Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп.




Лекция 10.

Тема: Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту студенты должны знать

- современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.

План лекции

Здоровье детского населения. Группы здоровья.

Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.

Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп.

Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Гигиена физического воспитания детей и подростков.

 

Здоровье детского населения. Группы здоровья.

Здоровье детского населения имеет очень большое значение, так как это будущее страны.

Среди детей в России по данным медицинских осмотров только 45 % - здоровые.

I группа - здоровые.

II группа - здоровые, но с функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нарушения зрения средних степеней.

III группа - больные хроническими заболеваниями или с физическими недостатками, не нарушающими приспособления к условиям жизни, учебе, труду.

IV группа - больные хроническими заболеваниями, затрудняющими приспособление к труду и условиям жизни.

V группа- инвалиды I и II групп.

 

Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.

Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие.

Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматическим и физиометрическим.

Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.

Длину тела (рост) измеряют при помощи складного металлического антропометра. При измерении роста у более старших детей можно использовать домашний ростомер -специальную бумажную сантиметровую ленту.

Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе.

Массу тела (вес) определяют при помощи медицинских весов.

Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

Окружность головы определяют с помощью полотняной прорезиненной ленты. Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Обхват груди (окружность грудной клетки) определяется с помощью полотняной прорезиненной ленты.

Определение функциональных (физиометрических) показателей

Жизненную емкость легких определяют при помощи водяного или воздушного спирометра.

Экскурсия окружности грудной клетки – определяется по разности окружности грудной у клетки на вдохе и на выдохе.

Мышечную силу кисти определяют ручным динамометром.

Толщину кожной складки измеряют специальным корнцангом.

Оценка физического развития осуществляется:

§ методом сигмальных отклонений с графическим изображением;

§ по шкалам регрессии;

§ центильным методом;

  • с помощью скрининг-тестов.

§ Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц.

Результаты выражают в числовых величинах, что позволяет объективно судить о физическом развитии.

Полученные данные сравнивают с шкалой региональных нормативов.

Варианты физического развития:

§ нормальное

§ отклонение

§ дефицит массы тела

§ избыток массы тела

§ низкий рост.

В течение последних 100 лет и более отмечается ускорение роста и развития детей по сравнению с предшествовавшими им поколениями. Это явление известно в специальной литературе под названиями акселерация.

Децелерация – процесс обратный акцелерации.

 

Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления.

Основными компонентами режима дня является сон, приемы пищи, прогулки и занятия.

При построении режима дня следует предусматривать следующее:

1. Различные виды деятельности их продолжительность, рациональное чередование и регулярность.

2. Достаточный отдых с максимальным проведением его на свежем воздухе.

3. Регулярное питание.

4. Гигиенически полноценный сон.

Режим питания должен быть 4- х разовый с промежутками в 3-3, 5 ч.

Продолжительность пребывания на открытом воздухе около 5 часов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: