ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ




Вариант 1.13

1.

На рисунке схематично изображена связь животной клетки с окружающей средой.   Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Пояснение.

Схема изображённая на рисунке иллюстрирует такое свойство живых организмов как метаболизм (обмен веществ), т. к. одни вещества поступают в организм - другие выделяются.

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии, вот почему они открытые. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т. е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения распадаются на простые и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.

 

Ответ: Обмен веществ и превращение энергии ИЛИ обмен веществ ИЛИ метаболизм.

Ответ: Обменвеществ|метаболизм

Обменвеществ|метаболизм

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.2 Признаки организмов. Домашние растения и животные, уход за ними.

2.

Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных?   1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом 3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра

Пояснение.

Это бактериальная клетка (прокариотическая) — в ней отсутствует оформленное ядро.

 

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1315.

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.1 Клеточное строение организмов. Неклеточные формы жизни.

3.

Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

 

1) пеницилла 2) мукора 3) головни 4) дрожжей

Пояснение.

Брожение сахара (превращение его в спирт) происходит с использованием дрожжей.

 

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1311.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.2 Царство Грибы.

4.

Рассмотрите рисунок, на котором изображено строение корня. Какой цифрой на нём обозначена зона деления?   1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Пояснение.

Под цифрами 1 — корневой чехлик, 2 — зона деления, 3 — эпидермис - зона всасывания, 4 — зона проведения.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1330., ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.3 Царство Растения.

5.

Какая из пе­ре­чис­лен­ных си­стем ор­га­нов от­сут­ству­ет у пред­став­лен­но­го на ри­сун­ке животного? 1) кро­ве­нос­ная 2) нерв­ная 3) мышечная 4) выделтельная

 

Пояснение.

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на Пла­на­рия — это пред­ста­ви­тель Плос­ких червей, у ко­то­рых нет кро­ве­нос­ной системы.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Царство Животные.

К ка­ко­му от­де­лу ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от­но­сит­ся изображённый на ри­сун­ке орган?   1) груд­ная клет­ка 2) брюш­ная по­лость 3) малый таз 4) пояс верх­них конечностей

Пояснение.

На ри­сун­ке изоб­ра­же­но сердце, ко­то­рое на­хо­дит­ся в груд­ной клетке.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.1 Сходство и различие человека с животными. Строение и процессы жизнедеятельности человека.

7.

Какой гормон вырабатывает изображённая на рисунке железа?   1) инсулин 2) гормон роста 3) адреналин 4) тироксин

Пояснение.

На рисунке изображена поджелудочная железа, гормон которой — инсулин.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1333.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.2 Нейро-гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.

8. Как называется кость нижней конечности, обозначенная на рисунке буквой А?

 

1) бедренная 2) лучевая 3) большая берцовая 4) малая берцовая  

 

Пояснение.

Кость нижней конечности, обозначенная на рисунке буквой А — малая берцовая

 

Ответ: 4

Ответ: 4

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.11 Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

9. Термин «форменные элементы» при­ме­ня­ет­ся при опи­са­нии клеток

 

1) нерв­ной системы 2) кро­ве­нос­ной системы 3) крови 4) печени

Пояснение.

Фор­мен­ные эле­мен­ты — плот­ная фракция крови, со­сто­я­щая из эритроцитов, лей­ко­ци­тов и тромбоцитов.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.5 Внутренняя среда организма. Иммунитет.

10. Что может стать причиной гипертонической болезни человека?

1) ограничение в питании животных жиров

2) недостаток в пище поваренной соли

3) употребление в пищу клетчатки и животных белков

4) малоподвижный образ жизни

Пояснение.

Гипертоническая болезнь — патология сердечно-сосудистого аппарата, развивающаяся в результате дисфункции высших центров сосудистой регуляции, нейрогуморального и почечного механизмов.

Развитие гипертонической болезни может вызываться часто повторяющимся нервным перенапряжением, длительными и сильными волнениями, частыми нервными потрясениями (повышенное содержание адреналина в крови). Возникновению гипертонической болезни способствует излишнее напряжение, связанное с интеллектуальной деятельностью, работой по ночам, влиянием вибрации и шума, малоподвижный образ жизни.

Фактором риска в развитии гипертонической болезни является повышенное употребление соли, вызывающее спазм артерий и задержку жидкости. Наследственность, отягощенная по гипертонической болезни, играет существенную роль в ее развитии у ближайших родственников (родителей, сестер, братьев). Способствуют развитию гипертонической болезни и взаимоподдерживают друг друга артериальная гипертензия в сочетании с заболеваниями надпочечников, щитовидной железы, почек, сахарным диабетом, атеросклерозом, ожирением, хроническими инфекциями (тонзиллит).

 

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1332.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.6 Транспорт веществ. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы

11. Желчь, вырабатываемая печенью, поступает в

1) пищевод 2) желудок 3) тонкую кишку 4) поджелудочную железу

Пояснение.

Желчь, вырабатываемая печенью, поступает в тонкую кишку (в двенадцатиперстную кишку - начальный отдел тонкого кишечника)

 

Ответ: 3

Ответ: 3

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.3 Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

12. Необходимую для жизнедеятельности энергию человек получает в процессе

1) роста 2) развития

3) распада веществ 4) передачи нервного импульса

Пояснение.

Для жизнедеятельности организма необходима и энергия. Эту энергию мы получаем в процессе энергетического обмена. В процессе данного этапа часть высокомолекулярных соединений расщепляется с высвобождением энергии.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1318.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

13. Что называют слепым пятном?

1) участок сетчатки, на который не падает изображение

2) место выхода зрительного нерва от сетчатки

3) часть хрусталика, в котором не преломляется свет

4) часть зрачка, отражающая избыточный свет

Пояснение.

Слепым пятном называют место выхода зрительного нерва от сетчатки.

 

Ответ: 2

Ответ: 2

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.12 Органы чувств, их роль в жизни человека.

14. Если вы впервые увидите незнакомый тропический плод, то ваша реакция будет

1) оборонительной 2) условной пищевой

3) ориентировочной 4) безусловной пищевой

Пояснение.

Если вы впервые увидите незнакомый тропический плод, то ваша реакция будет - ориентировочной.

 

Ответ: 3

Ответ: 3

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.13 Психология и поведение человека.

15 Кровь, вытекающую из раны фонтанирующей пульсирующей струей, можно остановить путём наложения

 

1) шины 2) бинта 3) лейкопластыря 4) жгута

Пояснение.

Артериальное кровотечение. Кровь вытекает струей, фонтаном. Количество выбрасываемой крови зависит от калибра сосуда и величины раны сосуда. Цвет крови алый, яркий. Оказание первой помощи необходимо начать с пережатия сосуда выше места повреждения. Далее накладывают жгут, который оставляют на конечности максимум на 1 час (зимой — 30 минут) у взрослых и на 20−40 минут — у детей. Если держать дольше, может наступить омертвление тканей.

 

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.15 Приемы оказания первой доврачебной помощи.

16. Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют

 

1) симбиозом 2) паразитизмом

3) нахлебничеством 4) хищничеством

Пояснение.

Симбиоз — это длительное сожительство организмов двух или нескольких разных видов растений или животных, когда их отношения друг с другом очень тесны и обычно взаимно выгодны.

 

Паразитизм —форма взаимоотношений между организмами (растениями, животными, микроорганизмами), относящимися к разным видам, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой.

 

Нахлебничество — форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого (например, львы и гиены).

 

Хищничество — способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных.

 

Ответ: 2

Ответ: 2

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.1 Влияние экологических факторов на организмы.

17. Что из перечисленного является причиной приспособленности организмов к естественной среде обитания?

 

1) наследственная изменчивость и естественный отбор

2) ненаследственная изменчивость и искусственный отбор

3) изменение организмов под непосредственным влиянием среды их обитания

4) изменение среды обитания организмов

Пояснение.

Причиной приспособленности организмов к естественной среде обитания является наследственная изменчивость и естественный отбор

 

Ответ: 1

Ответ: 1

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.3 Биосфера – глобальная экосистема.

18. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

Орган Гормон
поджелудочная железа инсулин
надпочечники

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) адреналин 2) тироксин 3) глюкагон 4) гормон роста

Пояснение.

В верх­ней стро­ке вто­рой стол­бец со­от­вет­ству­ет гормону, который выделяет орган, ука­зан­ный в пер­вом столб­це (поджелудочная железа - гормон инсулин); зна­чит, во второй стро­ке: надпочечники — гормон адреналин.

 

Ответ: 1

Ответ: 1

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.2 Нейро-гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.

19. Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности пресмыкающихся?

 

А. Дыхание пресмыкающихся осуществляется с помощью кожи и лёгких.

Б. В органы пресмыкающихся поступает кровь, более богатая кислородом, чем у земноводных.

 

 

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Пояснение.

Из суждений о процессах жизнедеятельности пресмыкающихся верно только «Б. В органы пресмыкающихся поступает кровь, более богатая кислородом, чем у земноводных»

 

А - неверное, т.к. кожа у пресмыкающихся сухая и дышат они только легкими

 

Ответ: 2

Ответ: 2

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Царство Животные.

20. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии гли­ко­ге­на от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ский на­груз­ки (по оси x от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси y — ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ван­но­го гли­ко­ге­на (в %

Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость в ин­тер­ва­ле 10–15 мин.?

 

1) резко на­рас­та­ет, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но

2) резко сни­жа­ет­ся, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но

3) плав­но сни­жа­ет­ся

4) не из­ме­ня­ет­ся

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо прочитать каждый из пунктов и определить, подходит ли он для описания данного графика.

 

1. Наименьшая эффективная продолжительность действия лекарственного средства наблюдается в 6 часов.

Минимальная точка графика соответствует 6 часам по оси х, следовательно в это время эффективность минимальная.

2. Наибольшая эффективность действия лекарственного средства наблюдается вечером.

Максимальная точка графика соответствует 15 часам по оси х, следовательно наибольшая эффективность наблюдается днём.

3. Оптимальное время приёма лекарственного средства — сразу после сна.

Исходя из данного графика невозможно сделать такой вывод.

4. Сведений о действии лекарственного средства с 20 до 6 часов нет.

В диапазоне времени от 20 до 6 часов график отсутствует, следовательно данных об эффективности лекарства в это время нет.

5. Для повышения эффективности лекарства необходимо принимать двойную дозу.

Исходя из данного графика невозможно сделать такой вывод.

 

Ответ: 14.

Ответ: 14

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Биология как наука. Методы биологии.

21. Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) снижают интенсивность обмена веществ

2) увеличивают содержание сахара в крови

3) сужают сосуды кожи

4) урежают дыхание

5) учащают сердечные сокращения

6) усиливают волнообразные движения кишечника

Пояснение.

Вегетативная нервная система, часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым функциональное состояние всех тканей организма позвоночных животных и человека.

Варианты 2, 3, 5 — симпатический отдел вегетативной нервной системы обеспечивает мобилизацию имеющихся у организма ресурсов (энергетических и интеллектуальных) для выполнения работы. В результате активации симпатической системы учащаются сердцебиение и дыхание, бронхи расширяются, моторика и секреция ЖКТ уменьшаются, сосуды сужаются, артериальное давление увеличивается, запасы гликогена печени преобразуются в глюкозу необходимую для активных действий.

Варианты 1, 4, 6 — функции парасимпатической нервной системы. Активация парасимпатической системы приводит к уменьшению частоты сердцебиения и дыхания, сужению бронхов и увеличению бронхиальной секреции, усилению моторики и секреции ЖКТ, а также притоку крови к ЖКТ, что необходимо для пищеварения. Глюкоза преобразуется в запасы гликогена.

 

Ответ: 235.

Ответ: 235

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1329.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.2 Нейро-гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.

22. Известно, что Клюква болотная — вечнозелёный стелющийся кустарничек, широко применяющийся в народной медицине. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Растение имеет гибкие нитевидные укореняющиеся стебли длиной от 15 до 30 см.

2) Листья зимующие, мелкие и кожистые, нижняя часть покрыта восковым налётом.

3) Растёт на торфяных и моховых болотах на равнинах и в горах.

4) Растение обладает витаминным, жаропонижающим, жаждоутоляющим, бактерицидным действием.

5) Цветёт в мае-июне, продолжительность цветения составляет 18–20 дней.

6) Клюкву собирают руками, совками гребешкового типа или скребками.

Пояснение.

Из указанных признаков к описанию, что «Клюква болотная — вечнозелёный стелющийся кустарничек, широко применяющийся в народной медицине» относится:

1) Растение имеет гибкие нитевидные укореняющиеся стебли длиной от 15 до 30 см — стелющийся кустарничек

2) Листья зимующие, мелкие и кожистые, нижняя часть покрыта восковым налётом — вечнозелёный

4) Растение обладает витаминным, жаропонижающим, жаждоутоляющим, бактерицидным действием — применяющийся в народной медицине

 

Ответ: 124

Ответ: 124

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.3 Царство Растения.

23. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект Процесс
Капсула нефрона
Полулунный клапан Движение крови в одном направлении

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) обмен газов 2) клеточный иммунитет 3) фильтрация крови 4) гуморальная регуляция

Пояснение.

Связь между столбцами: орган, участвующий в кровобращения - функция; полулунный клапан — движение крови в одном направлении; капсула нефрона — фильтрация крови

Ответ: 3

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.6 Транспорт веществ. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы, 4.8 Выделение продуктов жизнедеятельности.

24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

Пояснение.

Вначале необходимо освободить запястье от одежды, приложить два пальца на внутреннюю часть запястья, слегка надавить пальцами, чтобы прощупать пульс, посчитать количество ударов в минуту, сделать 10 приседаний и снова измерить пульс, а затем вновь посчитать пульс через 5 минут отдыха.

 

Ответ: 326514

Ответ: 326514

Источник: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.15 Приемы оказания первой доврачебной помощи.

25. Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫЛИСТОМ

Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) корень 2)ситовидная трубка 3) сосуд 4) стебель
5)транспирация 6) устьица 7)фотосинтез 8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

 

Пояснение.

Поглощённый корнем почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — сосудам — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через устьица. Этот процесс имеет название транспирация. Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.

 

Ответ: 1365.

Ответ: 1365

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1306.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.3 Царство Растения.

26.

Рассмотрите фотографию листа черёмухи.

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое
В. Форма листа    

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

Лист черемухи: черешковый, перистый, цельной, овальный, цельнокрайний.

 

Ответ: 14421.

Ответ: 14421

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1315.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.3 Царство Растения.

27. Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?

Пояснение.

На рисунке голубым цветом изображена лобная доля мозга. В лобной доли располагаются центры, отвечающие за осознанные движения, умение писать, разговаривать и запоминать информацию

Критерии проверки:

Критерии оценивая выполнения задания Баллы
Правильно указаны отрицательный ответ и приведено пояснение  
Правильно указан отрицательный ответ без пояснения  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.2 Нейро-гуморальная регуляция жизнедеятельности организма., 4.13 Психология и поведение человека.

28. Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Происхождение живых существ», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какое обо­ру­до­ва­ние ис­поль­зо­вал в своем экс­пе­ри­мен­те Ф. Реди?

2) Что было объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния в опы­тах Л. Пастера?

3) Как на мясе в от­кры­тых бан­ках могли по­явить­ся черви?

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет.

 

Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы.

1) 8 банок, марля. ИЛИ Банки и марля.

2) Мяс­ной бульон.

3) Черви — черве­об­раз­ные ли­чин­ки на­се­ко­мых об­ра­зу­ют­ся из яиц, от­ло­жен­ных ком­нат­ны­ми мухами

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок  
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки  
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

 

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ОГЭ—2018 по биологии., Демонстрационная вер­сия ГИА—2015.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Биология как наука. Методы биологии.

29. Пользуясь таб­ли­цей «Пищевая цен­ность не­ко­то­рых рыб», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

 

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми рыбами?

2) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

3) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню человека, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы.

1) В лососе.

2) У шпрот и лосося.

3) Карпа, карася, окуня, так как они на­и­ме­нее ка­ло­рий­ны и со­дер­жат мало жира.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок  
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки  
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

 

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Царство Животные., 4.3 Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении., 5.1 Влияние экологических факторов на организмы.

30. Во вторник восьмиклассник Фёдор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2) Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Фёдора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела — 57 кг?

3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: