Тема «Отрицательные местоимения»
Задачи урока:
-у знать, как образуются отрицательные местоимения, ка кони изменяются;
- научиться распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;
- научиться правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.
Ход урока:
1. Организационный этап
-Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю.
А чтобы наше путешествие началось, давайте устно произведем синтаксический разбор предложения
Мы отправляемся в морское путешествие!
(Повеств., восклиц.,// простое,двусост., распр.)
Давайте дадим название нашему кораблю в соответствии с темой наших последних уроков.
-Назовите часть речи, которую мы изучаем?
- Что такое Местоимение?
Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье.
Актуализация знаний
- Какие же знания пригодятся нам в путешествии?
Дайте характеристику местоимению МЫиз предложения.
Как образовано слово ПУТЕШЕСТВИЕ
- У нас на пути остров. А как он называется и кто на нём живёт, вы узнаете, выполнив задания.
1.Поставьте в начальную форму:
Со мной - _____, у тебя-_____, с ним -_____, о них-_____, у неё- _____, вами -_______.
Уберите лишнее: Объясни – ПОЧЕМУ?
А) кто? чей?, собой, какой?
(собой – возвратное, остальные относительно-вопросительные)
Б) что, сколько, с кем?, какие
(с кем – вопросительное, остальные – относительные)
3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения:
А) Тебе нужно взять с __________учебник.
Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости.
В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.
- Как же называется остров? Кто на нём живёт?
(Остров - разряды местоимений)
Постановка цели и задач.
- Представьте, что впереди бутылка с посланием. Сравните два предложения.
|
В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил.
В каком из этихпредложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?
- В каком из этихпредложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?
- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.
- Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение.
Возможно ли определить тему урока?
- Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
- Вы заметили, что в слове НИКТО пропущена гласная. Что вы вставите на месте пропуска? Знаем ли мы правило? Какова цель урока?
-Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений.
Изучение нового материала.
Прочитайте местоимения в левом столбике. Определите их разряд.
Кто?
Что?
Какой?
Чей?
Кого?
Сколько?
- Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные.
- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо предмета.
- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо признака.
- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо числа?
- От каких местоимений образуются отрицательные?
Кто? – никто (отсутствие лица)
Что? – ничто (отсутствие предмета)
Какой? – никакой (отсутствие признака)
Чей?– ничей (отсутствие лица)
Сколько? – нисколько (отсутствие количества)
Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.
|
- Какие местоимения называются отрицательными?
- А теперь откройте учебники на стр. 285 и проверьте себя. Что можно добавить?
- Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения Н Е КОГО, Н Е ЧЕГО не имеют формы И. п)
Вывод: отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.
- Поставьте ударения в отрицательных местоимениях:
Некого винить
Никого нет
Ничего не ответил
Нечего говорить
- От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях?
(От ударения)
- Какую закономерность вы заметили? Значит, в предложении
Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил нужно вставить И, т.к. на неё не падает ударение.
Первичное усвоение новых знаний
А) - Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним задания.
(Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, поставьте ударение.) –
Н..чего не знал, н..чем не освещены, н..кого винить, не боялись н..каких препятствий, н..чем удивить, слушать н..чего, н..кто не пришел, н..какой причины нет.
Б) У нас впереди неизвестный риф. Чтобы его успешно миновать, нужно сравнить написание отрицательных местоимений с предлогом и без него.
- Скажите, а бросать камень в окно – это правильный выбор, хорошее дело?
- Куда вы бросали камушки? (В реку, море)…
А если все же камень попал в стекло, то что с ним произойдет? (Разобьется).
У отрицательных местоимений такой же секрет.
Понаблюдаем.
никогО | ни у когО |
нЕкого | нЕ у кого |
никомУ | ни к комУ |
нЕчем | нЕ за чем |
нисколько | ни за сколько |
нЕчего | нЕ из чего |
– Чем похожи стекло, в которое попал камень и отрицательное местоимение? (все разлетелось на части).
|
- Прочитайте правило на стр.286.
Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).
ЗАПОМНИ: