Человек «совладающий»: качества субъекта и его совладающее поведение




Т. Л. Крюкова

 

Совладающее с жизненными трудностями поведение человека рассматривается в статье как сознательное и целенаправленное поведение субъекта. Среди совокупности факторов, детерминирующих выбор человеком способов совладания, основное внимание уделено диспозиционному фактору как системе индивидуально-психологических особенностей, личностных стилевых качеств, взаимодействующих со стилями совладания. Показана связь качеств субъекта с выбором трех основных стилей совладания: проблемно-ориентированного, эмоционально-ориентированного и избегания. Статья содержит результаты исследований, проводимых в Костромском государственном университете на протяжении последних десяти лет. Ключевые слова: диспозиционный фактор совладания, проблемно-ориентированный, эмоционально-ориентированный и избегание как стили совладающего поведения, качества субъекта.

 

Психология совладания уходит корнями в мифотворчество и героический эпос. Герой, лидер, выносящий физические трудности и лишения, берущий управление ситуацией в свои руки в смутные времена, совладающий с собственными травмами и увечьями, всегда вдохновлял других. Он служил примером для подражания, сверхвозможности харизматической личности по-разному объяснялись.

Хорошо известно, что ранние исследования психологии совладания-копинга велись в рамках изучения защитных механизмов (Haan, 1977). Большинство авторов, изучавших адаптивные защиты, стали обращаться к анализу сознательных стратегий, выбираемых людьми, сталкивающимися со стрессовыми или трудными ситуациями. Именно сознательные стратегии для уменьшения стрессовых или расстраивающих, трудных ситуаций были названы копинг-реакциями. Первые исследователи копинга в западной психологии в 70-е годы ХХ в. концентрировали внимание, прежде всего, и исключительно на изучении опасных для жизни ситуаций или травмирующих жизненных событиях (Greenberg, Henderson и Bostock, 1975; Klein, 1974; McCubbin, Hunter и Dahl, 1975; Ziedner и Endler, 1996,). Некоторые теоретики начали определять область исследования копинга как изучение реакций на чрезвычайные или экстремальные ситуации (Lazarus, 1984). Такая увлеченность чрезвычайными ситуациями имела важные последствия: бурное развитие получило изучение ситуативных переменных в копинг-исследованиях, оставляя без внимания личностные переменные. Однако в литературе о механизмах защиты, основывающейся на классическом психоанализе, личностные переменные имели главное значение. Норман Эндлер (Endler, 1996, р. 15) отмечает, что, исследуя копинг-действия в трудных ситуациях, ранние копинг-исследователи неосторожно признали, что личностные переменные являются слабыми предикторами (предсказателями) выбора определенного копинг-поведения. При этом упускался факт, что хотя индивиды могут иметь привычные копинг-стратегии, опасные для жизни, экстремальные ситуации допускают лишь узкий диапазон возможных реакций.

В целом история изучения копинга отражает события, происходившие в психологии личности. В 1960-е годы ситуационизм в западной психологии стал серьезным вызовом преобладанию теории черт (Endler, Parker, 1990) и утвердил положение о том, что внешние средовые факторы – это главные детерминанты поведения личности. Это повлияло на изучаемую область совладающего поведения (копинга). Но предсказания о неизбежном упадке исследований индивидуально-психологических различий, личностных особенностей оказались неверными. В сфере изучения копинга существует интерес к личностным переменным, хотя многие авторы не считают их важными (Folkman, Lazarus, 1984; 1991). Отметим, что исследователи, которые подчеркивают важность личностных черт, идентифицируют основные копинг-стили как привычные способы, используемые индивидами в стрессовых ситуациях. Те же, кто подчеркивает важность ситуативных/процессуальных факторов копинга, определяют основные виды стратегий в особых трудных или напряженных ситуациях.

В научной парадигме стресса-копинга диспозиционный подход (Брайт, Джонс, 2003) нацелен на поиски ответа на вопрос, существуют ли особые личностные качества, способствующие лучшему совладанию с трудностями, и стили преодоления стресса. Мы уже отметили выше, что к диспозиционному подходу относится выделение стилей совладающего поведения как устойчивых личностных образований (Zeidner, Endler, ред., 1996; Endler и Parker, 1990). Ключевой вопрос состоит в том, чтобы определить степень эффективности определенных диспозиционных тенденций, обычно обозначаемых как стили совладания (coping styles), насколько успешно они обеспечивают позитивные результаты, такие, как улучшение здоровья и психологическое благополучие. Если диспозиции или стили совладания относительно стабильны во времени, то возникает вопрос о том, как они связаны с чертами личности. Установлено, что некоторые хорошо известные личностные черты, такие, как оптимизм, негативная аффективность, враждебность, влияют на способы, которыми люди справляются со стрессом. Авторы обзорной статьи П. Л. Хьюитт и Г. Л. Флетт (Zeidner, Endler, 1996) отмечают, что нейротизм, локус контроля и оптимизм в исследованиях совладания со стрессом привлекали значительно большее внимание по сравнению с другими особенностями личности, такими, как экстраверсия, открытость, добросовестность. Они утверждают, что нейротизм обычно ассоциируется с дезадаптивным стилем совладания со стрессом. Например, известные исследователи П. Т. Коста, М. Р. Сомерфелд, Р. Р. Маккраэ установили, что лица с высоким уровнем показателя нейротизм отличаются неадаптивными способами реагирования на стрессоры, включающими самообвинение, принятие желаемого за действительное и пребывание в пассивном состоянии. В этом исследовании изучались также открытость, экстраверсия, добросовестность (conscientiousness) и было установлено, что экстраверсия связана с такими способами совладания со стрессом, как отреагирование (в данном случае состоящее в том, что человек стремится выговориться, поделиться с кем-то своими неприятностями), шутки и контакты с другими людьми. Открытость новому опыту связана с преодолением стресса посредством поиска новой информации и новых путей решения проблем, а добросовестность связывается с настойчивостью и личностным ростом (Zeidner, Endler, 1996, р. 44–64). Особенно убедительны данные этих авторов, полученные в национальном исследовательском проекте Балтиморский лонгитюд (Baltimore Longitudinal Study of Aging – BLSA), начатом еще в 1958 г. (McCrae, Costa, 2003). 65 % личностных черт, влияющих на выбор определенных копинг-стратегий у взрослых людей, сохранились и через 7 лет при последующей диагностике и были названы факторами стабильного копига (McCrae, Costa, 2003, с. 51–55).

В исследованиях были получены некоторые, порой противоречивые, подтверждения гипотезы, согласно которой личность и совладание со стрессом тесно взаимосвязаны (Джонс и Брайт, 2001; Бодров, 2006, см. статью в данной монографии). В. А. Бодров (2000, 2001, 2006) справедливо подчеркивает, что область, исследующая систему и структуру качеств и свойств человека «совладающего», нуждается в дальнейшем развитии отечественной наукой.

Таким образом, человек «совладающий» обычно рассматривается как обладающий особой личностной диспозицией, высокими резервами сопротивления стрессу. Феноменологию, отражающую различные аспекты успешного совладания личности, с трудностями жизни обозначают такими понятиями, как воля, сила Я, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др. В наибольшей степени этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие «hardiness», введенное Сальватором Мадди (1994). В отечественной литературе принято переводить «hardiness» как «жизнестойкость» (Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев).

Феноменология данного качества субъекта ярко представлена в трудные времена отечественной истории. «К своему удивлению, я обнаружил, что я в силах вынести даже больше того, что я ожидал…» – пишет в 1936 г. известный физик Петр Леонидович Капица, лишенный возможности покидать страну по приказу тоталитарного руководства, в письме к Э. Резерфорду в Великобританию, где он ранее работал. Известно, что В. Франкл называл реально существующее качество, помогавшее людям в экстремальной пограничной ситуации концлагеря (experimentum crucis) оставаться человеком, «упрямством духа». Он пишет, что «лагерная жизнь была для этих немногочисленных людей, выбравших для себя возможность сохранить человечность, испытанием, которое стало кульминацией их жизни» (1990, с. 144).

Человек «совладающий» использует ряд базисных копинг-стратегий, таких, как разрешение проблем (комплекс навыков эффективного управления трудными жизненными ситуациями), овладение своими эмоциями (эмоциональная саморегуляция или стресс-менеджмент), поиск социальной поддержки. Установлено, что личностные диспозиции взаимодействуют с ситуацией путем формирования восприятия стресса человеком, т. е. черты личности могут предопределять, как человек воспримет стресс. Эмпирически доказано, что реальная личность лучше всего раскрывается под воздействием стресса в неопределенных и угрожающих условиях жизни (Carver, Scheier, Weintraub, 1989; Costa, McCrae, 2003 и др.).

Исследователи, пытаясь ответить на вопрос, что значимо отличает тех людей, которые успешно совладают со стрессом и быстро восстанавливают силы после пережитых трудностей (resilient), для доказательства идентифицируют устойчивые черты или качества, как, например, в исследовании Б. Компасс и др. (1988). Среди трех выделяемых ими главных факторов, связанных с лучшей/худшей адаптацией, индивидуальная диспозиция (устойчивые индивидуально-психологические и личностные черты) занимает первое место. К ней отнесены темперамент (гибкость или пластичность), оптимизм, высокий уровень самоуважения, интернальный локус личностного контроля над ситуацией, автономность (Compass, Frydenberg и др.). Акцентируется, что хотя ни один из копинг-стилей не адаптивен во всех ситуациях, есть свидетельства, что некоторые стили продуктивнее других. Об этом можно судить по определенным личностным чертам. Большинство зарубежных авторов не исследуют так называемые «крупные» черты, ограничиваясь личностными конструктами так называемого «среднего» уровня, такими, как оптимизм, самоэффективность, локус контроля, черты, связанные с достижениями, – поведение типа А, перфекционизм (Aldwin, 1994; Krohne, 1996; McCrae и Costa, 2003).

В проведенных нами исследованиях (1999–2005) было установлено, что психологическое совладание реализуется через целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий (Крюкова, 2005). Это сознательное поведение направлено на активное взаимодействие с ситуацией – изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Другими словами, совладание – это то, как человек выдерживает, терпит, привыкает, избегает и/или разрешает стрессовую, т. е. напряженную, трудную ситуацию.

Опираясь на методологические идеи психологии субъекта, мы доказали с помощью ряда исследований (Сапоровская, 2002; Хазова, 2002; Куфтяк, 2004; Подобина, 2004; Белорукова, 2005; Гущина, 2005; Замышляева, 2006; Голубева, 2006; и др.), что поведение в проблемной, трудной ситуации, требует проявления субъектных качеств человека – активности, самоопределения, ответственности за последствия собственного выбора способов поведения.

Уже упоминалось, что наше понимание совладающего поведения осуществляется через анализ диспозиционного (о т лат. и англ. – относящийся к доминирующим индивидуально-психологическим и личностным стилевым качествам), динамического (процессуального, ситуативного), регулятивного и социокультурного компонентов психологии субъекта. Нами доказано, что эти аспекты активности субъекта являются факторами выбора человеком данного вида поведения через выбор конкретных стратегий и стилей (Крюкова, 2005).

Диспозиционный фактор совладающего поведения представляет соотношение индивидуально-психологических особенностей, личностных стилевых качеств, являющихся субъектными, т. е. задающими человеку выбор активного поведения в трудной жизненной ситуации.

Мы поставили цель обозначить место и роль диспозиционного фактора в выборе способов совладания. Одной их задач эмпирических исследований было изучить, являются ли разноуровневые диспозиционные характеристики субъекта: половые, возрастные, индивидуально-психологические свойства и личностные качества (все условно называемые нами личностными переменными от нейротизма и тревожности до самоотношения) – факторами и/или предикторами выбора определенных стилей совладания. В исследовании приняло участие 1158 испытуемых разного возраста, пола, социального статуса (643 человек в возрасте 15–17 лет и 515 человек от 19 до 56 лет). Использовались впервые адаптированнные для русскоязычной выборки разного возраста три известные зарубежные методики: многомерные опросники (шкалы) измерения совладающего поведения Юношеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale) Э. Фрайденберг и Р. Льюиса, опросник Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Coping Inventory for Stressful Situations) Н. С. Эндлера и Дж. А. Паркера, Опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire) Р. Лазаруса и С. Фолкман (Крюкова, 2003, 2004).

Важными оказались следующие результаты: было доказано существование тесных связей между возрастными и половыми характеристиками субъекта и выбором стилей совладания. С возрастом способы совладания с трудностями изменяются. Среди полученных возрастных различий, доказывающих изменения в выборе способов совладания, наиболее позитивным является снижение числа непродуктивных стратегий в процессе взросления. У мальчиков-подростков в процессе взросления повышается использование стратегий проблемно-ориентированного стиля совладающего поведения (p = 0,001), снижается использование социального стиля (такой стратегии, как Друзья, p = 0,01). К позитивным изменениям относится снижение выбора непродуктивного стиля совладания (стратегий Надежда на чудо (p = 0,001), Несовладание (p = 0,00), Игнорирование, p = 0,000). У девочек позитивным является увеличение выраженности проблемно-ориентированного копинга: Решение проблемы (до m = 19,22 – балл выше, чем у мальчиков, p = 0,001). К негативным тенденциям относятся повышение использования девочками непродуктивных стратегий с возрастом: Несовладание (p = 0,03) и Самообвинение (p = 0,00). Вероятно, эти тенденции происходят в русле изменений восприятия и роли женщины в современном обществе переходного от тоталитаризма к демократии периода. У современной российской молодежи зафиксировано практически равное использование продуктивного (ориентированного на решение задач, проблем) и социального (ориентированного на помощь других) стилей совладающего поведения. Выражен и непродуктивный стиль (несовладание), присутствующий в слабо контролируемых трудных жизненных ситуациях, рождающих чувство бессилия, отчаяния или пассивности, скуки. Часто он связан с академическими трудностями (школа, университет) и семейными конфликтами.

Нами были установлены половые и возрастные различия в выборе способов совладающего поведения взрослыми людьми обоего пола. Различия касаются выбора женщинами социально-ориентированных стратегий (Поиск социальной поддержки), а также стратегии Положительная переоценка, означающей склонность женщин «искать хорошее в плохом», создавая положительный смысл ситуации, включая религиозный опыт, и гибко пересматривать непродуктивные усилия в трудной ситуации.

Возрастные различия в предпочтениях старших и младших испытуемых в выборе копинг-стратегий по методике Опросника способов совладания (WCQ) представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Различие по возрасту в выборе копинг-стратегий по ОСС

 

Молодые люди младше 20 лет значимо чаще выбирают конфронтативный копинг, дистанцирование и избегание-уход (при p > 0,001). Старшие испытуемые чаще используют самоконтроль (p < 0,001), поиск социальной поддержки (p < 0,005), принятие ответственности (p < 0,001) и планирование решения проблемы (p < 0,0 01). Стратегию положительной переоценки обе возрастные группы используют практически одинаково. Можно констатировать, что старшие испытуемые пользуются тремя конструктивными и субъектными, по сути, стратегиями (самоконтроль, принятие ответственности и планирование решения проблемы) чаще, чем молодые люди. Стратегия поиск социальной поддержки, которая трактуется как амбивалентная по природе, несколько чаще выбирается старшей группой испытуемых. Это объясняется с точки зрения многих подходов (рост фемининного в человеке с возрастом, учет коллективистического контекста ранней социализации этой возрастной группы людей и т. д.).

Предположив, что разноуровневые диспозиционные характеристики могут выступать предикторами выбора определенных стилей совладания, мы отобрали ряд переменных, отражающих разные уровни интегральной структуры субъекта: нейротизм, экстра/интроверсия, тревожность, депрессивность, эмпатия, оптимизм/пессимизм, самоэффективность, самооценка, локус контроля; одаренность; IQ или психометрический интеллект, академическая успеваемость, научные достижения; самоотношение, одиночество, социальный интеллект, жизненные смыслы как ценностные ориентации. Данные переменные выбраны нами не случайно. Мы основывались на иерархическом принципе (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. В. Карпов) усложнения и возрастающего обобщения качеств и свойств: от уровня психофизиологических, темпераментальных (нейротизм, экстра/интроверсия) через срединный уровень более частных аффективных, когнитивных и когнитивно-поведенческих качеств (тревожность, депрессивность, эмпатия; оптимизм/пессимизм, локус контроля, самоэффективность; социальный интеллект, психометрический интеллект, креативность как компоненты одаренности) к более интегральному уровню сложных социальных качеств, основанных на рефлексии и развитом самосознании (одиночество, самооценка, самоотношение, жизненные смыслы как ценностные ориентации). Эти переменные соотносились с помощью корреляционного, множественного регрессионного анализа и других статистических процедур с показателями совладающего поведения. Были получены данные о функциональном значении и месте каждой личностной переменной в системе взаимодействия личностных переменных и копинг-стилей. Это означает, что между переменными и способами совладания было установлено множество взаимосвязей и взаимовлияний.

Оказалось, что самый существенный вклад в детерминацию и предсказание проблемно-ориентированного стиля совладания (ПОК) вносят следующие личностные детерминанты: самоотношение (6 шкал по методике МИС С. Р. Пантилеева, В. В. Столина из 9 активно взаимодействуют с выбором этого копинга, причем в основном позитивно (негативно взаимодействует только показатель внутренней конфликтности); самоэффективность, уровень субъективного контроля в сфере жизненных неудач. Зафиксирован явный отрицательный вклад во взаимодействие с проблемно-ориентированным копинг-стилем личностной тревожности, уровня одиночества и депрессивности. Оказалось, что наиболее сложные из изучаемых нами личностных детерминант, имеющие субъектную направленность и смысл (параметры самоотношения, ответственности, жизненных смыслов), оказались наиболее весомыми и связанными с выбором именно активного, решающего проблемы поведения в трудной ситуации.

В группу личностных детерминант, взаимодействующих с эмоционально-ориентированным стилем совладающего поведения, входят несколько переменных. Их значительно больше (15), чем детерминант, связанных с другими копинг-стилями.

 

Рис. 2. Профиль взаимодействия между личностными переменными и эмоционально-ориентированным копингом

 

Как видно на рисунке 2, приоритет в предсказании выбора субъектом этого копинг-стиля имеют уровень депрессивности и одиночество, их взаимодействие наиболее выраженно (68,89 и 50,41 баллов). Далее следует вклад уровня субъективного одиночества и личностной тревожности (ЛТ). Все три параметра осмысленности жизненных ориентаций (УСК процесс жизни, контроль жизни и жизненные цели) отрицательно взаимодействуют с фокусированным на эмоциях копинге, который нередко выбирают субъекты, больше озабоченные своим состоянием, переживанием проблемы, а не ее решением. Противоречив вклад двух параметров самоотношения: отрицательное участие самообвинения во взаимодействии свидетельствует о том, что человек, использующий подобную стратегию отношения к себе, вряд ли сможет продуктивно справиться даже с собственным эмоциональным состоянием. Самоуважение, напротив, этому способствует. Закономерно присутствуют в данном списке детерминант положительно связанный с эмоцииональным копингом пессимизм и со знаком минус самоэффективность. Локус контроля участвует двумя шкалами с обратным знаком: это общая интернальность и интернальность в области межличностных отношений. Слабый положительный вклад эмпатии и одного параметра социального интеллекта (субтеста 4) – способности распознавать межличностные отношения в динамике – завершает эту часть системы. Ресурсными в совладании с негативным состоянием для субъекта являются одиночество, самоуважение, мнения других (отраженное самоотношение), эмпатия и социальный интеллект.

Обобщая полученные результаты на выборке подростков, следует сказать, что до 55 % всех связей между нейротизмом и выбором ими эмоционально-ориентированного стиля совладания оказались значимыми. Участие тревожности в выборе эмоционально-ориентированнного копинга сложнее и опосредуется также спецификой выборки исследования (которая, в свою очередь, определяется спецификой проживаемой трудной ситуации). В исследованиях участвовали старшеклассники, студенты-первокурсники университета, переживающие развод люди, беременные женщины, в том числе с угрозой выкидыша. Этим же обусловлено и разное место в системе детерминант совладания личностной и реактивной тревожности у подростков и взрослых. Наибольшая связь обнаружена между выраженностью личностной тревожности и выбором эмоционально-ориентированного копинга именно у беременных женщин группы риска – 80 % значимых корреляций. Реактивная тревожность (умеренная) положительно связана с выбором проблемно-ориентированного стиля у студентов, продуктивного и социального копинг-стилей у подростков. Диапазон значимых корреляций между тревожностью и совладанием велик, особенно для ЛТ, и составляет от 30,2 % до 80 %; для РТ значимые корреляции находятся в диапазоне от 12,5 % до 30 % (Крюкова, 2004).

Отметим роль одиночества как внутренне переживаемого состояния недостаточности значимых социальных отношений. Оно носит субъективный характер и в большей степени зависит не от внешних, а от когнитивных факторов, входящих в диспозиционный аспект анализа субъекта. Именно поэтому одиночество, понимаемое и измеряемое таким образом, выступает ярким личностным предиктором выбора эмоционально-ориентированного и избегающего стилей совладающего поведения, что подтверждает высокий процент значимых связей (до 70 %) между уровнем его выраженности и выбором способов совладания. По этой же причине развитие навыков совладания с одиночеством может быть более успешным, чем в других сферах (работа, финансовые проблемы), так как они поддаются более прямому контролю и осознанию. В связи с этим возможны их психокоррекция, когнитивно-поведенческая терапия и тренинг.

Уровень взаимодействия личностных переменных с копинг-стилем, ориентированным на избегание, невысок. Здесь мы наблюдаем самую противоречивую из всех трех копинг-стилей картину. Выбору избегания, уходу от решения проблемы способствуют, прежде всего, общая экстернальность, самоэффективность, эмпатия и социальный интеллект. Закономерен вклад личностной тревожности – он позитивный. Ослабленные саморуководство и самоуважение приводят человека к выбору избегания вместо прямых действий, возможно, далее ослабляя его субъектную активность. Одиночество также положительно взаимодействует с избеганием. Сходные данные о связи избегания с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления (по опроснику МИС) эмпирически получены Либиными (1998, с. 197). Базовой личностной детерминантой для выбора субстиля отвлечение является депрессивность. Затем следуют одиночество и личностная тревожность. Эти качества влекут человека переключиться от решения неприятных проблем на другую деятельность, общение, на время забыть о трудностях.

Субстиль совладания социальное отвлечение, содержательно включающий поиск и использование социальной поддержки, непротиворечиво взаимодействует с интернальностью в межличностных отношениях, что также перекликается с результатами исследования Либиных (1998). Он связан и с четырьмя из пяти шкал осмысленности жизни (тест СЖО). Отрицательный вклад одиночества тоже понятен.

Полученная нами система взаимодействия качеств субъекта с выбором им совладающего поведения убеждает, что в зависимости от особенностей копинг-стиля (адаптивный/дезадаптивный), его предметной или личностной ориентированности к нему «притягиваются», детерминируя его выбор субъектом, качества разных уровней сложности и обобщенности. Входящие как компоненты в рефлексию и саморегуляцию такие качества, как самоотношение, локус контроля, смысложизненные ориентации, чаще позитивно взаимодействуют с проблемно-ориентированным стилем или субстилем социальное отвлечении (поиск и использование социальной поддержки). Те же, которые не способствуют лучшей адаптации (уровень депрессивности, личностная тревожность, одиночество, пессимизм), «обслуживают» эмоционально-ориентированный стиль, избегания и отвлечения. Вероятно, эмоционально-фокусированные способы совладания с дистрессом более обобщены, чем способы решения проблемных, трудных ситуаций, требующие большей специфики когнитивно-поведенческих усилий. В целом мы получили подтверждение результатов зарубежных исследователей копинга о том, что эмоционально-ориентированный копинг-стиль в значительно большей степени детерминируется диспозиционным фактором совладания, чем другие стили (Costa et al., 1996; 2003).

Сравнение двух систем взаимодействия качеств субъекта и копинг-стилей у взрослых и подростков показывает, что у взрослых это взаимодействие значительно сильнее выражено и менее противоречиво, чем у подростков. Это доказывает идею о том, что сознательная регуляция поведения во время взрослости имеет устойчивые стилевые особенности, обусловленные сложившейся личностной диспозицией. Однако пока недостаточно ясно, почему личностные качества не всегда становятся факторами и предикторами определенных стилей совладания. Зачастую требуется высокий уровень стресса, чтобы человек осознал и начал использовать свои возможности и ресурсы (тяжелая болезнь близкого, семейные трудности и кризисы, беременность и др.), что показано в исследованиях Т. В. Гущиной, М. С. Голубевой и др.

Как видим, и базовые, и интегральные качества высокого уровня обобщения детерминируют выбор субъектом определенных продуктивных и непродуктивных способов совладания. В реальной жизни все эти компоненты тесно взаимосвязаны в сложной и закономерно организованной структуре – субъекте. Нам удалось представить, что их организация, которую мы условно назвали системой взаимодействия, также оказывает существенное влияние на адаптацию в целом и на ее важную сторону – совладающее поведение.

Диапазон количества значимых связей между личностными переменными и выбором человеком стилей/стратегий совладания в наших исследованиях широк: от 8 % (отдельные шкалы самоотношения, оптимизм) до 80 % (одиночество, нейротизм, личностная тревожность, уровень депрессивности). Средний показатель составляет 36,4 %, что является неплохим результатом для исследований подобного типа. А. Фернхем и П. Хейвен приводят как наиболее типичное значение – 30 % (2002, с. 346). Количество значимо взаимно влияющих, т. е. в наибольшей мере предсказывающих или определяющих выбор человеком способов совладания личностных переменных не так велико: в среднем 18 % (имеется в виду количество значимых коэффициентов регрессии). Но все они в большей мере предсказывают выбор стратегий, относящихся к эмоционально-ориентированному стилю совладания.

Таким образом, человек «совладающий» обладает качествами, способствующими овладению навыками совладающего поведения, важной характеристики социальной адаптации и осознанной саморегуляции субъекта. Это дает человеку возможность с опережением отражать трудную ситуацию, антиципировать значимые для его психологического благополучия последствия собственных усилий по ее разрешению или приспособлению к ней. Становление продуктивного стиля совладания, адекватного личностным характеристикам человека и ситуации, не может произойти при пассивной позиции человека и включает не только (и не столько) приспособительную активность, но активность, преобразующую окружающий мир (ситуацию) и себя как субъекта этой активности. Стиль совладающего поведения как когнитивно-поведенческое образование имеет специфику, связанную с многоальтернативным выбором способа поведения при стрессе.

На основе теории многоуровневой системы организации и множественной детерминации психического развития (Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский) можно сказать, что субъекта совладающего поведения дифференцирует, прежде всего, способность к регуляции и самоорганизации.

Мы рассмотрели адаптивные возможности субъекта совладающего поведения, предикторами которого выступают личностные черты и субъектные характеристики, образующие систему взаимодействия с избираемыми копинг-стилями/стратегиями. Выявленная нами система взаимодействия качеств субъекта и его совладающего поведения проявляется в том, что наиболее обобщенные диспозиционные детерминанты наилучшим образом предсказывают выбор человеком способов совладания. Несмотря на сложность выработки критериев успешности совладающего поведения и адаптации, в целом можно надеяться, что с созданием общетеоретической основы процесса адаптации и ее составляющих – саморегуляции и самоорганизации – прогнозирование эффективности социального поведения и деятельности субъекта становится более надежным (Абульханова, 2000; Брушлинский, 2003; Знаков, 2005; Сергиенко, 2007).

Психология совладающего поведения является перспективным и самостоятельным направлением развития психологического знания, которое обобщает разрозненные исследования в различных отраслях психологической науки. Данное направление изучает феноменологию поведения субъекта в трудной (стрессовой) ситуации, закономерности и механизмы функционирования и развития стилей и стратегий совладания, их сложную детерминацию совокупностью важнейших факторов активности субъекта (диспозиционный, динамический, регулятивный, социокультурный).

Качества субъекта (индвидуально-психологические и личностные переменные) связаны, взаимодействуют и влияют на выбор человеком способов совладающего поведения. Более сложные и обобщенные переменные (самоотношение, жизненные смыслы, ответственность) сильнее взаимодействуют с продуктивным, проблемно-ориентированным стилем совладания. Выбор менее продуктивных копинг-стилей обусловлен менее обобщенными качествами (уровень субъективного контроля, одиночества, депрессивности, тревожность). Каждая личностная переменная имеет в системе взаимодействия свое место и свое функциональное значение для выбора каждого стиля совладания. Их системная организация показывает, благодаря каким качествам, прежде всего, обеспечивается продуктивное совладание и высокий уровень адаптированности субъекта, а какие качества, напротив, имеют тенденцию снижать уровень продуктивности совладающего поведения. Входящие как компоненты в рефлексию и саморегуляцию такие качества, как самоотношение, уровень субъективного контроля, смысложизненные ориентации, позитивно взаимодействуют с проблемно-ориентированным стилем или субстилем социальное отвлечение (в который входит поиск и получение социальной поддержки). Качества, препятствующие лучшей адаптации (повышенный уровень депрессивности, личностной тревожности, одиночества и пессимизма), «обслуживают» эмоционально-ориентированный стиль, избегание и отвлечение. Эмоционально-фокусированные способы совладания с дистрессом более обобщены, чем способы решения проблемных, трудных ситуаций, требующие большей специфики когнитивно-поведенческих усилий. Оказалось, что эмоционально-ориентированный копинг-стиль в значительно большей степени детерминируется диспозиционным фактором совладания, чем другие стили.

В трудной жизненной ситуации российские испытуемые одновременно используют несколько стилей совладания при доминировании проблемно-ориентированного стиля как предиктора успешности деятельности и уровня адаптированности. Выраженность проблемного совладания в целом выше, чем в исследованиях авторов адаптированных нами методик. Иногда ведущим в сочетании стилей и стратегий совладания становится эмоционально-ориентированный копинг и стиль избегания (беременные женщины, члены дисфункциональных семей). Показана продуктивность эмоционального совладания в сочетании с другими стилями в контексте отдельных ситуаций, связанных с проживанием негативных состояний (например, неожиданный развод).

Взаимодействие и гетерохронность влияния четырех выделенных нами факторов – диспозиционного, динамического, регулятивного и социокультурного – на выбор субъектом совладающего поведения можно определить как перспективу развития исследования.

 

Литература

 

Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 13–26.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.

Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода / Проблема субъекта в психологической науке. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. C. 27–42.

Белорукова Н. О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи: Дис. … канд. психол. наук. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006.

Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования и мифы. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. В. В. Знаков. М.: Изд-во ИП РАН; СПб.: Алетейя, 2003.

Голубева М. С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями: Дис… … канд. психол. наук. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006.

Гущина Т. В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Дис. … канд. психол. наук. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.

Замышляева М. С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности: Дис. … канд. психол. наук. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006.

Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Изд-во ИП РАН, 2005.

Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: Изд-во ИП РАН, Ярославль: Аверс Пресс, 2002.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Дис. … докт. психол. наук. Кострома, 2005.

Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологиче



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: