Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями




М. С. Голубева

 

Представлены результаты теоретического и эмпирического изучения совладающего поведения родителей, находящихся в ситуации хронического стресса, когда в семье воспитывается ребенок с тяжелой патологией зрения или слуха. В исследовании проверялись следующие основные гипотезы: 1) ежедневные трудности, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха, сопряжены с негативной симптоматикой переживаний ими хронического стресса; 2) личностные качества (эмоциональные характеристики, коммуникативные характеристики, самооценка) влияют на выбор родителями определенных стилей/стратегий совладающего поведения; 3) при совладании с трудностями качество общения и социальная поддержка проявляют себя и как ресурс, и как дополнительный стрессор для родителей, чьи дети имеют тяжелую сенсорную патологию. В результате гипотезы подтвердились: ежедневные трудности для таких родителей становятся необратимым хроническим стрессом, личностные качества формируют особенный стиль совладания с хроническим стрессом. Ключевые слова: хронический стресс, стресс-катастрофа, совладающее поведение, стили/стратегии совладания, субъект совладания, личностный ресурс, социальная поддержка.

 

Совладающее поведение в современных психологических исследованиях понимается как активное преобразующее поведение субъекта, помогающее ему справиться с жизненными трудностями, относящееся к жизнетворческим свойствам личности или конструктивным силам (Анцыферова, 1994; Абульханова, 2001; Крюкова, 2002, 2005). Теоретическая цель исследования заключается в анализе подходов к изучению стресса родителей, имеющих детей с тяжелым психофизиологическими нарушениями, и в изучении субъектной позиции совладающего со стрессом поведения.

Мы обращаемся к исследованию совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями (нарушения зрения или слуха). Детей с такими нарушениями относят к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, когда сбой в деятельности сенсорной системы организма значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности (Лубовский, 2003). Не вызывает сомнения, что признание у ребенка необратимого нарушения в развитии является для родителей исключительным по своей травмирующей силе событием. Такое событие относят к числу экстремальных стрессов, когда уровень стресса настолько высок, что сопровождается дезадаптационными процессами в сфере здоровья (психического или физического) (Майрамян, 1976; Мастюкова, Московкина, 1991, 2003; Шипицына, 2002; Ткачева, 2004). Столкнувшись с такой ситуацией, родители ребенка не могут устоять перед действием множественных трудностей и защититься от восприятия их обществом через призму «стигмы» ребенка (по Гоффману, «stigma» – пятно), что присваивает им статус родителей «не таких, как все», «особых». Долгое время поиск моделей психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья оставлял в стороне вопросы психологического здоровья их родителей. Родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, отводилась роль воспитателей, обязанных развивать и адаптировать ребенка к условиям общественной жизни (Смирнова, 1967; Корсунская, 1969).

Начиная с 80-х годов ХХ в. феномен «особого» родительства в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья начинает изучаться через призму семейного стресса и кризиса. Большинство исследователей, изучая стресс «особого» родительства, останавливаются в основном на рассмотрении защитных механизмов поведения родителей, их личностных девиациях (Семаго, 1998; Сорокин, 1998; Иванов, Исаев, 2000 и др.).

Выбранная нами научная концепция психологии субъекта (Знаков, 2002; Сергиенко, 2002) позволяет изучить совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями. Такое поведение включает осознанный выбор тех способов, которые помогают родителям справиться (или примириться) с трудностями с целью сохранения собственного благополучия, в том числе и эмоционального. Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, совладающее поведение относят к факторам активности личности, называют дескриптором субъекта. Совладающее поведение связывают с личностным развитием, благополучием, наличием ресурсов и адаптацией (Крюкова, 2002, 2005).

Мы отмечаем, что исследователям копинга (Сапоровская, 2002; Белорукова, 2005) более доступно изучение совладающего поведения человека при переживании им «нормативных» (естественных) трудных жизненных ситуаций (семейных, личностных, социальных), где очевидным результатом совладания является приобретение (новая роль, социальный статус, автономность и т. д.). Малоизученным на сегодняшний день является совладающее поведение личности, переживающей сильный экстремальный стресс или стресс уровня катастрофы (например, потеря, тяжелая болезнь), и вопрос «цены» жизненных приобретений при выживании в стрессе такого уровня. В этом случае большую ценность приобретает понятие личностный копинг-ресурс, которые зависит от таких личностных структур, которые помогают управлять стрессом, направляют энергию на достижение значимых целей, формируют новое отношение к собственным личностным усилиям (Франкл, 1990).

Эмпирическая цель исследования состоит в том, чтобы изучить особенности совладающего поведения родителей, имеющих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями, связь стилей/стратегий совладания с личностными чертами родителей, качеством получаемой ими социальной поддержки и субъективным благополучием, а также выявить качественно отличные особенности совладающего с ежедневными трудностями поведения родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, и родителей нормально развивающихся детей.

В ходе исследования проверялись следующие гипотезы:

1 ежедневные трудности, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха, сопряжены с негативной симптоматикой переживаний ими хронического стресса;

2 личностные качества (эмоциональные характеристики, коммуникативные характеристики, самооценка) влияют на выбор родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха, определенных стилей/стратегий совладающего поведения;

3 при совладании с трудностями качество общения и социальная поддержка проявляют себя и как ресурс, и как дополнительный стрессор для родителей, чьи дети имеют тяжелую сенсорную патологию;

4 субъективное благополучие в сфере здоровья и повседневной жизни родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха, связано с выбором ими определенных стратегий/стилей совладающего поведения.

Исследование проводилось на базе школ-интернатов для детей с нарушением слуха (г. Кострома и г. Ярославль), школы-интерната для детей с нарушением зрения (г. Кострома), специальных дошкольных образовательных учреждений № 18, № 41 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения (г. Кострома), общеобразовательной школы № 34, дошкольного образовательного учреждения № 31 массового типа г. Костромы. Исследование проводилось в течение 4 лет (2002–2006).

Методический комплекс. Предпочитаемые родителями копинг-стили/стратегии диагностировались с помощью опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС) Н. Эндлера и Дж. Паркера 1991 (адаптация Т. Л. Крюковой, 2001) и Опросника способов совладания (ОСС) Р. Лазаруса и С. Фолькман, адаптированного Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой (2004).

Для изучения личностных качеств родителей использовался 16 PF опросник многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 105), тест жизненных ориентаций (оптимизм/пессимизм) ELOT Extended Life Orientation Test (E. Chang, 2000) (адаптация Замышляевой, Крюковой, 2004).

Методика «Социальная сеть» Г. Перри (1990) использовалась с целью изучения вариантов социальной поддержки (эмоциональная, информационная, товарищеская поддержка и практическая помощь), значимых для родителей в совладании с трудными жизненными ситуациями.

Для получения качественной информации о трудностях родителей, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями, и сопутствующих им субъективных переживаний, а также о возможных ресурсах совладания использовалось феноменологическое полуструктурированное интервью, разработанное автором данной статьи.

В качестве дополнительных методов для изучения психосоциального уровня развития детей применялись метод изучения личных официальных документов детей (личные дела, медицинские карты, карты индивидуального психического развития) и анкета, выявляющая детей группы риска, разработанная Л. В. Кузнецовой (2002).

Для диагностики субъективного благополучия родителей использовалась Шкала субъективного благополучия (шкала СБ), 1988, Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche, адаптированная М. В. Соколовой, 1996. Методика послужила небольшим скрининговым инструментом для выявления взаимосвязи выбора родителями способов совладания с их оценкой собственного эмоционального состояния.

Для обработки полученных эмпирических данных применялись методы математической статистики программного пакета Statistica 6.0. При статистической обработке данных и проверке гипотез использовались методы непараметрической статистики (U-критерий Манна – Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена – r -критерий), метод регрессионного анализа, позволяющий выявить степень взаимовлияния и взаимообусловленности переменных, коэффициент конкордации (W) для определения согласованности мнений в группе.

Участники исследования. Вся эмпирическая выборка составила 205 человек, из них 128 взрослых и 77 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все участники исследования были разделены на две группы.

1 Экспериментальная группа – родители с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения или слуха (38 матерей, 23 отца и 38 детей, всего 99 человек). Средний возраст матерей – 37 лет, отцов – 42 года. Среди детей 24 ребенка имеют IV степень тугоухости, граничащую с глухотой, и 14 детей с глубокими нарушениями зрения (с остаточным зрением от 0,01 до 0,05, при осложненных зрительных заболеваниях до 0,08).

2 Контрольная группа – родители с нормально развивающимися детьми (39 матерей, 28 отцов и 39 детей, всего 106 человек). Средний возраст матерей – 36 лет, отцов – 41 год.

Известно, что родители, имеющие ребенка с проблемами в развитии, по-разному справляются с таким стрессом, совладая/несовладая с нависшей угрозой их личного спокойствия. Одни не могут смириться со случившимся, не принимают такой ход развития жизни, теряют контроль поведения. Итогом неприспособления к ситуации могут быть такие действия родителей, как отказ от ребенка, его эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Другие, наоборот, прилагают все усилия для противостояния стрессовому событию, включая все возможные и невозможные личностные потенциалы с целью сохранения собственного благополучия и оказания помощи ребенку по выживанию в мире, приспособленном к нуждам здоровых людей.

Родителей, которые приняли участие в нашем исследовании, мы условно характеризуем как «родителей принимающих». Термин «родители принимающие» предлагается И. А. Сергеевой (2003). Это

родители, любящие ребенка, заботящиеся о его здоровье и личном благополучии. Попытки общения с неблагополучными родителями были безуспешны.

В исследовании участвовали 20 воспитателей, 7 учителей-дефектологов, 5 психологов, работающих в вышеуказанных специализированных школах-интернатах и дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения или слуха, а также 4 воспитателя, 4 педагога и 2 психолога, работающих в вышеуказанных общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях. Все они выступили в роли экспертов поведения и развития детей, поведения родителей. Все эксперты обладают необходимой квалификацией, подтвержденной аттестационными документами, необходимыми знаниями по предмету исследования.

 

Результаты исследования

 

На основе контент-анализа ретроспективных данных, полученных в интервью с родителями, мы выявили, что жизненное событие, связанное с признанием у ребенка тяжелого сенсорного нарушения, явилось для родителей стрессом уровня катастрофы («беда пришла в дом», «шок», «горе», «обухом по голове», «это не описать», «паника»). Такой стресс сопровождался неконтролируемыми эмоциональными переживаниями, утратой чувства реальности и неразрешимыми трудностями: «не хотели верить», «этого не может быть», «как дальше жить?», «что будет с моим ребенком?», «боль», «обида», «я думала, что уже никогда не буду жить нормально», «казалось, что нормальной жизни уже не будет».

Далее родителям мы задавали вопрос о том, какие переживания и трудности существуют для них сейчас, когда прошло время с момента установления ребенку медицинского диагноза. Напомним, что в нашем исследовании принимали участие родители, чьи дети находятся в возрасте 4–8 лет. Диагноз детям был поставлен в возрасте от 0 до 1,5 лет.

Нам удалось косвенно установить, что в ходе жизненного цикла семьи стресс снижает уровень экстремальности, переходя в «привычку», «примирение» или хроническое состояние, т. е. хронический стресс. Основные трудности и переживания в жизни этих родителей таковы: тревога за будущее ребенка, его переживания по поводу осознания своего дефекта; беспокойство за развитие и здоровье ребенка; периодически возникающий эмоциональный дискомфорт «притупляющаяся, но не исчезающая душевная боль».

Между тем в жизни этих родителей присутствуют события и переживания, осознанно оцениваемые ими как позитивные, т. е. приобретающие значение жизненных ресурсов. Например, радость общения с ребенком, интерес к личностным особенностям и способностям ребенка («хорошо поет», «рисует», «радует учебой», «любопытный»), новые жизненные позиции, приобретение ценностей («я стал терпимее к людям», «я стала сильнее»).

Отвечая на вопрос интервью: «Как вы справляетесь с жизненными трудностями» – родители называли разные способы. Мы вычленили такие смысловые единицы в ответах родителей, которые позволили нам условно классифицировать стратегии их поведения на совладание и защиту.

Среди способов поведения, относящихся к совладанию, мы выделяем включение родителей в коррекционно-образовательный процесс («занимаемся с ребенком дополнительно дома», «стараюсь найти методики, книги по развитию такого ребенка»), обращение к людям, обладающим опытом решения данных проблем («консультируюсь со специалистами», «советуюсь с другими родителями»), обдумывание проблем, вера, сравнение с более тяжелыми случаями патологии («есть нарушения хуже, чем у моего ребенка»), терпение в ожидании результатов психосоциального развития ребенка.

Способы защитного поведения:

1 рационализация – связана с тем, что родители не до конца примирились с ситуацией: надежда на излечение (операции), обращение к «лучшим» специалистам;

2 идентификация – родители успокаивают себя тем, что пытаются найти в себе, в жизни окружающих подтверждения того, что не все обладают успешными качествами (например, фраза родителя «не поступит мой ребенок в институт – не беда, я тоже не поступил и живу не хуже других»);

3 сопротивление – противодействие родителей вмешательству психологической помощи («сейчас нам помощь уже не нужна», «любая беседа для нас тяжела, не хотелось бы вспоминать прошлое»);

4 фантазирование – в планировании будущей жизни ребенка родители создают такие ситуации, которые невозможно реализовать с учетом сложности патологии у ребенка (например, некоторые матери хотят, чтобы их дети пошли в армию).

Нами выявлена структура совладающего поведения родителей детей с нарушениями зрения и слуха. Напомним, что совладание осуществляется посредством выбора субъектом копинг-стратегий, которые рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Результаты показали, что родители детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха, так же как и родители нормально развивающихся детей, используют конструктивные стили и стратегии совладания: проблемно-ориетированный копинг, субстиль социальное отвлечение, стратегии «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки», «самоконтроль», «положительная самооценка». Реже используются эмоционально-ориентированный копинг, копинг избегания, субстиль отвлечение, стратегии дистанцирования, конфронативного копинга.

Особенностями в совладающем поведении с жизненным событием, когда у ребенка признается тяжелое нарушение, являются:

• отсутствие опыта и невозможность использовать привычное поведение и редкое обращение к социальной поддержке (p < 0,01).

• в семьях, устоявших перед трудностями, связанными с нарушением у ребенка, супруги развивают способность действовать согласованно (r = 0,8). Это свидетельствует о «диадическом копинге» (Bodenmann, 2002) в отношениях матери и отца в семье как зрелого совладания с трудностями (таблица 1). Мы считаем, что у таких родителей изначально имелись потенциальные ресурсы (любовь, уважение), которые проявили себя при стрессе-катастрофе (тяжелое нарушение у ребенка).

 

Таблица 1

Результаты вычисления уровня согласованности в выборе родителями стилей/стратегий совладания

 

С помощью методики «Социальная сеть» Пэрри (1990) мы выявили, что матери и отцы, имеющие детей с тяжелыми нарушениями, первое место в сети их социальной поддержки отводят своей (своему) супруге/супругу. Это доказывает их супружеский ресурс. Интересно, что в семьях нормально развивающихся детей, по нашим результатам и результатам близких нашим исследований (Крюкова, Орехова, 2003), женщины и мужчины, находясь в супружеском союзе, чаще получают поддержку от близких родственников, нежели от собственного супруга(и).

Рассматриваемая нами первоначально как копинг-ресурс социальная поддержка, которую получают родители, воспитывающие детей с нарушениями зрения или слуха, имеет следующие особенности: представлена более узким кругом близких людей, более плотными межличностными отношениями по сравнению с родителями нормально развивающихся детей. Влияние социальной поддержки на эмоциональное состояние родителей амбивалентно. С одной стороны, социальная поддержка не позволяет им дистанцироваться (p < 0,001) и избегать проблем (p < 0,05) и связана с повышением усилий по принятию ответственности (p < 0,01) в трудных ситуациях (таблицы 2, 3). С другой стороны, избыток информационной социальной поддержки вызывает у матерей потерю самоконтроля (p < 0,02).

Среди значимых результатов нашего исследования – данные об изучении влияния личностных черт и жизненных ориентаций оптимизма и пессимизма на выбор родителями определенных стилей/стратегий совладания. Мы использовали Опросник многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF), (№ 105).

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что предикторами выбора родителями конструктивных способов совладания являются те личностные черты, которые относятся, прежде всего, к их эмоциональной сфере. Эмоциональная чувствительность, эмоциональная напряженность, слабая эмоциональная регуляция, тревожность влияют на поиск родителями решения проблем, обращение за социальной поддержкой. Такие качества одновременно допускают и неконструктивные эмоционально-экспрессивные реакции родителей на действие трудностей (конфронтацию, дистанцирование), т е м самым ухудшают их эмоциональное благополучие (таблицы 4, 5). Такие результаты доказывают значительный уровень переживаемого стресса и согласуются с классическими исследованиями Р. Маккре и П. Косты (1996).

У родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей, влияние личностных черт/качеств на совладающее поведение делает последнее более предсказуемым. Личности с активным социальным поведением, конформизмом, эмоциональной стабильностью, радикальным поведением, высокой самооценкой и оптимизмом обращаются к проблемно-фокусированному стилю совладания, социальной поддержке и отказываются от избегания проблем, не используют эмоционально-экспрессивные реакции. Эти качества приобретают значение ресурсов для родителей нормально развивающихся детей, их значительно больше, чем у родителей детей с нарушениями в развитии.

 

Таблица 2

Корреляционный анализ показателей качества социальной поддержки и выбора стратегий совладания отцов

 

Таблица 3

Корреляционный анализ показателей качества социальной поддержки и выбора стратегий совладания матерей

 

Так, мы выявили, что в структуре совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха, оптимизм не является той личностной диспозицией, которая связана с конструктивными усилиями у родителей нормально развивающихся детей. У отцов детей с сенсорными нарушениями оптимизм влияет на совладание (p < 0,01) только в связи с эмоциональным желанием подчинить себе хронический стресс, избавиться от него. У матерей пессимизм, связанный с их низкой самооценкой, ослабляет проблемно-ориентированное совладание.

 

Таблица 4

Влияние личностных черт/качеств на выбор матерями экспериментальной группы стилей/стратегий совладающего поведения, N = 38

Примечание: *р <0,05, **р <0,01, ***р < 0,005, ****р < 0,001 (коэффициент ранговой корреляции Spearman), *р <0,05, **р <0,01, ***р <0,005, ****р <0,001 (регрессионный анализ, коэффициент Beta) – значимые факторы в профиле личности

 

Далее мы определили, каким образом выбор родителями предпочитаемых стилей совладающего поведения связан с их субъективным благополучием (Шкала субъективного благополучия – шкала СБ, 1988, Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche, адаптированная М. В. Соколовой, 1996). Выбор родителями, имеющими детей с нарушениями, предпочитаемых стратегий социальной поддержки (p < 0,01), положительной переоценки (p < 0,03), самоконтроля (p < 0,03), не связан с улучшением их эмоционального благополучия и развивает хроническую усталость (таблицы 7,8).

 

Таблица 5

Влияние факторов личности отцов экспериментальной группы на стили/стратегии совладающего поведения, N = 23

Примечание: *р <0,05, **р <0,01, ***р < 0,005, ****р < 0,001 (коэффициент ранговой корреляции Spearman), *р<0,05, **р <0,01, ***р <0,005, ****р<0,001 (регрессионный анализ, коэффициент Beta) – значимые факторы в профиле личности

 

Родители детей с нарушениями в развитии достоверно чаще не находят для себя нужного набора копинг-стратегий по сравнению с родителями нормально развивающихся детей, которые помогают справиться с последствиями необратимой жизненной ситуации.

 

Таблица 6

Результаты корреляционного анализа стилей совладания и уровня субъективного благополучия матерей

 

Таблица 7

Результаты корреляционного анализа стратегий совладания и уровня субъективного благополучия матерей

 

Таблица 8

Результаты корреляционного анализа стилей совладания и уровня субъективного благополучия отцов

 

В заключение сделаем выводы.

1 Событие в семье, когда у ребенка признается тяжелое нарушение зрения или слуха, является для родителей сильной жизненной травмой с тяжелыми негативными переживаниями и трудностями, свойственными сильному экстремальному стрессу, стрессу-катастрофе. В ходе жизненного цикла семьи стресс снижает свою силу, но не исчезает совсем. Стресс приобретает характер хронического с ежедневными, не исчезающими трудностями и переживаниями.

2 Между тем родители таких детей прилагают конструктивные усилия для совладания с переживанием экстремального стресса (нарушение у ребенка). Они стремятся преодолевать трудности, советуются с близкими людьми и ищут профессиональную помощь ребенку, верят в свои возможности по совладанию и преодолению трудностей. В процессе совладания с таким тяжелым жизненным событием родители находят и жизненные приобретения: развитие личностных способностей (терпение, чувствительность, интуитивность, стойкость), «ценность» ценностей (любовь к ребенку, вера), супружеское единение.

3 Совладающее с трудностями поведение родителей детей с тяжелыми нарушениями определяется их личностными качествами. Движущими силами совладания, ориентированного на проблему и поиск социальной поддержки, являются эмоциональные черты личности родителей: высокая степень сочувствия своему ребенку, чувствительности к проблемам, беспокойство, раздражение от постоянной усталости и неудовлетворенности. Между тем копинг-поведение родителей детей с нарушениями в развитии, подчиненное их эмоциональным характеристикам, балансирует на грани потери субъективного благополучия и развития неконструктивного поведения, что делает совладающее поведение родителей таких детей особенным, отличающимся от копинга родителей, имеющих нормально развивающихся детей.

4 Поведение родителей, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями, направлено на конструктивное совладание с трудностями, сохранение субъектной позиции и владение основными навыками совладающего поведения как социального поведения субъекта, включающего осознанность, активность, целенаправленность и контроль над трудной жизненной ситуацией, на благо развития ребенка и собственной личности, несмотря на то, что эмоциональное состояние этих родителей балансирует на грани благополучия/неблагополучия.

Проведенное нами исследование позволяет констатировать неопровержимое доказательство того, что даже при минимальных ресурсах активные субъекты своего поведения находят силы для выживания в мире для того, чтобы развиваться и адаптироваться в любых жизненных условиях при переживании экстремального стресса или стресса уровня катастрофы. В своем исследовании мы частично приближаемся к решению научной дилеммы о влиянии неопределенных и угрожающих условий жизни на реальную личность и придерживаемся той позиции, что в ситуации переживания экстремального жизненного события, каким является тяжелое нарушение у ребенка, родители определенным образом раскрывают свои личностные качества, которые в обычной жизни могут не проявиться.

Перспективы изучения проблемы. Изучение совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями, помогло нам определить дальнейшие перспективы изучения данной проблемы.

Во-первых, изучение психологических особенностей родителей требует разработки и применения качественно новых методик, которые позволили бы приблизиться к феноменологии эмоциональных переживаний родителей, определить степень включения защитных механизмов поведения и стратегий совладания в преодоление стресса такой мощности.

Во-вторых, как показали наши наблюдения за время проведения исследования, эмоциональное состояние родителей улучшается тогда, когда они видят достижения ребенка в его собственном развитии, когда социальное окружение признает ребенка способным к той или иной деятельности. В связи с этим мы считаем необходимым в дальнейшем изучать связь уровня психического и социального развития ребенка с выбором родителями определенных способов совладания, а также взаимовлияния достижений ребенка и характера совладающих усилий (конструктивный или неконструктивный копинги) родителей. В-третьих, изучение переживаний родителей методом феноменологического интервью позволило нам выявить специфические потребности родителей в получении психологической помощи и поддержки. В связи с эти необходимо не только продолжение исследовательской деятельности психологических особенностей родителей, но создание программ специальной психологической помощи родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, связанную с наличием у ребенка тяжелой патологии в развитии. Одно из главных достижений в оказании психологической помощи родителям, воспитывающим детей с тяжелыми сенсорными нарушениями, – развитие и поддержание их субъектной позиции, проявляющейся в осознанном поведении, целенаправленности и контроле над трудной ситуацией, в обладании собственными функциями (когнитивной оценкой, саморегуляцией), в привлечении собственного жизненного опыта или помощи других людей для решения проблем, в самоорганизации и самодетерминации, в наличии внутренних и внешних ресурсов совладания, в обучении совладающему поведению.

 

Литература

 

Абульханова К. А. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.

Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–18.

Белорукова Н. О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2005.

Голубева М. С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями: Дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2006.

Знаков В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. 2000. № 2. С. 7–15.

Иванов Е. С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб., 2000.

Корсунская Б. Д. Воспитание глухого ребенка в семье. М.: Просвещение, 1969.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.

Лубовский В. И. Специальная психология: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1976.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Сапоровская М. В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первокласников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2002.

Семаго М. М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) // Психолог в детском саду. 1998. № 1. С. 66–77.

Сергеева И. А. Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции / Сост. Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян. М.: Полиграф сервис, 2003. С. 370–375.

Сергиенко Е. А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Бушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 270–309.

Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. М., 1967.

Сорокин В. М. Характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.

Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004.

Франк л В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

Bodenmann G. Stress, kritische Lebensereignisse und Partnerschaft: Universität Fribourg. 2002.

 

Социально-психологические ресурсы совладания: семейная история и значимые предки [14]

Т. Л. Крюкова, Е. А. Петрова

 

В статье раскрывается содержание социокультурных факторов выбора совладающего поведения. Представлена концепция социальных ресурсов совладающего поведения, черпаемых в образах значимых предков, семейной истории. Приводятся результаты разработки психологии межпоколенных отношений в современной России, у горожан и жителей села, в семейном контексте. Даны результаты, полученные с помощью впервые используемого для этих целей метода построения и анализа семейного дерева – геносоциограммы. Ключевые слова: совладающее поведение, критерии и факторы совладания, межпоколенные отношения, семейная история и значимые предки как социальный копинг-ресурс.

В центре внимания данного исследования находится изменяющаяся психология межпоколенных отношений у сельских и городских жителей центральной России, различия в социальных представлениях друг о друге у представителей разных поколений и их потенциальная ресурсность для современного человека. Зачастую принадлежность к разным поколениям, особенно в семье, apriori считается детерминантой внутрисемейных и внутриличностных конфликтов или «вечным» конфликтом (Cowan et al., 1996; Карабанова, 2004). Представляется, что межпоколенные связи являют собой значительно более сложный феномен, существующий в разнообразных формах: от оппозиции, противостояния до сотрудничества, взаимовлияния и обогащения друг друга принадлежностью к разным поколениям. В наших исследованиях психологии совладающего поведения (Крюкова, 2004, 2005) оно определяется как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий. Выявлены закономерности функционирования совладающего поведения, его детерминация совокупностью факторов, обусловливающих выбор субъектом копинг-стилей. Кроме индивидуально-психологических, личностных (диспозиционных) факторов, на выбор человеком способов совладания с трудной жизненной ситуацией влияет динамика самой ситуации или приближение/удаление от источника стресса (динамический фактор). Показано и влияние разнообразных факторов социально-психологического содержания: от гендерных особенностей субъекта и кросскультурных различий до характеристик межличностного общения и качества взаимоотношений с другими людьми (социокультурный фактор). В частности, установлена особая роль поиска и использования человеком социальной поддержки как стратегии совладания. Она определяется как амбивалентная. Однако в условиях российской патриархальной культуры связи субъекта с близким кругом значимых других – это, прежде всего, семейные связи. Человек совладающий живет в семье, имеет/не имеет определенные знания о своей семейной истории, предках, ищет и использует семейные ресурсы в трудных жизненных ситуациях.

Целью данного исследования является определение, в каких случаях и для каких людей использование именно семейного ресурса способствует продуктивному совладанию с трудностями (стрессами). Кроме психологии субъекта (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко), исследование построено с опорой на теорию социальных представлений (С. Московичи, К. А. Абульханова), идеи феноменологической (А. Джорджи) и нарративной психологии (Т. Р. Сарбин), психологии совладающего поведения в семье (Ф. Кован, Л. Кован, М. Шульц, Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк), системной семейной теории (М. Боуэн). Нами использовались следующие методы: изучение социальных представлений о семейном дереве, истории



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: