Первичное усвоение новых знаний




Тема «Отрицательные местоимения»

Задачи урока:

знать, как образуются отрицательные местоимения, ка кони изменяются;

- научиться распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;

- научиться правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.

Ход урока:

1. Организационный этап

-Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю.

А чтобы наше путешествие началось, давайте устно произведем синтаксический разбор предложения

 

Мы отправляемся в морское путешествие!

(Повеств., восклиц.,// простое,двусост., распр.)

 

Давайте дадим название нашему кораблю в соответствии с темой наших последних уроков.

-Назовите часть речи, которую мы изучаем?

- Что такое Местоимение?

Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье.

Актуализация знаний

- Какие же знания пригодятся нам в путешествии?

Дайте характеристику местоимению МЫиз предложения.

Как образовано слово ПУТЕШЕСТВИЕ

- У нас на пути остров. А как он называется и кто на нём живёт, вы узнаете, выполнив задания.

1.Поставьте в начальную форму:

Со мной - _____, у тебя-_____, с ним -_____, о них-_____, у неё- _____, вами -_______.

Уберите лишнее: Объясни – ПОЧЕМУ?

А) кто? чей?, собой, какой?

(собой – возвратное, остальные относительно-вопросительные)

Б) что, сколько, с кем?, какие

(с кем – вопросительное, остальные – относительные)

3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения:

А) Тебе нужно взять с __________учебник.

Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости.

В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.

 

- Как же называется остров? Кто на нём живёт?

(Остров - разряды местоимений)

 

Постановка цели и задач.

- Представьте, что впереди бутылка с посланием. Сравните два предложения.

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил.

 

В каком из этихпредложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

- В каком из этихпредложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

- Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение.

Возможно ли определить тему урока?

- Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

- Вы заметили, что в слове НИКТО пропущена гласная. Что вы вставите на месте пропуска? Знаем ли мы правило? Какова цель урока?

-Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений.

Изучение нового материала.

Прочитайте местоимения в левом столбике. Определите их разряд.


 


Кто?

Что?

Какой?

Чей?

Кого?

Сколько?

 

 


- Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо предмета.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо признака.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо числа?

- От каких местоимений образуются отрицательные?

 

Кто? – никто (отсутствие лица)

Что? – ничто (отсутствие предмета)

Какой? – никакой (отсутствие признака)

Чей?– ничей (отсутствие лица)

Сколько? – нисколько (отсутствие количества)

Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

- Какие местоимения называются отрицательными?

- А теперь откройте учебники на стр. 285 и проверьте себя. Что можно добавить?

- Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения Н Е КОГО, Н Е ЧЕГО не имеют формы И. п)

Вывод: отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.

- Поставьте ударения в отрицательных местоимениях:

Некого винить

Никого нет

Ничего не ответил

Нечего говорить

- От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях?

(От ударения)

- Какую закономерность вы заметили? Значит, в предложении

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил нужно вставить И, т.к. на неё не падает ударение.

 

Первичное усвоение новых знаний

 

А) - Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним задания.

(Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, поставьте ударение.) –

Н..чего не знал, н..чем не освещены, н..кого винить, не боялись н..каких препятствий, н..чем удивить, слушать н..чего, н..кто не пришел, н..какой причины нет.

 

Б) У нас впереди неизвестный риф. Чтобы его успешно миновать, нужно сравнить написание отрицательных местоимений с предлогом и без него.

- Скажите, а бросать камень в окно – это правильный выбор, хорошее дело?

- Куда вы бросали камушки? (В реку, море)…

А если все же камень попал в стекло, то что с ним произойдет? (Разобьется).

У отрицательных местоимений такой же секрет.

Понаблюдаем.

никогО ни у когО
нЕкого нЕ у кого
никомУ ни к комУ
нЕчем нЕ за чем
нисколько ни за сколько
нЕчего нЕ из чего

– Чем похожи стекло, в которое попал камень и отрицательное местоимение? (все разлетелось на части).

- Прочитайте правило на стр.286.

 

Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).

 


ЗАПОМНИ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: