ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН
Лексический строй речи.
Задачи работы:
Ø Формировать представления детей о природных зонах Земли.
Ø Познакомить детей с дикими животными Северного и Южного полюса. Их образ жизни, повадки, приспособленность к среде обитания.
Обогащение словаря:
Существительные: животные, детеныши, тюлень, касатка, морж, песец, олень, важенка, волк, медведь, пингвин, пища, тундра, тайга, мох.
Прилагательные: холодный, северный, полярный, белый, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый.
Глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать.
https://www.youtube.com/watch?v=nhdwQqgBgVQ
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=9g8IrMPrflU&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=5SRRtZwjQjA&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=9g8IrMPrflU&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=Uka-utb6sMY&feature=emb_logo
Эти животные живут там, где всегда холодно, — на Северном или Южном полюсе. Найди: белого медведя, северного оленя, моржа, тюленя и пингвинов. Раскрась рисунок.
1. Словообразование: «Собери семейку».
мама | папа | детеныш |
важенка[1] | ||
медведь | ||
моржонок | ||
тюлениха | ||
пингвин | ||
волчонок |
2. Отгадай загадки. Выучи одну из них.
Лед кругом, а эти птицы
Не боятся простудиться. (Пингвины)
И зимой, и летом
В чёрный фрак одет он.
Очень важный господин
По фамилии...(Пингвин)
Белый ворот, чёрный фрак.
Кто забрёл в наш зоопарк?
Это житель южных льдин,
Называемый... (Пингвин)
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец —
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду —
Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь)
Толстый в складку богатырь —
В ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте – ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж)
На лёд он вылез из воды
С усами, но без бороды.
И мокрый к льдине не примёрз,
Хотя на улице мороз. (Морж)
Толст, морщинист, два клыка
Он похож на старика.
Он на льду лежит — и что ж?
Не мёрзнет толстокожий... (Морж)
Кто живёт в морях холодных
Среди айсбергов огромных?
У него усы, как ёрш,
Не боится стужи... (Морж)
МОРЖ
Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны —
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)
3. Д/и «Четвертый лишний»
Белый медведь, бурый медведь, морж, песец
Жираф, кенгуру, слон, тюлень
Ёж, лось, олень, бобр
Арктика, Африка, Антарктика
Грамматический строй речи.
1. «Чей, чья, чьё, чьи?»
Животное | Морда (чья?) | Хвост (чей?) | Тело (чьё?) | Лапы (чьи?) |
Медведь | медвежья | медвежий | медвежье | медвежьи |
Олень | ||||
Пингвин | ||||
Морж | ||||
Тюлень | ||||
Волк |
· Назови чья это тень. (медвежья тень, пингвинья тень…)
· Чья голова?
2. «Посчитай-ка» (1-10):
- белый медведь, благородный пингвин, миленький моржонок.
3. Д/и «Назови правильно».
У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.
У песца острые зубы. Значит какой он? – Острозубый.
У тюленя короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.
У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.
У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.
У морского слона вместо ног ласты. Значит он какой? - Ластоногий.
У касатки острые зубы. Значит какая она? - Острозубая.
У морского леопарда длинные усы. Значит какой он? - Длинноусый.
У пингвина черные крылья. Значит какой он? - Чернокрылый.
У кита большой рот. Значит какой он? – Большеротый.
4.Д/и «Кого не стало?»
Полярная сова - нет полярной совы,
морж -...,
тюлень -...,
песец -...,
олень -...,
морской котик -... и т.д.
5. Д/и «Назови ласково»
Белый медведь-беленький медвежонок,
олень -...,
морж -...,
тюлень - …,
пингвин -...
Связная речь.
1. Закончи предложение
Морж не мёрзнет в холодной воде, потому что...
Шерсть северного волка белого цвета, для того чтобы...
В наших лесах не встретишь белого медведя, потому что...
2. Пересказ.
Отважный пингвиненок
Г. Снегирев
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Вопросы для обсуждения:
- Какой был пингвиненок?
- Что делали взрослые пингвины?
-Почему пингвиненок не сразу прыгнул в воду?
- Как пингвиненок искупался в холодном море?
- Почему рассказ называется «Отважный пингвиненок»?
- Подберите слова похожие по смыслу (отважный, смелый, храбрый).
- Ещё раз прочитайте рассказ.
- Перескажи.
3. Пересказ.