В 1810 г. был принят новый УК.




В отличие от ГК в УК было много пережитков феодализма, например, сохранение

смертной казни, клеймение, не был определен возраст уголовной вменяемости.

Но, не смотря на это в УК воплощены и признаны принципы буржуазного

уголовного права: законность, ответственность только за вину, равенство

граждан перед уголовным законом, уголовный закон не имел обратной силы.

В УК все правонарушения делились на 3 группы, в зависимости от вида наказания:

- самые тяжкие – уголовные преступления, за которые мучительные или

разоряющие наказания,

- уголовные проступки, за которые установлены исправительные

наказания – тюремное заключение, лишение определенного права, крупные штрафы,

- правонарушения, за которые установлены полицейские наказания,

небольшие штрафы, арест на 5 суток. УК в первой редакции сохранил валификацию смертной казни.

УПК Франции был принят в 1808 г. и вступил в действие вместе с УК 01.01.1811

г. В этом кодексе были заимствованные некоторые черты английского судебного

процесса: введен суд присяжных, но в целом в УПК закрепился смешанный тип

судебного процесса.

На первом этапе предварительного следствия процесс носил розыскной характер,

т.е. дело возбуждалось самим органом по заявлению потерпевшего. Следствие

велось негласно и обвиняемый не имел право пользоваться услугами адвоката. На

втором этапе судебный процесс строился на началах состязательности, т.е.

подсудимый мог пригласить адвоката, свидетелей, мог задавать вопросы,

заявлять ходатайства.

В отличии от Англии, во Франции не был воспринят институт большого жюри.

Коллегия присяжных не просто выносила вердикт, а отвечала на отдельные

вопросы профессионального судьи. Решение принималось не единогласно, а

большинством голосов.

20. Двухпартийная система в США в XIX - начале XX в.

Монополия оказывала большое влияние на партийную систему США.

Партийная система в конце 19 века. Демократическая 1828. (плантаторы юга и фермеры. Республиканская 1854 (выражали интересы рабовладельцев).

В конце 60 – начале 70 господствовала республиканская партия, с 80х демократическая партия набирает силы, но в это время происходят изменения. Республиканская становится партия монопольной буржуазии.

Демократическая партия становится партией определенных кругов монопольной буржуазии. Обе партии монопольного капитала. Борьба партий значения не имела.

В конце 19 основная борьба шла по вопросу таможенных пошлин. Республиканцы за высокие тарифы, а демократы за низкие. Различие между партиями не существенные.

В начале 20 в в 2х партиях система претерпела потрясения. Можно говорить о кризисе. Связано с Теодором Рузвельтом, будучи президентом, выступил с рядом заявлений против монополий с неким радикализмом. Тавт (приемник Рузвельта) был напротив защитником монополий.

1910 Т Р возглавил прогрессистское крыло республиканской партии. Говорил о необходимости контроля общественности за монополией.

1912 это крыло отделилось, и выступала как самостоятельная партия. Требовали представления политических прав женщинам, установление минимальной з/п, устранение детского труда. Но 3й партией она не стала.

Особенности рабочего движения.

Рабочее движение развивалось своеобразно. Оно было менее влиятельно, менее организованно, чем в европейских странах, так как было много свободных земель на Западе, большое количество иммигрантов, которые составляли действительную рабочую силу, они согласились на работ на таких условиях, на которых для американцев были неприемлемы.

Из коренных американцев формально работала аристократия. В 1886 – Американская федерация труда, первое объединение профсоюзов, в общ масштабе. Она объединяла рабочую аристократию по профессии, АТФ выдвигало чистые экономические требования для своих членов. (улучшение условий труда, повышение з\п). Недовольство радикально настроенных рабочих.

1905 – индустриальные рабочие мира. Профсоюзы в МРМ сстроились по производственному признаку. Правовая организация., правовые стачки. Не стала массовой организацией, после ПМВ распалась.

В конце 19 века появляются рабочие партии. В 1876 - основалась рабочая партия, перешли в социалистическую рабочую партию. Около 90% - немецкие специалисты. Борьба с марксистами. Под влиянием союзники Вассала партия считала главной целью участие в избирательной компании. Маленькая партия.

В 1898 – социал-демократы. Тоже не была массовой. 1901 часть членов СРП объединились с СДП создана социальная партия.

2 партии: социалисты, социал-демократы.

21. "Новый курс" Ф.Рузвельта и его политическое значение.

Усиление роли президента США. Новый курс Рузвельта:

Общая тенденция усиления роли исполнительной власти проявилась во II половине

ХIХ века и в США – федеративное государство, поэтому эта тенденция

сопровождалась процессом расширения власти федерального центра в ущерб

штатам. При этом к США и / о попр.к ней остав.неизмененным.

Статья 1 Конституции по прежнему закрепляла 16 полномочий Конгресса, на для

фактического расширения полномочий федерации.

Верховный суд разрабатывал концепцию «подразумеваемых полномочий» – члены ВС

стали широко толковать Конституцию, исходя из того, что очень многие ее

положения прямо не закреплены, но подразумеваются.

Из III ветвей феодальной власти особенно усилилось влияние исполнительной

власти. Авторы Конституции в целом рассматривали Президента, как высшее

должностное лицо при Конгрессе.

До конца ХIХ в. использование Президентом права «вето» было очень редким

явлением, но с конца ХIХ века Президент начинает активно влиять на

законотворчество, деятельность Конгресса. Он начинает широко использовать

право отлагательного вето с учетом сформировавшегося лоббизма.

Неформально сложилось особое право «карманного вето». «Карманное вето» – по

Конституции Президент не имеет право законотворческой инициативы, но

Президент фактически приобретает это право, используя ежегодные послания

Конгрессу, в которых он фактически вносил законопроекты.

Расширились права Президента по формированию своей администрации – в США

установилась система «добычи», т.е. Президент назначал на высшие должности

тех политиков и бизнесменов, которые оказали ему поддержку на выборах.

Конгресс принял специальный закон о государственной службе, с целью

предотвратить эти злоупотребления.

В сфере м/о Президент не имеет право начинать войну и заключать мирные

договора без согласия Конгресса, но в войнах с Испанией и Францией между

сессиями Конгресса Президент начал и завершил победоносную войну.

Все международные договоры, заключенные Президентом ратифицируются

Конгрессом. Особенно наглядно роль Президента проявлялась в годы мирового

экономического кризиса 1929 г. – великая Депрессия, уровень промышленного

производства снизился в 2 раза, 40% частных банков разорились, безработица

составила 17 млн. человек.

В этих условиях правительство продолжало уповать на естественное развитие

рынка, но кризис углубился. Поэтому на предыдущих выборах победу одержал

лидер демократов Т.Рузвельт. Были приняты законы и проведены следующие

мероприятия:

- В сфере финансов: был запрещен вывоз золота за границу,

девальвировал доллар. Была оказана государственная помощь части банкам.

- В сфере промышленности: создан специальный орган по реорганизации

промышленности «НИРА». На 170 отраслей, и для каждой были приняты «Кодексы

частной конкуренции». В этих актах распределялись рынки сбыта товаров, цены,

минимальная заработная плата.

- В сфере сельского хозяйства был создан специальный орган ААА.

Правительство стало оказывать финансовую помощь фермерам и сохранять посевные

площади.

- В социальной сфере была создана система общественных работ для

борьбы с безработицей, легализованы профсоюзы и приняты другие меры в

направлении развития соц.обеспесения.

Эти мероприятия позволили преодолеть кризис и через 3 года после начала

нового курса, т.е. в 1935 г. ВС рассматривал конкретное дело «цыплячье»

признал законы нового курса не конституционными, но практика вмешательства

государства в социально экономическую сферу стала постоянной, изменив лишь

форму.

 

22. Взаимоотношения парламента и кабинета Англии в конце XIX - начале XX в. Акт о парламенте 1911 г.

Общая тенденция – развитие всех буржуазных государств с конца ХIХ в. было стремительным усиление роли исполнительной власти и рост бюрократического аппарата.

В 1871 г. центральный чиновничий аппарат приблизился к 50.000 человек. В 1914 г. 280.000 человек. Это объясняется тем, что завершилась теория классического капитализма, когда государство играло роль «ночного сторожа». Монополистическая буржуазия стала требовать от государства более активной и оперативной внешней и внутренней политики.

Английские предприниматели стали уступать своим американским, французским и немецким конкурентам, поэтому возникла необходимость в жесткой протекционистской политике. Развернулись жестокая борьба за распределение сфер влияния. Внутри страны рост рабочего движения и угроза социальной революцией потребовали от государства проведения широкомасштабной социальной политики по смягчению теневых сторон рыночной экономики. К началу ХХ века в Великобритании возникли министерства труда, пенсий, сельского хозяйства… Парламент, будучи медлительным и громоздким органом, не мог обеспечить должную оперативность в принятии государственных решений. В этих условиях происходит резкое усиление роли кабинета министров. Так возникло делегированное законотворчество, т.е. те вопросы, которые ранее решались в парламенте, были вопросами законотворчества и теперь решались в актах исполнительной власти.

Основным органом законодательной инициативы становится правительство. Более того, кабинет министров стал контролировать парламент, используя партийные рычаги. Это объясняется тем, что к концу ХIХ века политические партии стали строиться на принципах строгого членства и дисциплины. В основные решения стали приниматься верхушкой партии и, если партия имеет большинство в палате общин, то его контролирует кабинет министров. Так, в палате общин появляется особая категория людей – «кнуты» – партийные функционеры, следящие за членами палаты общин, за тем, как голосуют члены их партии.

Но вне партийного контроля была верхняя палата парламента – лордов. Поэтому закономерным стал вопрос о парламентской реформе и изменении порядка формирования палаты лордов. Разумеется, палата лордов отказалась подписать этот закон, тогда плата общин и правительство использовали короля, который предложил лордам лишить их звания. В качестве временного компромисса и был принят акт о парламенте 1911 г.:

1. все финансовые законопроекты вступали в силу после их утверждения в палате общин без учета мнения палаты лордов.

2. Все остальные законопроекты вступали в силу, если в течении не менее 2 лет они утверждались трижды в палате общин, те.е палата лордов имела возможность дважды отклонить законопроект.

 

3. Срок полномочий членов палаты общин был уменьшен с 7 до 5 и было введено жалование членам палаты общин.

4. Этот акт был принят в качестве временного, но до сих пор продолжает действовать.

22. Перестройка партийной системы в Англии в период между первой и второй мировыми войнами.

Эволюция партийной системы. Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX-XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка тра­диционного английского парламентаризма, обозначилось падение роли парламента. С другой стороны, британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление сво­его политического лидерства в блоке с крупными землевла­дельцами осуществила ряд мер по демократизации госу­дарственного аппарата. Были приняты новые избиратель­ные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал все более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.

Претерпела значительные изменения и партийная сис­тема. Консервативная партия начала превращаться в пар­тию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой пар­тии - лейбористов.

Лейбористская партия возникла как результат подъе­ма европейского социал-демократического движения и по­явления в Англии социалистических групп и организаций (Социал-демократической федерации, Фабианского общества и др.). Первоначально роль центра движения сыграл Коми­тет рабочего представительства, включивший в себя на пра­вах коллективного членства тред-юнионы, общество фаби­анцев и ряд других организаций. Главной целью Комитета была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте. В 1906 г. на базе Комитета была создана "тру­довая" (лейбористская) партия.

Становлению лейбористской партии способствовала даль­нейшая демократизация избирательного права. В 70-80-х гг. была принята серия законов, в том числе о введении тай­ного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883). Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., кото­рые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приоб­рели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, кото­рые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в ок­руге 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

До 1922 г. у власти находилось сформированное во вре­мя войны коалиционное правительство консерваторов и ли­бералов. Однако еще в годы войны старая двухпартийная система в результате раскола либеральной партии оказа­лась значительно подорванной. Одновременно с ослаблени­ем либеральной партии в условиях послевоенной социаль­ной борьбы шел процесс усиления партии лейбористов. Сразу же после первой мировой войны была проведена реоргани­зация партии, приняты изменения в уставе и партийной программе, в которой провозглашалась необходимость по­строения нового общества, установления "системы народо­властия". Основным методом достижения этой цели должно было стать постепенное преобразование капиталистическо­го общества, его трансформация.

После распада коалиционного правительства в 1922 г. на досрочных выборах 1923 г. ни одна партия не завоевала абсолютного большинства мандатов. В этой ситуации пред­принимательские круги сочли возможным приход к власти лейбористской партии. Ни первое (1924 г.), ни второе (1929- 1931 гг.) лейбористское правительство межвоенного перио­да, вопреки первоначальным опасениям, не нарушили "пра­вила игры" и принципов политического консенсуса, благо­даря чему после выборов 1923 г. лейбористы прочно заняли место официальной оппозиции в парламенте. Однако окон­чательное становление двухпартийной системы в том виде, в каком она действует в Великобритании в настоящее вре­мя, произошло лишь после выборов 1945 г. и крупной победы на них партии лейбористов.

Таким образом, важнейшей особенностью модифици­рованной двухпартийной системы Великобритании стало то, что одной из двух главных партий страны стала партия "рабочей оппозиции"; однако более длительное время у вла­сти оставалась буржуазная консервативная партия. Поло­жение консервативной партии в политической системе Ве­ликобритании особенно упрочилось в связи с приходом к ее руководству в 1979 г. правоконсервативного крыла во главе с М. Тэтчер, сумевшего уловить сдвиги в массовом полити­ческом сознании в сторону большей свободы рыночных от­ношений. В 1981 г. произошел раскол лейбористской партии и на базе ее выделившегося крыла была создана социал-демократическая партия (объединившаяся в 1988 г. с либе­ралами в новую партию), в 70-х гг. усилилась политическая роль националистических партий в Шотландии и Уэльсе. Несмотря на это, монополия двух главных и крупнейших партий в политической системе страны не была подорвана.

В 1997 г., после восемнадцатилетнего правления кон­серваторов, правительство вновь сформировала победившая на парламентских выборах партия лейбористов. Новым ли­дерам в условиях кризиса мирового социалистического дви­жения удалось реформировать устаревшую партийную структуру и программу, ставшую образцом для социал-де­мократов других стран Западной Европы. "Новые" лейбористы ориентируются в основном на средние слои населе­ния ("белые воротнички"), а их решительный отказ от ло­зунгов всеобщей национализации и тотального вмешатель­ства государства в социальные отношения (при усилении роли "закона и порядка" и при ослаблении роли профсою­зов в партии) обеспечил им поддержку и части крупного капитала

23. Изменения в государственном строе Англии в новейший период (XX в.). Реформы избирательного права.

Форма государственной власти в Англии в XX веке – парламентская монархия.

Монарх является символом нации и сохраняет прежние королевские прерогативы:

1. Назначает премьер-министра.

2. Ни один законопроект не может стать законом без подписи короля.

3. Только король может распустить парламент, отправить кабинет в отставку.

4. Только король может пожаловать титул.

Однако эти полномочия считаются формальностью, поскольку король должен действовать по совету министров. Монарх с точки зрения разделения власти относится все же к исполнительной власти.

Премьер-министр

1. Возглавляет правительство

2. Представляет королю на подпись законы, которые сам контрассигнует.

3. Может предложить королю распустить нижнюю палату парламента.

Парламент

Парламент 3-х единое учреждение.

Включает:

1. Короля

2. Палату лордов

3. Палату общин

В парламенте сложилась двухпартийная система:

1. Консерваторы.

2. Лейбористы.

Местная власть

По реформе 1888 г. создана система самоуправления независимая от центральной власти. Власть на местах от аристократии перешла к буржуазии.

В графствах созданы представительные органы – советы графств.

Крупные города получили право графств.

В церковных приходах (низовое звено) были введены (1894 г.) приходские советы.

Судебная система

В 1873 г. принят закон о судопроизводстве.

Формально было заявлено о слиянии двух ветвей английского прецедентного права:

Общего права.

Права справедливости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: