Лекция 10.
Тема: Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту студенты должны знать
- современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;
- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.
План лекции
Здоровье детского населения. Группы здоровья.
Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.
Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп.
Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Гигиена физического воспитания детей и подростков.
Здоровье детского населения. Группы здоровья.
Здоровье детского населения имеет очень большое значение, так как это будущее страны.
Среди детей в России по данным медицинских осмотров только 45 % - здоровые.
I группа - здоровые.
II группа - здоровые, но с функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нарушения зрения средних степеней.
III группа - больные хроническими заболеваниями или с физическими недостатками, не нарушающими приспособления к условиям жизни, учебе, труду.
IV группа - больные хроническими заболеваниями, затрудняющими приспособление к труду и условиям жизни.
V группа- инвалиды I и II групп.
Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.
|
Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие.
Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматическим и физиометрическим.
Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.
Длину тела (рост) измеряют при помощи складного металлического антропометра. При измерении роста у более старших детей можно использовать домашний ростомер -специальную бумажную сантиметровую ленту.
Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе.
Массу тела (вес) определяют при помощи медицинских весов.
Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.
Окружность головы определяют с помощью полотняной прорезиненной ленты. Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.
Обхват груди (окружность грудной клетки) определяется с помощью полотняной прорезиненной ленты.
Определение функциональных (физиометрических) показателей
Жизненную емкость легких определяют при помощи водяного или воздушного спирометра.
Экскурсия окружности грудной клетки – определяется по разности окружности грудной у клетки на вдохе и на выдохе.
Мышечную силу кисти определяют ручным динамометром.
Толщину кожной складки измеряют специальным корнцангом.
|
Оценка физического развития осуществляется:
§ методом сигмальных отклонений с графическим изображением;
§ по шкалам регрессии;
§ центильным методом;
- с помощью скрининг-тестов.
§ Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц.
Результаты выражают в числовых величинах, что позволяет объективно судить о физическом развитии.
Полученные данные сравнивают с шкалой региональных нормативов.
Варианты физического развития:
§ нормальное
§ отклонение
§ дефицит массы тела
§ избыток массы тела
§ низкий рост.
В течение последних 100 лет и более отмечается ускорение роста и развития детей по сравнению с предшествовавшими им поколениями. Это явление известно в специальной литературе под названиями акселерация.
Децелерация – процесс обратный акцелерации.
Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп.
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления.
Основными компонентами режима дня является сон, приемы пищи, прогулки и занятия.
При построении режима дня следует предусматривать следующее:
1. Различные виды деятельности их продолжительность, рациональное чередование и регулярность.
2. Достаточный отдых с максимальным проведением его на свежем воздухе.
3. Регулярное питание.
4. Гигиенически полноценный сон.
Режим питания должен быть 4- х разовый с промежутками в 3-3, 5 ч.
Продолжительность пребывания на открытом воздухе около 5 часов