Анализ примерной основной образовательной программы дошкольного образования «УСПЕХ»




Авторы: С.Н. Гамова, канд. пед. наук; Е.Н. Герасимова, д-р пед. наук; В.А. Деркунская, канд. пед. наук; А.А. Дякина, д-р филол. наук; И.Д. Емельянова, канд. пед. наук; Ю.Л. Есина, канд. экон. наук; Т.В. Красова, канд. пед. наук; В.А. Мальцева, канд. пед. наук; С.В. Маркова, канд. психол. наук; Л.Н. Мартынова, канд. пед. наук; И.В. Сушкова, д-р.пед. наук; Н.В. Федина, канд. пед. наук; И.В. Чернышов, канд. пед. наук; Ж.В. Чуйкова, канд. пед. наук.

Руководитель авторского коллектива: Н.В. Федина, канд. пед. наук.

Научный руководитель программы: А.Г. Асмолов, доктор психологических наук, действительный член (академик) Российской академии образования, член Президиума РАО.

Программа «УСПЕХ» – инновационная, современная программа, сочетающая возможность проявления инициативы и творчества воспитателей и научно-обоснованные с точки зрения дошкольной педагогики и психологии технологии их совместной с детьми деятельности.

Идеология программы:

· У спешность маленьких россиян – это результат:

· С оциально-коммуникативного развития,

· П ознавательного и речевого развития,

· Е динства физического развития и воспитания культуры здоровья,

· Х удожественно-эстетического развития.

Научным руководителем программы является академик А.Г. Асмолов – действительный член (академик) Российской академии образования, член Президиума Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», советник Министра образования и науки Российской Федерации.

Руководитель авторского коллектива – Н.В. Федина, кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

В 2009 – 2011 годах программа «УСПЕХ» была апробирована в субъектах Российской Федерации, в 2011 году вышло ее первое издание.

После утверждения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) программа «УСПЕХ» была скорректирована в соответствии с положениями Стандарта. В настоящее время «УСПЕХ» – инновационная, соответствующая ФГОС примерная основная образовательная программа дошкольного образования, обеспечивающая позитивную социализацию и всестороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет (до момента поступления ребенка в школу) в адекватных возрастным особенностям видах детской деятельности и разнообразных формах совместной деятельности взрослых и детей.

Программа «УСПЕХ» направлена на:

· развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;

· сохранение и укрепление здоровья детей;

· формирование предпосылок учебной деятельности;

· коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

· взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного разностороннего развития ребенка

Фундаментальные основы программы «УСПЕХ» заключаются в следующем: «УСПЕХ» в соответствии с ФГОС ДО реализует систему ценностей, заложенных в российских и международных нормативных актах (Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция РФ).

Базовый принцип «УСПЕХА»: каждый ребёнок имеет право на образование, развитие личности и раскрытие индивидуальных способностей и дарований.

Ребёнок в программе позиционируется как субъект образования и развития в изменяющемся мире.

Каждый педагог, реализующий программу «УСПЕХ», руководствуется тем, что каждый ребёнок отличается от других детей и является неповторимой личностью, требующей для своего полноценного развития учета индивидуальных особенностей и познавательных интересов

В соответствии с ФГОС ДО главных принципов «УСПЕХА» являются Вариативность содержания дошкольного образования, а также форм организации образовательного процесса и методов и приемов работы с детьми, Открытость и Индивидуализация образовательного процесса.

Особенностями программы «УСПЕХ», являются:

· культурно-исторический, деятельностный, личностный подходы к дошкольному образованию;

· учет возрастных психофизиологических особенностей развития детей;

· отказ от учебной модели построения образовательного процесса

· принцип интеграции образовательных областей;

· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который позволяет при реализации содержания различных образовательных областей использовать возможности различных видов детской деятельности. При этом особое внимание уделяется развитию ведущих видов детской деятельности: непосредственно-эмоционального общения в младенческом возрасте, предметной деятельности и предметно-манипулятивной игры в раннем возрасте, игровой деятельности в дошкольном детстве;

· реализация гендерного принципа построения образовательного процесса.

«Программа «Успех» соответствует идеологии и принципам ФГОС дошкольного образования. Ее инновационность, отражается в создании соответствующих условий для реализации программы.

ПРИИМУЩЕСТВА: в «Успехе» определены и конкретизированы для педагогов те формы совместной деятельности взрослых и детей (коллекционирование, ситуация, проектная деятельность, поисково-познавательная деятельность, мастерская), которые позволяют педагогам реализовывать образовательную программу в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, не ограничиваясь рамками специально организованных занятий.

В соответствии со Стандартом, программа состоит их целевого, содержательного и организационного разделов.

В целевой раздел программы включены пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка содержит:

· цели и задачи Программы, принципы и подходы её формирования;

· характеристику структуры Программы и определение некоторых основных понятий;

· характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (оформлены Приложением к Программе);

· особенности развития детей с ОВЗ.

· В планируемых результатах освоения Программы конкретизируются требования к планируемым результатам с учётом возрастных возможностей детей с ориентиром на целевые ориентиры, сформулированные во ФГОС дошкольного образования.

Содержательный раздел содержит описание:

· образовательной деятельности с детьми младенческого и раннего возраста;

· образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста во всех пяти образовательных областях;

· взаимодействия участников образовательных отношений:

· характер взаимодействия участников образовательного процесса в системах «взрослый–ребёнок», «ребёнок–ребёнок», «взрослый (педагог) –взрослый (родитель)»;

· пути и способы поддержки детской инициативы;

· вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;

· образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений:

· показаны пути адаптации Программы при реализации ее в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

· раскрыты особенности работы с разными категориями детей с ОВЗ.

В организационном разделе «УСПЕХА» дано описание:

· материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, в том числе адаптированной для детей с ОВЗ;

· примерного режима дня и организация образовательной деятельности по реализации Программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ;

· реализации комплексно-тематического принципа построения и реализации Программы, основанного на календаре праздников (он также приведен в организационном разделе).

Помимо основных разделов, сформированных в соответствии с ФГОС ДО, программа «УСПЕХ» содержит дополнительные разделы:

· рекомендации по разработке части основной образовательной Программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений;

· примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы.

Сильные стороны программы «УСПЕХ»:

· «УСПЕХ» – современная и инновационная программа дошкольного образования;

· программа полностью соответствует ФГОС ДО и реализует все его принципы;

· «УСПЕХ» позволяет реализовать индивидуальный подход к детям в массовой группе детского сада; Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Но успех не появляется из ниоткуда по мгновению волшебной палочки. Успех – это результат правильно организованного, полноценного развития детей

· в соответствии со Стандартом дошкольного образования «УСПЕХ» реализуется в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду путём организации разнообразной и интересной совместной деятельности педагога, и детей;

· программа охватывает не только дошкольный, но и ранний и младенческий возраст;

· «УСПЕХ» позволяет педагогу реализовать его творческий потенциал.

· Гендерное воспитание:в программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности.

· Педагог + воспитанник = партнерство - п рограмма полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они – партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок – это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.

Программу «УСПЕХ» сопровождает программно-методический комплекс (ПМК), который содержит методические пособия для педагогов по всем направлениям развития детей дошкольного возраста и развивающие пособия для детей.

Основные характеристики ПМК «УСПЕХ»:

· обеспечивает реализацию задач всех образовательных областей ФГОС ДО;

· методические пособия универсальны, поскольку направлены не только на реализацию программы «УСПЕХ», но и в целом на реализацию принципов и основных положений Стандарта дошкольного образования.

· методика работы с детьми и «подсказки» для педагога и родителя содержатся не только в методических пособиях, но и в пособиях для детей;

· ПМК содержит энциклопедии для детей – высококачественный универсальный образовательный продукт;

· все развивающие пособия для детей соответствуют СанПиН и ГОСТ для печатной продукции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: