Их имена составили славу России




Утросин Кирилл,ученик

школы №181,

г.Н.Новгород

***

…стахановское движение зародилось на Донбассе. Стахановское движение – это разновидность рабочего соревнования, имевшее место в Советском союзе. Началом этого движения, считают результат производства донецкого шахтера Алексея Стаханова, который в своё время перевыполнил норму по добыче угля в 14 раз. Свою лепту в это движение внесли и нижегородцы. Какое-то время движение имело название Стахановско-Бусыгинское, в честь Стаханова и Бусыгина - двух основоположников и зачинателей стахановского движения.

Александ Харитонович Бусыгин- наш земляк, отдавший большую часть своей жизни кузнечному делу на Горьковском автозаводе. Родился он в деревне Колеватовская (ныне Ветлужского района Нижегородской области) в семье крестьянина 10 июня 1907. Всего в семье Бусыгиных, Харитона и Анны, было 8 детей: Павел, Герасим, Александр, Вера, Прасковья, Сима, Афанасья, Дарья. Семья увеличивалась, хозяйство приходило в упадок. В это время под влиянием революционной агитации в Нижегородской губернии началось брожение среди крестьян. Крестьяне громили помещичьи имения, рубили помещичьи леса. Волнения дошли и до Ветлужского края.

Когда Александру исполнилось девять лет, он поступил в первый класс Колеватовской начальной школы. Из-за отсутствия одежды и обуви вынужден был часто пропускать занятия, так как школа находилась в двух километрах от дома. Окончив школу, читал и писал с трудом. Начал работать в только что образовавшемся колхозе. В деревне женился.

Вот как А.Х.Бусыгин вспоминал начало своей самостоятельной жизни: «После того, как все братья поженились, произвели раздел. На мою долю достался дом. Одна беда - дом без крыши. Как польет дождь, хоть под стол лезь. Плуга я не получил. Из сбруи мне достались уздечка, седелка, вожжи и два колеса от телеги. Да телега в ту пору и не требовалась: лошади-то не было. Одна лошадь и корова отошли к среднему брату, а другая вместе с инвентарем к старшему. Начал хозяйствовать. Но какое это хозяйство без лошади! Голодно. Трудно. Непосильно. Как только колхоз организовался, я стал бригадиром конюхов. Но не заладилась у нас в деревне колхозная работа». В скором времени его жизнь кардинально изменилась.

Бусыгин пришел в Нижний Новгород пешком и добрался до деревни Монастырки, где тогда начали строить автозавод. С трудом расставался с родным селом.

Вот как он сам описывает то время в своих воспоминаниях: «Жена собирала меня в дорогу, заливаясь слезами, укладывала в сумку ковригу хлеба, кусочек сала, картошку печеную и две кумачовые рубахи... Было мне всего двадцать два года, и я впервые покидал родную деревню. Глухую, темную, но родную».

Так он стал рабочим человеком. Это было 12 октября 1930 года. В 1931 г. Александр Бусыгин поступил на строительство Горьковского автозавода им. Молотова, освоив профессии плотника и кузнеца. Строительство и оборудование нашего автозавода намечалось закончить в восемнадцать месяцев. И цель была достигнута. А когда через год стройка закончилась и завод заработал, Бусыгин стал одним из первых рабочих, начавших работу в цехах нового завода.

В цехах смонтировали около четырех тысяч единиц сложнейшего оборудования. За восемнадцать месяцев на берегу Оки возвели до двадцати промышленных зданий и других объектов общим объемом более двух миллионов кубометров. Первого января 1932 года завод стал действующим. Место у станков и сложных ковочных машин заняли шестнадцать тысяч рабочих. В первый месяц года они должны были снять с конвейера 25 автомашин, а в марте уже пятьсот! Производственная программа на второй квартал устанавливалась в три тысячи восемьсот восемьдесят машин и две тысячи комплектов в заделе. А за год должны были дать стране двадцать шесть тысяч машин.

11 сентября 1935 г. бригада в составе кузнеца Александра Бусыгина, кузнеца 2-го молота Карпова, подручного Мухина и подавальщика Фролова превысила дневную норму выработки и установила исторический рекорд, который оценили и одобрили коллеги по предприятию. В этот день работники отковали 1001 коленчатый вал, перекрыв «фордовские» нормы.

Из воспоминаний самого А.Х.Бусыгина:

«Только тогда работа может быть успешной, когда бригада действует как один человек, когда не приходится понукать, когда все делается без слов и движение одного как бы дополняет движение другого. Прошло пятнадцать минут. Окинул я своих ребят взглядом, увидел, что они все - как пружина заведенная, и прибавил темп. Удивительное дело! Обычно я за смену несколько раз посмотрю на прибор у молота, где отмечается количество откованных деталей. А этот день даже в перерыве к нему не подошел. И хлопцам не велел смотреть. Зато мастер наш, то и дело подбегал к прибору и головой качал. Потом подозвал начальника цеха. И тот посмотрел-посмотрел, кивнул недоверчиво и вышел из цеха. Кончилась смена. Пришел мой сменщик и сразу к прибору: «Бусыгин! - закричал он.- А знаешь ли, сколько ты наковал? Черт! Иди сюда». Глянул я и даже губу прикусил: 966 коленчатых валов! Вот сколько сработала наша бригада за смену! Ликование во мне поднялось. Значит, могу! Значит, мы все можем! Бригада моя тоже возрадовалась. Руки жмем друг другу, по спинам хлопаем, вроде выпили немного. Переоделись и пошли все вместе к заводским воротам. А там уже повесили огромное красное полотнище: «Бригада кузнеца Бусыгина установила рекорд!» Народу набралось множество. Приветствуют нас, поздравляют. Кричат: «Теперь у нас свой, автозаводский Стаханов!» Вышли мы все из проходной, думаю, скорей домой, рассказать жене о своих успехах, да куда там, у проходной уже весь Совет жен в полном составе стоит, нас ждет. И откуда они только узнали, понятия не имею. Стоят с цветами. Заместитель председателя Совета мне букет подает и поздравляет. Трогательно все это было. Я поблагодарил, конечно, а сам глазами свою Настю ищу. Нет ее. И вдруг вижу: она из-за чьей-то спины выглядывает и платком слезы вытирает. Расчувствовалась. Да оно и понятно: не спала, устала...»

Бригадная инициатива легла в основу нового мощного производственного движения: сначала в рамках цеха, затем — всего завода и, наконец, — в машиностроении страны. Это движение «вызвало настоящую техническую революцию в методах труда рабочих-машиностроителей». Впоследствии Бусыгин довел выработку до 1146 коленчатых валов за смену.

Даже до Америки долетели известия о кузнеце, перевыполняющем план. Представители Форда передали приглашение Бусыгину на завод в Детройт. Но молодой кузнец отличался не только энтузиазмом, но и преданностью, патриотизмом, ответив на направление: «Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота»…

В 1935 году он участвует во Всесоюзном совещании стахановцев, делегируется на XVIII съезд ВКП(б), позднее был дважды депутатом Верховного Совета СССР. Окончил Промышленную академию в Москве. Работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. С 1941 по 1945 годы возглавлял работу ведущих цехов ГАЗа…

С 1974 года на заводе учрежден приз имени А.Х. Бусыгина. За ударный труд А.Х.Бусыгин награжден Орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, многими медалями. В сентябре 1975 года в связи с 40-летием стахановского движения А.Х. Бусыгину присваивается звание Героя Социалистического Труда. Звание «Почётный гражданин города Горького» А.Х.Бусыгину было присвоено 17 июня 1976 года.

Вся жизнь Александра Харитоновича была неразрывно связана с автозаводом. Последние годы А.Х.Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих.

Умер Бусыгин Александр Харитонович 19 февраля 1985 года. Имя А.Х.Бусыгина присвоено одному из проспектов Автозаводского района города Горького (ныне Нижний Новгород). На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. В связи с празднованием 75-летия Горьковского автомобильного завода 28 февраля 2007 года на проспекте Октября у Дома ветеранов "ГАЗа"состоялось торжественное открытие памятника А.Х.Бусыгину.

«...Люблю я ходить по территории автозавода. Люблю заходить в кузницу, в сборочные цеха. Эх, хотелось бы мне встретиться с мистером Генри Фордом, показать ему наш завод...»,- ностальгическая фраза нашего славного земляка…

***



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: