Проблема стресса остро заявила о себе в ХХ веке. Впервые, понятие «стресс» в 1936 году ввел в научную и медицинскую практику канадский физиолог Г. Селье. Стресс – это реакция организма на воздействие того или иного стрессора. В качестве стрессора могут выступать испуг, зависть, гнев, фрустрация, ссора. На воздействие стрессора организм отвечает напряжением, происходит мобилизация и «срабатывание» защитных функций организма. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны.
Стресс также может быть эпизодическим или хроническим. Кратковременный или эпизодический стресс можно даже назвать полезным, так как он мобилизует и тренирует защитные силы организма для преодоления стрессовой ситуации. Под хроническим стрессом понимается непрерывная череда эпизодических стрессов.
Ослабление защитных сил организма человека при сильном эпизодическом или хроническом стрессе приводит не только к психическому перенапряжению, но и к сердечно-сосудистым заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам, нарушениям половой функции. Различные органы могут стать мишенью для стресса.
На счету стресса такие распространенные болезни, как артериальная гипертензия, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, нейродермит, сексуальные расстройства. Такие болезни в медицинской литературе принято называть психосоматическими, тем самым, подчеркивая роль психических факторов в формировании патологии.
В современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полностью реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части ме ханизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.
|
Дистресс – это стресс-реакция, при которой защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей.
Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.
Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
1) слишком много работы;
2) плохие физические условия труда;
3) дефицит времени (все время что-то не успеваешь);
4) необходимость самостоятельного принятия решения.
Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
1) ролевая неопределенность (недостаточная информированность о профессиональных обязанностях;
2) ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, что не должен делать;
3) ответственность за людей и какие-то вещи (оборудование, бюджет);
4) слишком низкая ответственность (бьет по самолюбию);
5) малая степень участия в принятии решений организации.
Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями в работе:
1) взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами;
2) трудности в делегировании полномочий (отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
Основные виды профессионального стресса:
|
Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации).
Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
Коммуникативный стресс связан с реальными проблема делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного действия и т. п.
Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:
– раздражительность в деловом общении, причины – привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека, неудовлетворенность своей работой и т. п.;
– коммуникативная агрессия (главная причина – унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе, которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной формой (открытый вызов); косвенной (придирчивость, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативные вспышки ярости); направленной на другого или на самого себя (самообвинение).
Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь – несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.
Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку.
Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового, рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще бояться жить.
|
Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции.
Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». Человек, отдающий себя «конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают «нужные» люди, а на друзья. Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» – карьеру, успех в конкуренции.
Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения возникает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.
Психическая саморегуляция личности в ситуациях стрессового напряжения
Достижение психологического баланса (внутреннего эмоционального равновесия) стало одной из важнейших проблем нашей жизни.
Эмоциональное состояние человека можно считать базовой характеристикой его психики, так как оно создает условия и фон для протекания всех психических процессов, иными словами, эмоции неотделимы от жизни человека. Стресс является одним из видов
эмоционального состояния человека. Человек в состоянии самостоятельно регулировать свои эмоции, сдерживать их. Однако, необходимо отметить, что управление своими эмоциями весьма сложное дело и дается с большим трудом.
Психологами давно отмечена эффективность методов и приемов психической саморегуляции, которая представляет собой систему сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение благоприятного психического состояния, управление своей психикой. Это способы и приемы самопомощи, применяемые людьми для предупреждения отрицательных последствий психотравмирующих факторов.
Мобилизация резервов человеческой психики с помощью методов психической саморегуляции основана на базе самовнушения.
А утогенная тренировка представляет собой метод самовнушения, позволяющий посредством психических процессов, прежде всего, представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой.
Таким образом, саморегуляция может быть понята через тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов.
Особенности саморегуляции:
– саморегуляция обозначает процесс воздействия на собственное физиологическое и нервно-психическое состояние;
– саморегуляция зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями;
– способность к саморегуляции не является врожденной, но вырабатывается в процессе жизни.
Психическая саморегуляция включает несколько основных блоков:
1. Расслабление мимической мускулатуры (регуляция мышечного тонуса).
2. Управление ритмом дыхания (регуляция дыхания).
3. Сознательная концентрация внимания (управление вниманием).
4. Словесные внушения, оперирование чувственными образами.
Данные методы могут использоваться самостоятельно или в сочетании с другими психотехническими приемами и сеансами психотерапии, что усиливает ожидаемый эффект.
Практикум.