ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Улучшение использования судна по загрузке является одним из факторов повышения эффективности его работы, не требующих дополнительных капитальных вложений. Это может быть достигнуто за счет полного использования грузоподъемности и грузовместимости судна, правильного размещения груза в грузовых помещениях, обеспечивающего в процессе выполнения рейса требуемые значения остойчивости, дифферента, прочности корпуса и позволяющего получить высокий коммерческий результат.
Кроме этого, результат каждого рейса во многом зависит от того, насколько судоводители знают условия перевозки грузов, правила документального оформления их транспортировки, обычаи портов захода и умеют применять эти знания на практике.
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и овладение навыками выполнения практических расчетов при решении сложных задач по загрузке судна с учетом конкретных условий его работы. В результате решения этих задач составляется грузовой план судна, который является комплексным мероприятием по своевременной и сохранной доставке грузов по назначению, обеспечению безопасности мореплавания с учетом максимальной коммерческой эффективности использования судна.
Для этого должны быть решены следующие вопросы:
- учет транспортных характеристик грузов для обеспечения их сохранности и безопасности транспортировки;
- определение целесообразности вентиляции грузовых помещений на переходе судна морем;
- определение грузоподъемности и грузовместимости судна, а также количества принимаемых к перевозке грузов;
- составление плана комплектации грузов и выполнение его графического изображения (грузового плана);
- проверка параметров остойчивости и прочности судна;
- коммерческая оценка рассчитанного грузового плана и планируемого рейса судна с формулировкой в заключении выводов по проделанной работе.
Материалы разделов курсовой работы должны быть изложены самостоятельно, четко, с достаточной полнотой и обоснованностью. В процессе выполнения курсант должен использовать действующие международные и национальные нормативно-правовые документы, справочные материалы, соответствующие правила перевозки грузов морем и литературные источники при решении определенных задач курсовой работы и, одновременно, приобрести опыт, необходимый впоследствии при выполнении дипломной работы.
Курсовая работа должна состоять из пояснительной записки и графических материалов, выполненных в соответствии с требованиями Государственного стандарта Украины ДСТУ-3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники». Пояснительная записка пишется на одной стороне листов белой бумаги стандартного формата А4 (210´297) мм. Построение графиков и диаграмм выполняется на отдельных листах миллиметровой бумаги.
Разделы пояснительной записки, а также таблицы, графики и рисунки должны иметь нумерацию и названия, располагаться в соответствии с содержанием работы. Все страницы должны быть пронумерованы в правом верхнем углу листа. На таблицы, графики и литературу делаются ссылки по тексту.
Материалы пояснительной записки представляются преподавателю на проверку в сброшюрованном виде: титульный лист, лист задания, содержание, введение, описательная и расчетная часть курсовой работы, заключение и список используемой литературы.
Исправления и дополнения в курсовой работе производятся соответственно замечанию преподавателя на оборотной чистой стороне предыдущей страницы. Изъятие страниц из курсовой работы с замечаниями преподавателя не допускается.
ВВЕДЕНИЕ
Во введении должны быть приведены основные тенденции развития международного торгового судоходства и морского транспорта в настоящее время и на перспективу. Кроме того, указаны – актуальность темы курсовой работы и роль судоводителя в обеспечении качественной морской доставки грузов по назначению.
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ХАРАКТРИСТИКИ СУДНА
Работа судна по перевозке грузов во многом определяется его технико-эксплуатационными характеристиками (ТЭХ), знание которых – необходимое условие составления грузового плана судна на рейс. Грузовой план должен обеспечивать сохранность грузов и судна, максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости, скоростную и последовательную погрузку и выгрузку судна.
К важнейшим ТЭХ судна относятся: линейные, весовые, объемные, грузовые характеристики и скорость хода судна, которые выбирают из соответствующих судовых документов и справочников.
В этом разделе в табличной форме должны быть приведены следующие ТЭХ судна:
1. Название судна;
2. Тип судна;
3. Класс Регистра;
4. Длина наибольшая (L), м;
5. Длина между перпендикулярами (L ^^), м;
6. Высота борта (Н), м;
7. Ширина наибольшая (B), м;
8. Осадка судна в грузу по летнюю грузовую марку (Тл),м;
9. Водоизмещение в полном грузу по летнюю грузовую марку (∆л), т;
10. Водоизмещение судна порожнем (∆ 0), т;
11. Полная грузоподъемность судна по летнюю грузовую марку (∆w), т;
12. Грузовместимость судна (W), м3:
- киповая (Wк);
- насыпью (Wн);
13. Валовая вместимость (GT);
14. Чистая вместимость (NT);
15. Скорость в грузу (V), узл.;
16. Число тонн на 1 см осадки (m), т/см;
17. Суточные нормы расхода топлива; воды, т/сут:
– на ходу ();
– на стоянке ();
18. Максимальное количество тонн топлива, которое может быть принято на судно (Рт), т;
19. Максимальное количество тонн воды, которое может быть принято на судно (Рв), т;
20. Абсцисса (отстояние от миделя) ЦТ порожнего судна (x 0), м;
21. Аппликата (отстояние от киля) ЦТ порожнего судна (z 0), м;
22. Оснащенность судна средствами вентиляции, осушения и кондиционирования воздуха в трюмах;
23. Группа судна для нормирования погрузочно-разгрузочных работ.
Кроме этого, необходимо представить в табличной форме характеристики грузовых помещений (вместимость, размеры, отстояние ЦТ от миделя и от киля), и такие же характеристики по топливным, масляным, водяным цистернам и емкостям для возможного размещения судовых запасов.
ТРАНСПОРТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВ
Одним из важных этапов подготовки к расчету грузового плана является детальное изучение транспортных характеристик и свойств грузов, предъявляемых к перевозке [2, 3, 5, 8, 10, 11, 12, 17, 18, 21, 22, 23, 25]. Их правильный учет позволяет определить условия и технику перевозки, перегрузки и хранения, способствует сохранной доставке и обеспечению безопасности плавания судна.
При описании транспортных свойств каждого заданного груза приводятся сведения об его объемно-массовых, физико-химических, теплофизических и гигроскопических характеристиках. Указывается, каким воздействиям не должен быть подвержен груз и какое воздействие он может оказать на другие грузы. Рассматриваются его специфические особенности и технические условия перевозки. Решаются вопросы определения возможности совместной перевозки в грузовом помещении с другими грузами. Изучаются и приводятся способы его укладки и крепления, допустимая высота штабелирования, потребность в сепарации, требования к состоянию грузовых помещений перед погрузкой, место груза в классификации Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (IMDG Code), требования к температурно-влажностному режиму транспортировки и меры по обеспечению сохранности груза во время погрузки, перевозки и выгрузки.
В данном разделе обязательно указываются все литературные источники, которые были проработаны при описании транспортных характеристик грузов и правил их перевозки. Рекомендуется использование следующих документов:
- Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов (International Maritime Dangerous Goods Code − IMDG Code);
- Международный Кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью (International Code for the Safe Carriage of Grain in Bulk − International Grain Code);
- Кодекс безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов (Code of Safe Practice for Solid Bulk Cargoes − ВС Code);
- Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза (Соde of Safe Practice for Cargo Stowage and Securing − CSS Code);
- Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих лесной груз на палубе (Code of Safe Practice for Ships Carrying Timber Deck Cargoes − TDC Code);
- Кодекс безопасной практики погрузки и выгрузки навалочных судов (Code of Practice for Safe Loading and Unloading of Bulk Carriers − BLU Code);
Объемно-массовые характеристики грузов [7,19] представляются в форме таблицы 2.1.
Таблица 2.1 – Объемно массовые характеристики грузов
Наимено-вание груза | Вид тары | Масса 1 места, кг | Объем 1 места, м3 | Удельный погру-зочный объем, груза, м3/т | Нормы расхода сепара-ционных материа-лов | Валовые нормы грузовых работ, т/сут | |
Порт погрузки Одесса | Порт выгрузки Фритаун | ||||||
Сахар | мешки | 0,07 | 1,40 | 0,003 | |||
Цемент | мешки | 0,12 | 1,33 | 0,003 | |||
Металл | пачки | 0,46 | 0,39 | 0,011 | |||
Табак | ящики | 0,22 | 2,59 | 0,003 |
Примечание:
1. Нормы расхода сепарационных и крепежных материалов kсеп. можно ориентировочно принять равными: по оборудованию – 0,008; металлу и металлоконструкциям – 0,011; зерну – 0,01; мешковым грузам – 0,025; ящичным – 0,015; бочковым – 0,006; киповым – 0,005 от массы груза.
2. Валовые нормы грузовых работ по иностранному порту выбираются после изучения его эксплуатационных характеристик и соответствующего приравнивания его к порту СНГ (по специализации; степени механизации; технической оснащенности; грузообороту; количеству причалов; наличию бункеровочных и ремонтных баз) из Соглашения об организации обработки и обслуживания судов в морских портах [25], о чем делается ссылка сразу после таблицы 2.1, в которой указывается к какому порту по этому Соглашению приравнен иностранный порт. Нормы грузовых работ выбираются с учетом группы судна, формы предъявления груза к перевозке (тарно-штучный или навалочный) и вида операции (погрузка или выгрузка).
Анализ транспортных характеристик грузов служит основанием для составления таблицы совместимости грузов (табл.2.2) и соответствующим размещением их по грузовым помещениям судна.
При составлении таблицы 2.2 следует учитывать правильное взаимное расположение грузов по высоте в помещениях судна: недопустимо тяжелые грузы укладывать на грузы в слабой таре; жидкие грузы – на сухие; пылеобразующие – на боящиеся пыли и т.п.
Таблица 2.2 – Таблица совместимости грузов
Наименование грузов | Грузы, размещаемые сверху | |||
Грузы, размещаемые снизу | Сахар | Цемент | Металл | Табак |
Сахар | ____ | |||
Цемент | ____ | |||
Металл | ____ | |||
Табак | ____ |
После таблицы 2.2 необходимо указывать содержание обозначений, используемых в ней. Рекомендуется использовать цифровые обозначения:
1 – совместная перевозка на одном судне запрещена;
2 – через отсек от;
3 – в соседнем отсеке от;
4 – в одном отсеке, но в разных помещениях;
5 – в одном помещении, но при условии разделения грузом, нейтральным по отношению к двум перевозимым;
6 – в одном помещении, но с сепарацией;
7 – совместное размещение допускается без ограничений.