МЫШЛЕНИЕ
Типы мышления:
Ø Наглядно-действенное (к 4 годам) — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Ø Наглядно-образное (к 5 годам) — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Важная особенность образного мышления — способы образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
Ø Словесно-логическое (к 6 годам) — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Операции мышления:
ü Сравнение
ü Классификация
ü Обобщение
ü Установление причинно-следственных связей
Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез — мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.
Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.
Абстракция — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию понятий, к открытию законов, к познанию закономерных связей и отношений.
Методики:
v «Доска Сегена»
v «Сходство и различие»
v «Классификация предметных картинок»
v «4 лишний»
v «Последовательные картинки»
МЕТОДИКА «ДОСКА СЕГЕНА»
Описание методики предлагается в пособиях В.А.Худика (1992) и О.Н.Усановой (1994). Методика предложена Э.Сегеном (1903)
Цель. Диагностика наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления.
Стимульный материал. Доски с углублениями, в которые вложены цельные геометрические фигуры, соответствующие пазлам.
Инструкция. «Рассмотри внимательно доску с фигурами. Я их высыпаю, а ты положи обратно».
Ход выполнения задания. Ребёнку предъявляется доска с вкладышами, затем на его глазах доска переворачивается, фигуры остаются на столе. Ребёнку предлагается заполнить углубления.
Норма выполнения:
· Дети старше 4 лет переходят к примериванию.
· 5 лет - переходят к зрительному соотнесению.
· 6 лет - способны пользоваться зрительным соотнесением, далее – действовать на основе представлений.
· Актуальные показатели: по способу действия – хаотичное манипулирование, использование силовых приёмов, примеривание, зрительное соотнесение, соотнесение на основе зрительных представлений.
Оценка результатов.
· Наглядно-образное мышление – зрительное соотнесение, соотнесение на основе зрительных представлений.
· Наглядно-образное мышление в стадии формирования – выполнение задания способом примеривания.
· Наглядно-действенное мышление – использование силовых приёмов.
· Не сформировано наглядно-действенное мышление – хаотичное манипулирование.
МЕТОДИКА «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ»
Используется для детей старшего и младшего школьного возраста.
Цель. Оценка операции сравнения.
Стимульный материал. Набор нескольких пар картинок: мяч – арбуз, берёза – ромашка, девочка – кукла, волк – собака, самолёт – птица, тапки – ботинки, яблоко – персик и др.
Инструкция. «Посмотри на картинки и скажи, чем они отличаются? Чем похожи?»
Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки и найти сначала различие, потом сходство.
Оценка результатов:
· Сравнивает по существенным признакам.
· Сравнивает по несущественным признакам («Девочка большая, а кукла маленькая»).
· Сравнивает, используя несопоставимые признаки («У самолёта – крылья, а у птицы – перья»).
· Операция сравнения не сформирована, не выделяет адекватные признаки для сравнения.
МЕТОДИКА «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК»
Описание методики предлагается в книге И.И.Мамайчук (2003); А,Д,Виноградова с соавт. (2004).
Цель. Определение способности классифицировать предметы.
Стимульный материал. Набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (по 5 карточек на каждую категорию) – одежда, животные, посуда, мебель и др.
Инструкция. «Разложи карточки на столе – что к чему подходит. Назови каждую группу предметов. Как одним словом можно назвать картинки?».
Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается разложить 15 карточек на 3 группы предметов. Названия групп и их количество не называются. Затем предлагается назвать каждую группу предметов обобщающим словом.
Оценка результатов:
· Классифицирует предметы с опорой на существенные признаки, самостоятельно раскладывает картинки на группы и правильно их называет.
· Классифицирует знакомые ему предметы, самостоятельно раскладывает картинки на группы, но затрудняется в названии некоторых групп, не всегда правильно называет обобщающие понятия.
· Способен к классификации знакомых предметов при организующей помощи. Требуется дополнительная инструкция или показ. Не даёт обобщающих понятий и правильного обоснования
· Ну сформировано умение классифицировать предметы и явления. Хаотично выбирает любой предмет.