза (экспорта) товаров и услуг.
Внешнеторговый оборот – объем внешнеторговой деятельности страны, измеряемый в денежном выражении.
Международное разделение труда – специализация стран на производстве той или оной продукции, для производства которой в них имеются наиболее благоприятные условия.
Внешнеторговая политика:
- протекционизм (защита государством отечественных предпринимателей)
- фритрейдинг (отсутствие различных ограничений для иностранных товаров, низкие пошлины или их отсутствие)
Валюта – денежная единица какой-либо страны.
Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных средств
Фиксированный курс (национальным центральным банком или международными органами валютного паритета)
Биржевой курс (устанавливается на валютной бирже в результате торгов между теми, кто продает, и теми, кто покупает валюту)
2. Общество как форма жизнедеятельности людей. Значение термина общество. Сферы общества. Социальные нормы. Ступени развития общества.
Общество (значения):
- группа людей с общими интересами или общей деятельностью (автомобилисты, велосипедисты, цветоводы, книголюбы)
- этап исторического развития (феодалы, рабовладельчество)
- страна или государство (Россия, США, Франция)
- все человечество
- часть мира отличающаяся от природы
Сферы общества:
· Экономическая:
- производство
- распределение
- обмен
- потребление
· Политическая:
- парламент
- власть
- партии
- армия
· Социальная:
- досуг
- семья
- нация
- образовательные и медицинские услуги
· Духовная:
- наука
- искусство
- культура
- религия
Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.
Социальные нормы (формы):
- дозволение
- запрет
- предписание
Социальные нормы (виды):
- моральные или этические
- мода
- правовые
- этикет
- традиции и обычаи
- религиозные
Ступени развития общества:
1. Традиционное общество или аграрное или доиндустриальное:
Ценность - Власть
Экономическая сфера – Натуральное хозяйство, ручной труд, примитивная техника
Ведущая роль – Армия, церковь
Ведущая социальная группа – Феодалы и священники
Основа развития - Традиции
Индустриальное общество
Ценность - Деньги
Экономическая сфера – Промышленность, массовое производство товаров, разделение труда, машинные технологии.
Ведущая роль - Корпорации
Ведущая социальная группа - Бизнесмены
Основа развития - НТП
3. Постиндустриальное общество:
Ценность - Образование
Экономическая сфера – Услуги, автоматизация, компьютеризация, высокоразвитая экономика
Ведущая роль - Университеты
Ведущая социальная группа – Ученые, научно-технические специалисты
Основа развития - НТР
3. Развитие общества. Формы общественных изменений. Глобализация. Глобальные проблемы.
Пути развития общества:
- эволюционный
- путь социальных революций
Формы общественных изменений:
- революции
- реформы
Отличия реформ от революций:
Реформы:
- более мягкий характер воздействия на общество
- проводятся сверху
- чаще изменение 1-ой стороны жизни общества
- организованность и продуманность
Революции:
- Более грубый и неорганизованный характер воздействия
- порывы широких масс, угнетенных, проводятся снизу
- нередкое положительное влияние на общество
- чаще изменение всех сторон общества
Глобализация – усиление взаимозависимости и объединение народов и государств.
Проявление глобализации:
- национальные компании объединяются в международные транспортные корпорации
- финансовые рынки
- культурное развитие общества
- научно-технический прогресс и открытие совместного направления исследований
Глобальные проблемы:
- терроризм
- демографические проблемы
- экономические проблемы
- техногенные катастрофы
- экологические проблемы
- разрыв между развитыми и развивающимися странами
4. Мораль. Категории. Нормы. Ценности. Добро и зло. Моральный выбор.
Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека в обществе.
Нормы:
- не убивай
- не кради
- золотое правило
- не лги и т.д.
Ценности:
- гражданственность
- патриотизм
- гуманизм (идеал) (Возлюби ближнего как себя)
Добро – стремление человека к человечности и гуманизму. Все то, что способствует улучшению жизни, совершенствованию общества.
Зло – противоположность добру.
Зло есть:
- большое (эксплуатация, войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности и д.)
- малое (хамство, грубость, эгоизм, равнодушие, тупость, жестокость и т.д., т.е. то что вошло в привычку)
Моральный выбор – это выбор отношения между добром и злом к другим людям
11. Этносы. Виды. Отношения между нациями.
Национальность – принадлежность человека к какай-либо нации.
Этническая группа – общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп.
Признаки этноса:
- общий язык
- религия
- общие черты материальной и духовной культуры
- общие черты психологического уклада
- общие представления об общности происхождения и исторической судьбы
Типы этносов:
- род
- племя
- народность
- нация
Нация:
- все граждане какой-либо страны
- высшая точка этноса
Отношения между нациями:
- конфликтные (арабы и израильтяне)
- сотруднические (когда фашисты напали они думали что ссср будет разобщено, но все народы стали сотрудничать против)
Национализм:
- это движение за превосходство одной нации за другой
- патриотизм, гордость за нацию
5. Долг и совесть
Долг – это то, что связывает человека с другими людьми и обществом
Когда человек вступает в отношения с другими людьми и обществом он приобретает объективные (независимые от нашего желания) обязанности.
На человека ложится ответственность – необходимость выполнять поставленные задачи.
Пример:
Вы ученик. У вас есть обязанность учиться
Вы идете в кинотеатр. У вас есть обязанности вести себя подобающе.
Долг бывает:
- общественным (это все объективные обязанности, которые нужно выполнять в течении всей жизни)
- моральным (когда человек превращает требования морали в личную задачу, он сам выдвигает себе требования и следует ими без каких либо подсказок со стороны окружающих. Моральный долг крепче общественного). Пример – знаменитый охотник Смирнов ухаживал за огромным яблоневым садом.
Совесть – глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
21. Потребление.
Потребление – использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей.
Потребление:
- производственное (расходование ресурсов в процессе производства)
- непроизводственное (конечное использование благ людьми)
Непроизводственное делится на:
- общественное
- личное (индивида и семьи)
Расходы делятся на:
- обязательные
- произвольные
Семейное потребление.