Проблема стресса в труде




Проблема стресса остро заявила о себе в ХХ веке. Впервые, понятие «стресс» в 1936 году ввел в научную и медицинскую практику канадский физиолог Г. Селье. Стресс это реакция организма на воздействие того или иного стрессора. В качестве стрессора могут выступать испуг, зависть, гнев, фрустрация, ссора. На воздействие стрессора организм отвечает напряжением, происходит мобилизация и «срабатывание» защитных функций организма. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны.

Стресс также может быть эпизодическим или хроническим. Кратковременный или эпизодический стресс можно даже назвать полезным, так как он мобилизует и тренирует защитные силы организма для преодоления стрессовой ситуации. Под хроническим стрессом понимается непрерывная череда эпизодических стрессов.

Ослабление защитных сил организма человека при сильном эпизодическом или хроническом стрессе приводит не только к психическому перенапряжению, но и к сердечно-сосудистым заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам, нарушениям половой функции. Различные органы могут стать мишенью для стресса.

На счету стресса такие распространенные болезни, как артериальная гипертензия, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, нейродермит, сексуальные расстройства. Такие болезни в медицинской литературе принято называть психосоматическими, тем самым, подчеркивая роль психических факторов в формировании патологии.

В современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полностью реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части ме ханизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.

Дистресс – это стресс-реакция, при которой защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

1) слишком много работы;

2) плохие физические условия труда;

3) дефицит времени (все время что-то не успеваешь);

4) необходимость самостоятельного принятия решения.

Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

1) ролевая неопределенность (недостаточная информированность о профессиональных обязанностях;

2) ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, что не должен делать;

3) ответственность за людей и какие-то вещи (оборудование, бюджет);

4) слишком низкая ответственность (бьет по самолюбию);

5) малая степень участия в принятии решений организации.

Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями в работе:

1) взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами;

2) трудности в делегировании полномочий (отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

Основные виды профессионального стресса:

Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации).

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Коммуникативный стресс связан с реальными проблема делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного действия и т. п.

Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:

раздражительность в деловом общении, причины привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека, неудовлетворенность своей работой и т. п.;

коммуникативная агрессия (главная причина унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе, которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной формой (открытый вызов); косвенной (придирчивость, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативные вспышки ярости); направленной на другого или на самого себя (самообвинение).

Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.

Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку.

Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового, рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще бояться жить.

Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции.

Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». Человек, отдающий себя «конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают «нужные» люди, а на друзья. Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» карьеру, успех в конкуренции.

Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения возникает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.

Психическая саморегуляция личности в ситуациях стрессового напряжения

Достижение психологического баланса (внутреннего эмоционального равновесия) стало одной из важнейших проблем нашей жизни.

Эмоциональное состояние человека можно считать базовой характеристикой его психики, так как оно создает условия и фон для протекания всех психических процессов, иными словами, эмоции неотделимы от жизни человека. Стресс является одним из видов

эмоционального состояния человека. Человек в состоянии самостоятельно регулировать свои эмоции, сдерживать их. Однако, необходимо отметить, что управление своими эмоциями весьма сложное дело и дается с большим трудом.

Психологами давно отмечена эффективность методов и приемов психической саморегуляции, которая представляет собой систему сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение благоприятного психического состояния, управление своей психикой. Это способы и приемы самопомощи, применяемые людьми для предупреждения отрицательных последствий психотравмирующих факторов.

Мобилизация резервов человеческой психики с помощью методов психической саморегуляции основана на базе самовнушения.

А утогенная тренировка представляет собой метод самовнушения, позволяющий посредством психических процессов, прежде всего, представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой.

Таким образом, саморегуляция может быть понята через тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов.

Особенности саморегуляции:

саморегуляция обозначает процесс воздействия на собственное физиологическое и нервно-психическое состояние;

саморегуляция зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями;

способность к саморегуляции не является врожденной, но вырабатывается в процессе жизни.

Психическая саморегуляция включает несколько основных блоков:

1. Расслабление мимической мускулатуры (регуляция мышечного тонуса).

2. Управление ритмом дыхания (регуляция дыхания).

3. Сознательная концентрация внимания (управление вниманием).

4. Словесные внушения, оперирование чувственными образами.

Данные методы могут использоваться самостоятельно или в сочетании с другими психотехническими приемами и сеансами психотерапии, что усиливает ожидаемый эффект.

Практикум.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: