История создания :история кружевоплетения





Кружевоплетение появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные кружевные отделки выполнены из металлических - золотных и серебряных нитей. Они украшали одежду знатных горожан 17-ого века. В 18 - первой половине 19 веков наряду золотным кружевом появилось шёлковое и льняное. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Тем не менее творческий труд русских мастериц создал самобытную художественную традицию, огромное разнообразие узоров, своих неповторимых приёмов профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре.
Кружево плетут по сколку - техническому рисунку, нанесённую на плотную бумагу. Сколок закрепляют на подушечке-валике, набитом сеном или опилками, который находится под кружевницей. На сколок нанесён рисунок будущего кружева, сперва линиями, затем точками, куда вертикально втыкаются булавки. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка.
Исторически, в соответствии с приёмами исполнения сложились три основных типа плетёных кружев: численное, парное и сцепное. Численное выполняют без рисунка, по счуту нитей. Это кружево в исполнении проще других и требует небольшого числа коклюшек, всего несколько пар. Парное и многопарное кружево выполняется по сколку. Это наиболее сложное кружево, требующее очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар. Сцепное кружево также выполняют по сколку, одновременно используя от 6 до 12 пар коклюшек.
Основной элемент коклюшечного сцепного кружева - вилюшка, или полотянка, - узкая полоса-лента полотяного переплетения, изгибы которой вырисовывают формыкружевного узора. Основную "ткань", пиоверхность кружева создают лёгкие сквозные решётки. В парном кружеве фон и узор выплетаются одновременно, в сцепном сплетаются между собой при помощи вязального или тамбурного крючка.
В кружевах 18 - 19 в. встречаются сочетание льняных, шёлковых и металлических нитей. Решётки старинных кружев были очень простыми - диагонально пересекающимися под прямым углом нитями. Их разнообразила различная окраска разных участков, на фоне которых вырисовывался одноцветный светлокремовый узор полотянки. Лишь в последствии решётки стали сложноузорными, разнообразных рисунков звёздочек и др.
Основные элементы плетения, изкоторых образуется всё многообразие кружевных узоров, немногочисленны. Это - плетешок (шнурочек, который используют и в фоне и в обрамлении, а иногда создают целиком несложное плетешковое кружево); сетка (разреженное плетение, которое перемежается с полотянкой); насновка (небольшая овальная или квадратная плотная форма, присутствие которой в разных сочетаниях обогащает рисунок кружева).
Дополнительные элементы плетения: отвивная петелька, отходящая от плетешка или насновки, придаёт большую воздушность кружеву, усложняет силуэт рисунка; скань - более толстая нить, введённая в полотянку и придающая рисунку рельефность.
Во второй половине 19 века кружевной промысел широко распространился по деревням и стал делом многих тысяч мастериц. В 1883году по инициативе С. А. Давыдовой была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге, где обучались наиболее способные кружевницы из разных губерний. Окончив школу, выпускницы затем своей творческой и преподавательской работой спосоюствовали развитию и совершенствованию кружевного промысла. Русские кружева пользовались успехом не только в России, в большом количестве их вывозили в другие страны.
В советское время кружевной промысел получил развитие в четырех основных центрах: Вологде, Кирове, Ельце (Липецкой области), Михайлове (Рязанской области); кроме того, в небольшом объёме занимаются кружевоплетением в посёлке Кириши Ленинградской области.

Инструменты:

Подушка-валик
Подушка, или валик, туго набитая сеном, соломой или опилками, служит для закрепления рисунков и кружева. По форме она напоминает цилиндр.
Для изготовления соломенной подушки небольшого размера, пригодной для плетения мелких кружевных изделий, берем плотную ткань (холст, бортовка) размером 60*80см. По длинным сторонам ткани делаем подгибы 2-2,5см для продёргивания верёвок, стягивающих бока подушки. Короткие стороны сшиваем между собой.
С одной стороны затягиваем верёвку так, чтобы осталось отверстие диаметром 7-8см, внутрь вкладываем круг из картона диаметром 20см. Набиваем подушку соломой. Для того, чтобы подушка получилась ровной и плотной, укладываем солому вдоль подушки, раздвигаем уложенную солому к краям и плотно набиваем середину.
В процессе набивки обращаем внимание на ровность подушки – она должна получиться без бугров и ям. Сверху на солому укладываем второй кружок из картона, подтягиваем верёвку и завязываем подушку.
После набивки для подушки шьется ещё один белый чехол, который кроится по размеру нижнего чехла и закрепляется на подушке. С боков под него также укладываются круги картона, предотвращающие выпадение из подушки соломенной трухи. Внешний чехол необходим для поддержания чистоты выплетаемого кружева и его нужно систематически менять. Подушка с прикрепленным кружевом сверху также закрывается тканью.

Подставка
Чтобы придать подушке устойчивость, ее кладут на "козлы" - подставку из двух рам, скрепленных посередине болтами. Низ подставки закрепляется ремнем, чтобы регулировать ширину раствора. Под подушку подкладывают полотно.
Подставка должна быть такой величины, чтобы можно было работать сидя. Средние размеры: высота - 70-75см, ширина 40см.
Подставка должна быть исправной, чистой, гладкой и устойчивой.

 

Коклюшки
Самым главным приспособлением для плетения кружев является коклюшка - деревянная палочка с "шейкой", на которую наматывается нить. Коклюшки имеют длину 14-16 см, диаметр - 10-14 мм.

 

 

Нитки
Для кружевоплетения используются хлопчатобумажные, шелковые (натуральные или искусственные), льняные, шерстяные, капроновые и смешанные нитки.

Булавки
Для закрепления изготовляемого кружева на подушке требуются булавки. Для плетения сцепного кружева не подходят булавки с цветными круглыми головками и портновские булавки с загнутым концом - при работе за них будут зацепляться нити и замедлится процесс выполнения изделия. Лучше использовать булавки-гвоздики, с плоской шляпкой.
Если булавки заржавели, использовать их нельзя, а то можно запачкать ржавчиной кружево.
Булавки должны быть прямые, кривые булавки или выпрямляются, или выбрасываются.
Желательно выбирать более длинные булавки для их лучшего закрепления на подушке.
Толщина булавок зависит от толщины ниток: чем тоньше нить, тем тоньше должны быть булавки.

Вязальный крючок
Для плетения сцепного кружева необходим тонкий вязальный крючок. Он применяется для соединения петель в сцепном кружеве. С его помощью выполняется зашивка, сшивка кружевных изделий и зашиваются оборванные при плетении нити.
В кружевоплетении используется очень тонкий крючок, диаметром - 0,5; 0,55; 0,6; 0,65см. Крючок должен быть чистый, не ржавый, не гибкий.

Накол
Этот инструмент представляет собой тонкую швейную иглу, вставленную ушком в точеную деревянную палочку-ручку так, чтобы получилось нечто вроде шила. Он используется для прокалывания точек рисунка кружева на сколке, поэтому игла накола должна быть по диаметру не толще булавки.

Сколок
Сколок - это технический рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне. Узор на сколке наколот или напечатан точками (при массовом изготовлении сколков). Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора.

 

Технологии
Кружевоплетение – одна из разновидностей рукоделья, основным признаком которого является ажурность готовых изделий. Сплетаются кружева из тонких ниток при помощи самых разных инструментов. Чаще всего это очень тонкий вязальный крючок либо специальные коклюшки. Техника кружевоплетения обычно используется для оформления одежды, а также постельного белья и текстильных предметов интерьера. Кружевоплетение считается очень кропотливым и тонким занятием.

 

Интересные факты:
Один из самых известных музеев кружева был открыт в 1972 году в Брюгге. Там собраны различные экспонаты, изготовленные по техникам шитья или плетения. Представлены изделия, выполненные с использованием золотой и серебряной нити, которая не только делала вещь дороже, но и придавала ей необходимый благородный вид.
Похожий музей есть и в Вологде. Он посвящён самым удивительным работам с использованием этого тонкого текстиля. Здесь можно увидеть даже кружевное подвенечное платье, которое пожертвовала сама невеста. Его сшили за полтора года она и её мама, придумав от начала до конца весь дизайн и узоры.
Начиная с XVII века французские дворяне стали очень часто декорировать свои костюмы такими разнообразными узорами. Они так прижились среди высшего общества, что даже в каретах и предметах дворцовых интерьеров мастера стали использовать элементы сложной узорчатой вязи.
Это одно из самых устойчивых к прогрессу видов ремесла. По сей день можно получить работу высочайшего качества на любом, даже самом древнем станке. Она не будет отличаться от тех, что изготовлены на более современных аналогах.
В прошлом вместо булавок для плетения применялись мелкие кости рыб.
Плетение кружева — не только женская работа. Так, на начало ХХ века в Вологде работало около 250 мастеров мужского пола.
Вятские изделия можно различить по использованию синих нитей. Такое плетение часто называлось кубовым.

 

Тип рукоделия- фелтинг

Тип рукоделия- фелтинг
Техника представляет собой валяние из шерсти и позволяет создавать не только мягкие игрушки и предметы интерьера, но и даже украшения, обувь. Смысл фелтинга в том, чтобы из материала получить войлок высокой плотности. Это возможно только в том случае, если используется натуральная шерсть, тогда ее волокна способны соединяться между собой.Такой метод рукоделия был популярен еще у кочевых народов, с помощью фелтинга мастера изготавливали ковры и обувь, а иногда даже детали для переносных жилищ. После в распоряжении у древних людей появился другой вид шерсти, из которого получалось вязать предметы гардероба. Как рукоделие фелтинг стал использоваться в XVI веке. В XIX веке была создана машина для валяния материала, и это значительно упростило работу мастеров.

Инструменты:

Разберём основные инструменты, которые понадобятся для создания игрушки.

 


Иглы:
Это главный инструмент. Иглы для фелтинга определённо отличаются от швейных. Они имеют специальные зазубрины, чтобы шерсть зацеплялась между собой. Иглы для валяния различаются по форме (треугольная, в форме звезды, конусная, тристар, в форме алмаза, цилиндрическая) и по номерам (основные – №36, 38 и 40, чем выше номер, тем игла тоньше). Для удобства используют иглы с маркировкой, а также специальные держатели.

 

Не менее важный инструмент для фелтинга – губчатая основа, на которой, собственно, и выполняется работа. Она служит для защиты пальцев от проколов, в качестве этого элемента может служить как обычная губка для мытья посуды, так и специальная основа. Также для этой цели может использоваться щётка.

Существуют также разные аксессуары для фильцевания, например, напёрстки, они особо полезны новичкам. Также есть расчёска для шерсти, чтобы распушить изделие или отделить войлок от общей массы.


Шерсть
Самый главный материал в валянии, конечно, шерсть. Существует много видов войлока.

Разберём основные из них:
Кардочёс – шерсть для валяния, которая отлично подходит для новичков, так как отлично сваливается;
Меринос – дорогая и качественная шерсть, которая используется для нанесения верхнего слоя на изделие;
Корридейл – толстый и простой в использовании войлок;
Кашемир – очень известный вид шерсти, используемый в основном для декорирования;
для основы отлично подойдёт шерсть сливер.

Интересные факты:
Войлок и войлоковаляние - древнейшее текстильное искусство, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. История войлока, а значит и войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Первые войлоки найдены на территории современной Анатолии, они относятся к 3 тыс. до н.э.
Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.
И все же по сравнению с ткачеством, возраст которого ученые оценивают в 20 тыс. лет, войлок был изобретен довольно поздно. В чем же причина такого отставания?
Дело в том, что единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причем лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.

Шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к. она не имеет чешуйчастого слоя, поэтому первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Но количество шерсти, которое можно получить с одной овцы сравнительно невелико - 3-5 кг, а на покрытие для на юрты, например, требуется 100-120 кг шерсти. Поэтому начало истории войлока относится к тому времени, когда была одомашнена лошадь (5-6 тыс. до н.э). Примерно в это же время была одомашнена и собака - помощница человека в пастьбе овец. Использование верховых лошадей и собак сделало возможным организацию овец в большие отары, и именно с этого момента войлоковаляние из локального домашнего производства становится массовым и жизнеопределяющим для многих народов.
Войлок обычно делают в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболее тонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делались доспехи, обувь, юрты.
С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий.

Наиболее известны способы: вываливание узора
Аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы - ткань, кожа
Мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку.
Иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками.
Изредка встречается роспись по войлоку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: