Индоевропейские основатели китайской государственности




Дек. 13, 2018

03:26 pm –

Индоевропейские основатели китайской государственности


Реконструкция китайской колесницы эпохи Инь

 

Самые ранние запряжённые конями колесницы в Китае, датируемые серединой XIII в. до н.э., были обнаружены археологами при раскопках Аньяна – последней столицы китайского царства Инь (иначе именуемого Шан). Инь было первым достоверным китайским государством, возникшим ок. 1500 г. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ на месте неолитической земледельческой культуры Луншань. Раньше эпохи Инь свидетельства о колёсах и колёсных повозках в археологических памятниках Великой Китайской равнины полностью отсутствуют, а кони в них представлены лишь редкими находками костей лошади Пржевальского в кухонных кучах, свидетельствующими, что у догосударственных китайцев местная дикая разновидность коня лишь иногда служила объектом охоты для употребления в пищу.

Первые свидетельства об одомашненном коне на территории современного Китая относятся к культуре Цицзя, которая ок. 2000-1600 гг. до н.э. была распространена на западе нынешней провинции Ганьсу (северо-запад КНР). Позднее на этой территории китайские источники отмечают присутствие коневодческих народов европейского облика (ди, усуни, юэчжи и т.д.). Есть основания полагать, что и культура Цицзя возникла под влиянием индоевропейцев – по всей видимости, тохаров Афанасьевской культуры, переселившихся в конце III тыс. до н.э. под давлением сибирских племён со своей алтайской родины на юг. Именно с 2000 г. до н.э. в граничащем с Ганьсу с запада Таримском бассейне появляются захоронения людей северноевропеоидного облика.


 

Носители культуры Цицзя занимались коневодством, а также приносили коней в жертву при погребении. У них была металлургия довольно высокого уровня, они занимались не только ковкой, но и литьём металла – в основном меди, реже бронзы. Некоторые виды бронзового оружия Цицзя (изогнутые ножи, листовидные лезвия, наконечники копий, булавы и втульчатые топоры-кельты) несут явные черты сходства с металлургией Андроновской и Сейминско-Турбинской культур первой половины II тыс. до н.э. и резко отличаются от более примитивных изделий восточноазиатской металлургии этого периода. С территории культуры Цицзя, возможно, происходит самое раннее свидетельство о колёсных повозках в Восточной Азии – колесо с 16 спицами, обнаруженное в местечке Дулань провинции Цинхай (хотя его датировка вызывает споры).

На Великую Китайскую равнину одомашненные кони и колёсные повозки приходят вместе с создателями бронзовой культуры Инь, основавшими на рубеже XVI и XV вв. одноимённое царство. Более поздние китайские исторические сочинения «Шу-цзин» и «Ши-цзи» сообщают о частых переселениях иньцев, с легендарного основателя династии Ци сменивших место своего жительства 13 раз, т.е. изображают их как полуосёдлую общность, отличную от автохтонного китайского населения. Преобладание круглодонной керамики, чуждой земледельцам, большая роль скотоводства, «звериный стиль» в искусстве, высокоразвитая бронзовая металлургия (в т.ч. топоры-кельты и кинжалы Андроновских и Сейминско-Турбинских форм) и, что самое главное, кони и колесницы (названия которых в китайском языке заимствованы из индоевропейского) указывают на их связи с индоевропейским миром.


Иньская идеограмма, обозначающая колесницу

 

По всей видимости, иньцы были индоиранской группой, которая из области Андроновской культуры на территории нынешнего Казахстана через Джунгарский Алатау проникла в Ганьсу по пути, до этого уже проложенному тохарами. Продвигаясь дальше на восток, они достигли Великой Китайской равнины и подчинили своей власти неолитических земледельцев культуры Луншань (мифическую «династию Ся» китайской исторической традиции). Вероятно, иньцы были немногочисленной общностью – почти все их городища расположены на небольшом пространстве части нынешней провинции Хэнань. Об их чуждости местному населению свидетельствует массовое (многими тысячами) принесение ими пленных в жертву покойным иньским племенным вождям, прежде всего великому божественному первопредку Шанди.

Способ наследования престола в царстве Инь был лествичным – от старшего брата к младшему и от дяди к племяннику, при этом все братья одного поколения называли друг друга братьями, а представителей восходящего и нисходящего поколений – соответственно отцами и сыновьями. В силу этого, согласно иньским надписям, жертвы от имени правящего царя приносились одновременно нескольким «отцам». Лествичное наследование было характерно для ранних индоевропейцев – например, для хеттов XVIII-XVII вв. до н.э. (в России оно сохранялось до XV в.).


Бронзовые колесничные и конские украшения эпохи Инь

 

Как уже говорилось, кони и колесницы, полностью отсутствовавшие в культуре неолитических земледельцев Луншаня, были одной из характернейших черт иньской цивилизации. Надписи на бронзовых изделиях династии Инь и сменившей её династии Чжоу содержат несколько десятков терминов для коней разных мастей, возрастов и т.п. Лучшей из животных жертвой в честь предка-правителя считается жеребец. В текстах упоминаются весенние жертвоприношения коней в честь божественных первопредков, а также обряд отрыва жеребёнка от матери и надевания на него первой узды.

В районе последней иньской столицы Аньяна было найдено 14 захоронений с колесницами, которые датируются временем от середины XIII до середины XI в. до н.э. (за пределами Аньяна обнаружено всего одно колесничное захоронение в Ляомупо близ Сианя). Вместе с колесницами погребались возницы и колесничные бойцы, а также кони (в тринадцати захоронениях колесницу сопровождали по два коня, в одном – четыре). Имеется также значительное количество погребений с конями без колесниц в количестве от 37 до 1, обычно по 2-4, все с упряжью и бронзовыми украшениями. Подобного рода жертвоприношения осуществлялись как при погребении иньских правителей, так и при строительстве дворцов и храмов. В эпоху сменившей Инь династии Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.) хоронить с конями и колесницами начинают не только царей, но и вообще всех представителей высшей знати.


Иньское колесничное захоронение в Аньяне

 

Оракульные кости упоминают об использовании колесниц царями Инь для церемоний, охоты и войны. До нас дошло описание китайского колесничного войска, сделанное уже в I тыс. до н.э. при Чжоуской династии, но, вероятно, восходящее ещё к иньским временам. Согласно этому описанию, 5 колесниц составляли эскадрон, а 5 эскадронов – бригаду, при этом каждую колесницу поддерживали 10-25 пехотинцев. Почти такое же расписание имело тысячелетием раньше колесничное войско Митанни – 5-6 колесниц в эскадроне, 6 эскадронов (30-36 колесниц) вместе с пехотным отрядом под началом командира бригады. Наиболее правдоподобно это сходство объясняется наследованием из общего источника – Синташтинской культуры.


Китайская колесница эпохи Чжоу

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: