Франкфорт, Якобсен Торкильд, Уилсон – В преддверии философии.
Предисловие.
Основная задача авторов – установить, какие составляющие мировоззрения были «до науки, до философии», а какие созвучны с современной философией. Или даже опережают её. Книга о зарождении научных знаний в Древнем Египте и Месопотамии.
Естественно, что данные представления весьма условны. Однако освещаемый в книге период является одной из самых главных глав, в предыстории того движения, без которого не было бы современной науки. Книга – попытка понять мировоззрение жителей Египта и Месопотамии.
Миф и реальность
В известных нам источниках мало, что заслуживает название «мысль» в полном смысле этого слова. Однако все эти «мысли» насыщены фантазией. Спекуляция – интуитивный способ восприятия. Однако спекулятивная мысль пытается упорядочить опыт путём гипотез. Зачатки этой мысли просматриваются на Древнем востоке. Там спекуляция находила безграничные возможности для развития, не ограничивалась наукой. Люди рассматривали человека как часть общество, а его как часть природы, зависящую от космических сил. Окружающий мир есть «ты» (для первобытного человека не существует неживого, всё наделено личными качествами). Древние не искали рациональное в обыденных явлениях. Миф – есть поэтическая форма, которая открывает своеобразную истину – метафизическую. Люди задавали вопросы о создании мира, о принципах морали и т.д. Создание мира мыслилось как рождение (В Египте первой парой были земля и небо, в Греции рождение от Великой матери). Миф – облечённая форма спекулятивной мысли. Древние могли рассуждать логично, им была присуща «эмоциональная мысль». Древние кажутся нам нелогичными, из-за большой эмоциональной составляющей в мифах. Однако древние не видят различий между реальностью и видимостью (например, сон). Происходит слияние символа и объекта, который он отображает. Жизнь считается бесконечной. Древние плохо различали причины и следствия, потому что не может отвлечься от чувствительной реальности, быть полностью объективными. У древних каждое событие и причина – индивидуальны. Мифопоэтическая концепция времени, как и пространства, абстрактна, но качественна. Она основывалась на природных явлениях, которые объясняли с религиозной точки зрения. Развита концепция борьбы добра с хаосом.
|
Египет: природа вселенной.
Географические факторы. Египет – зелёная тонкая полоса между пустынями (долина Нила ). Дождей нет, жизнь возможна только из-за разливов Нила. Земля даёт два урожая в год, с возможностью экспорта. Сейчас заселено всего 3,5% территорий. Египет изолирован от внешнего мира. Из-за высокой плотности населения не было деления на село и город. Развивалась мудрость склонная к либерализму и синкретизму, терпимости к различным идеям. Это не значит, что они терпимо относились к другим народам («людьми» они называли только египтян). Это связано с изолированностью Египта. На Ниле есть 5 порогов, отделявший Египет от южных племён. Был культ солнца, ибо во мраке в Египте ужасно. Ветер почти всегда благоприятный – северный. Нил – ежегодно возрождался (разливы). Однако жизнь в Египте была очень тяжёлой. Нил тёк с юга на север, остальные реки казались египтянам перевёрнутыми. В Египте однообразный ландшафт. Всё, что разнообразило природу, несло огромную ценность для египтян (животные). Ландшафт очень симметричен, значит, у египтян было сильно развито чувство симметрии и равновесия. Проявилось это в искусстве, космологии.
|
Космология. Египтянин обращался лицом к югу, отсюда название лица – «юг», и затылка – «север». Восток – страна бога, а запад был загробным миром. Мир – есть плоское блюдо, со сморщенным ободом, где ровная часть – Египет, а ободок – прочие гористые страны. Блюдо плавает по воде – Нун, водам загробного мира (большой обтекающий или Великая зелень). Небосвод по одной из версий поддерживали четыре столба, по другой – Шу, бог воздуха, его держит, по третьей – небо – живот огромной небесной коровы. Большую роль играли звёзды и луна. Дат – область между жизнью и смертью. Солнце – есть лодка Ра, которая плавала по небу. Так же солнце, могло представляться, оно – катающийся по небу шарик, который толкает навозный жук.
Космогония. Мир возник из воды. По одной из версии, жизнь зародилась из ила, на первобытном холме. Бог солнца имел свою семью, которая составляла совет богов. Атум возник сам по себе. Он создал других богов из частей своего тела или же, по другой версии, насильственно их (Шу и Тефнут) извергнул из себя. Они родили Геб и Нут, от которых произошли Осирис и Исида, Сети Нефтида. Человечество создано по образцу бога, ибо люди похожи на богов. Выражение «слово бога» означает «священное писание» или иероглифику. Египтянин осознавал себя и свою вселенную, он построил её на основе своего опыта и знаний.