Реформа избирательного права (1918-1919 гг.)




- мужчины получили право голоса

а) с 21 года

в) если они владели помещением для ведения дела.

- женщины

а) получали избирательные права с 30 лет

б) если при условии имели определенный годовой доход.

Избирательным правом не обладали:

1. Перы и пересы, так как (по акту 1975 г.) заседают в палате лордов.

2. Гражданские служащие

3. Священники государственной церкви.

24. Политическая борьба во Франции 1871-1875 гг. Конституционные законы 1875 г. и конституционные поправки 1884 г.

Утверждение Третьей республики. Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. Во многих департаментах было введено осадное положение.

В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности (по прусскому образцу). В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система. С лета 1871 г. вновь стали заявлять о своих претензиях на престол члены монархических династий. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католической церкви.

Политическая реакция взяла в свои руки и решение конституционных вопросов. Законом 31 августа 1871 г. вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам и откровенным консерваторам, присвоило себе учредительные функции. Лишь сложная обстановка в стране вынудила собрание в качестве временной меры наделить Тьера как главу исполнительной власти титулом "президент Республики".

Фактически в это время Франция представляла собой "республику без республиканцев", ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все основные министерства находились в руках противников республики. Сам термин "республика" почти перестал употребляться в официальных государственных документах.

Осуществляя в первые годы государственное руководство в Третьей республике, монархисты, однако, не смогли на этот раз сокрушить республиканский строй. Этому помешали как внутренние разногласия в самом лагере монархистов, так и прежде всего изменения в политическом сознании французского общества. Даже убежденные консерваторы не могли более не считаться с укрепившимися республиканскими настроениями широких слоев населения. Республиканская форма правления открывала наибольшие возможности для укрепления разорванных при предшествующих режимах связей государства с гражданским обществом, для усиления влияния различных фракций буржуазии на политическую жизнь.

Именно в таких условиях в 1875 г. Учредительное собрание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием "президента республики") санкционировался и утверждался республиканский строй. Правда, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, президент Мак-Магон предпринял в 1877 г. неудачную попытку государственного переворота. Она закончилась окончательным падением престижа монархистов, и в 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что "республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра".

Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная консерваторами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма.

В ней не было Декларации или вводной части, содержавшей изложение принципов государственной власти, перечня прав и свобод граждан. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам. Учредительное собрание, которое всего лишь большинством в один голос подтвердило республиканский строй, стремилось создать систему государственных органов, напоминающих монархию. Именно поэтому избираемый на 7 лет и имеющий право переизбрания президент Республики наделялся многими прерогативами, которые к этому времени уже утерял английский король. Президент имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Влияние консерваторов нашло свое отражение и в организации законодательной власти. Последняя осуществляласьПалатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, иСенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею.

Конституция, таким образом, отводила Сенату, состав которого, естественно, был более консервативным, роль тормоза на пути радикального законодательства. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны).

Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела созданиеСовета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что "министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально - за их личные действия". Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, пользующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Из 40 млн. французов избирательным правом пользовались 12 млн. В еще большей степени несовершенство избирательной системы проявилось в самой организации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набирал более 50% голосов избирателей в округе. Поскольку, как правило, ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, проводился второй тур голосования. На этот раз избранным считался кандидат, получивший относительное (по сравнению с другими кандидатами) большинство голосов. Избрание депутата относительным большинством голосов означало, что против него выступило подавляющее большинство избирателей округа. Такая система явно искажала волеизъявление населения и, по выражению Гамбетты, лидера "умеренных республиканцев", представляла собой "вдребезги разбитое зеркало, в котором Франция едва может узнать себя".

 

25.Борьба за образование единого германского государства. Конституция Германской империи 1871 г. Характер политического режима Германии в конце XIX.

К н 19 в германия состояла > чем 300 государств крупных, и мелких, видимость единства. Под ударами Наполеона СРИГН прекратит свое существование. Но раздробленность не ликвидирована. Осталось около 40 самостоятельных государства.

В 1815 не Венском конгрессе было поставлено учредить Германский Союз в составе 37 монархальных и вольных городов. Но союз Гн означал объединение Германии. Эта была «рыхлая конфедерация»

Общеучередительный орган - Союзный Сейм. Каждое государства сохраняло свою самостоятельность, свое право, обычаи, монеты – полуфеодальная характеристика.

Господствовали – князья, дворянство,

Раздробленность против интересов развития германского буржуа. Борьба за власть и борьба за объединения. Но в следствии отсталости немецкого буржуа, трусливости, борьба велась очень вяло: пролетариат в 19 в очень активизировал свои действия, выступления пролетариата.

Форма правление - МОНАРХИЯ

1848 – буржуа-демократическая революция во Франции. Она переросла в германскую. Входе революции встал вопрос об объединении страны.

Задача: приход буржуа к власти, ликвидация старых порядков. Но в ходе революции они не были решению Буржуа испугались размаха пролетариата. Старались действовать партийными методами: во Франкфурте - национальное собрание, которое занималось разработкой конституции. По не провозглашалась: свобода совести, собраний, союзов, всеобщее избирательное право, разграничены полномочия центра и отдельных земель, но она не вступила в силу.

Июль 1849 – народное собрание было разогнан, революция завершилась так и не решив вопросов.

Развитие капиталистических отношений в Германии. Партиям становится тормозом для развития торговли и промышленности. Требование единства. В 50 года 19 века ведут борьбу за лидерство в объединении. Австрия и Пруссия. А в 60 все более возвышается Пруссия. С этим начинают связывать свои надежды с германским буржуа.

Значительная роль – Отто Бисмарк.

Бисмарк считал, что объединение может быть осуществлено только путем насилия.

Пруссия – ряд войн. В 1864 победа над Данией. В 1866 - победа над Австрией. Пруссия создала Северо-германский союз в главе с Пруссией, принята конституция. В него входила часть северогерманских государств.

1870 - поражение Николая 3, разгром Франции. Объединение 4х.

К 1870 – объединение «Железом и Кровью»

Вывод: возможны 2 пути объединения:

в ходе революции 1848

через возвышение Пруссии (военный)

Объединение Германии создавало возможности для быстрого промышленного развития.

Немецкий капитализм: МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ.

Но это не привело к полному установления господства буржуа. В объединение германская буржуазия заняла подчинительное положение. Страх перед пролетариатам заставил предать власть в руки помещиков, которые сохранили господствующие положение до ПМВ.

Но союз буржуа и юнкерства объясняется - помещ власти на пути капиталистического развития.

Форма правления – КОНСТИТУЦИОНАЯ МОНАРХИЯ.

Конституция 1871

Состоит из 25 земель: 25 монархические, 3 вольные города.

Высший органы: Императоры, 2х палатный: Бундесрат, Рейхстаг

Титул император получил прусский король. Обширные полномочия. Он имел исключительные права в области внешних отношений, объявлял войну и заключать мир, командование, имел право созывать и закрывать Рейхстаг и Союзный Совет, назначать канцлера, законодательная власть формально у «парламента», но император мог контролировать деятельность парламента.

Преобладающая роль у Бундесрата, который состоял из членов, назначаемых партиями отдельных государств, субъектов.

Места: всего 58, 17 Пруссия, от 6до 1 ост государства

Преобладание скоро увеличивается до 22.

С имел законодательную власть, но имел права помимо Рейхстага издавать указы с силой законы.

Вместе с Императором Союзный совет мог распустить Рейхстаг. Бундесрата мог заставить в отсутствие Рейхстага, а Рейхстаг не мог. Бун работал в закрытых заседаниях. Через него Пр могла проводить любые законы.

Председатель Бундесрата – Канцлер, назначался императором. Если у Бундесрата мнения разделялись, то его голос был решающий.

Рейхстаг – выборный, путем всеобщих выборов тайным голосованием, на 5 лет.

Депутаты не получали жалование, а члены Бунд получали

Рейхстаг – право законодательной инициативы, но почти им не пользовался

Заседания – гласный характер. Власть – незначительная.

Императорское правительство было представлено в единственном лице – канцлера Бисмарка. Кабинета министров нет, только начальники императорских ведомство - подчинение.

Форма государственного устройства – федерация.

Отличия германской федерации:

члены федерации лишены суверенитете (в США члены федерации имеют ограниченный суверенитет в законодательстве, исполнительной власти). В германии центры присваивали себе почти всю законодательную власть. Федеральная власть в германии могла быть расширена, так что автономия государств не могла быть исчезнуть.

Не было правового формального «=», частей федерации. Пруссия имела безусловный перевес над всеми вместе остальными частями, под видом федерации создавалось Прусско-германкое централизованное государство.

Германская конституция.

Назвать этот режим демократическим нельзя (хотя было всеобщее избирательное право для мужчин), с самого начала в государстве преобладали антидемократические тенденции, допускалось легальное существование партий, иногда наружу выступал антидемократический характер режима.

1878 исключительный закон против социалистов: суровые меры преследования соц организаций:

1) запрещалось создание и деятельность обществ, имеющих цель свержение существовавшего строя путем социалистических, коммунистических, социал-демократических усмотрений

2) полиции предоставлялось право закрывать газеты, в которых пропагандировались эти идеи, собрания.

3)прочие общества не запрещались, но становились под контроль правительства, их можно было распустить

4)правительство могло ввести малое осадное положение

 

В 1890 закон отменен (точнее не был введен в действие, вместе с ним ушел в отставку Бисмарк)

26.Ноябрьская революция в Германии. Веймарская конституция 1919 г.

Падение империи. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918 г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии. Под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.

Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало.

В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии и более всего Э. Бернштейн предсказывали успешный мирный путь продвижения к социализму через разного рода реформы, возможные в условиях неуклонного роста производства, а вместе с тем жизненного уровня трудящихся.

Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так и заверениями о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (включая крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919 г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.).

Итоги германской революции 1918—1919 гг. Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Признание свободы партий, слова, печати, «права на труд и охрану труда» свидетельствовало о том новом положении, которое пролетариат и демократия вообще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой истории. Несомненными завоеваниями рабочего класса Германии являлись узаконение 8-часового рабочего дня, право назаключение коллективных договоров с предпринимателями, введение пособий по безработице, законодательное признание женского избирательного права и др.

Несмотря на буржуазно-демократический характер, революция 1918 г. в Германии была проведена в значительной мере пролетарскими средствами, о чем наглядно свидетельствуют Советы рабочих и солдатских депутатов, забастовки и демонстрации, наконец, образование недолговременной Баварской советской республики.

Учредительное собрание и Веймарская конституция. Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т. п.

На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические (их было две) — 13,5 млн. Собрание было созвано в городе Веймаре — небольшом тогда культурном центре Германии.

В знак доверия к социал-демократам и признательности им Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, бывшего шорника, члена правления социал-демократической партии с 1905 г., руководителя социал-демократической партии и рейхстага с 1916 г., назначенного канцлером Германии (по указу принца Макса Баденского).

Коалиция трех партий — социал-демократической, демократической и партии центра — составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и, самое главное, приняло новую Конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел. За Конституцию было подано 262 голоса, против — 75.

Конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи (это название было сохранено) объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права (ст. 22, 23).

Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов — больше мест.

Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхсрат (Имперский совет) состоял из представителей 18 земель (15 республик и трех вольных городов, пользовавшихся автономией), на которые делилась Германия. Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария — 10, Саксония — 7, Баден — 3 и т. д.

При несогласии палат решение спорного вопроса принадлежало президенту республики («империи»). Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим решался спор), либо поручал решение референдуму (ст. 68).

Федеративность Германии была по большей части строго дозированной. Все действительно важные вопросы — внешние сношения, армия и флот, монетное дело и таможня, связь, транспорт, гражданство, эмиграция и т. д.— находились в ведении империи. Но каждая из земель имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган — ландтаг и собственное правительство. В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, однако, что право империи имело во всех подобных случаях решающий перевес над партикулярным правом земель.

Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием (ст. 41). Его власть во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера. Этим правом воспользовался в 1933 г. президент Гинденбург, назначив канцлером Гитлера.

Президенту разрешалось распускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности точно так же находились в компетенции президента.

Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет «опасным для существующего порядка». При этом за чрезвычайным положением могли последовать применение вооруженной силы и приостановка гражданских свобод, декретированных Конституцией.

Наконец, к непременной компетенции президента относилось назначение правительства — и его главы и всех министров. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом, но, как показал опыт предвоенных лет, могло существовать при опоре на президента, игнорируя рейхстаг.

Конституция подчеркивала особое положение главы правительства — канцлера республики, которому поручалось «формулирование основных принципов политики» руководимого им правительства. Сквозь новое, республиканское обличье проступали знакомые имперские черты.

Декретировав существование выборных органов государственной власти, Конституция постановляла, что «чиновники назначаются пожизненно», если, разумеется, они служат достаточно безупречно.

Революционная обстановка, еще сохранившаяся в побежденной Германии, предвыборные обещания буржуазных и особенно социал-демократических партий, равно как и политика социальных уступок трудящимся, начатая еще Бисмарком, привели к тому, что в Веймарскую конституцию были внесены немаловажные нормы, касающиеся отношений между правящими классами, с одной стороны, и трудящимися — с другой. Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциаций и т. д. Но и в данном случае законодатель проявил явную осторожность. Отделив школу от церкви, Конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей, «нравственное попечение о душе», т. е. противодействие атеизму было государственной политикой.

Не преувеличивая значения этих новых по своему происхождению и значению конституционных норм (их появление — заслуга социал-демократов), можно сказать, что они свидетельствовали о наступлении новой правотворческой эпохи в области социальных отношений.

Конституция объявляла частную собственность социальной обязанностью и поэтому обеспечивала должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение»

27.Установление национал социалистической диктатуры в Германии. Ее государственный механизм.

Приход к власти фашистов

Во второй половине 1920-х гг. Германия с большим трудом, но все же стала постепенно выходить из послевоенного кризиса. Но обрушившийся внезапно общемировой экономический кризис 1929—1931 гг. вновь отбросил ее далеко назад (более 9 млн безработных). Веймарское правительство стало стремительно терять остатки своего влияние в массах. На этом фоне политический вес приобрели левые социал-демократы и компартия, с одной стороны, и правые в лице Национал-социалистической германской рабочей партии (НСГРП) и бывшее офицерство — с другой.

30 января 1933 г. фашисты законным путем становятся у власти. Начинается целенаправленное изменение политической системы общества. Этот процесс прошел в два этапа: на первом происходила фашизация государственного аппарата, а на втором — милитаризация страны.

Создание законодательной базы фашистской Германии происходило в течение первых полутора лет нахождения нацистов у власти. Так, прежде всего под страхом лишения свободы (до двух лет) была запрещена любая критика действий правительства (Закон «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств). Затем правительство получило законодательные полномочия, настолько широкие, что могло выходить неопределенно далеко за рамки действующей Конституции («В целях устранения бедствий народа законы могут издаваться правительством и отклоняться от Конституции»). На издаваемые имперским правительством законы не распространялись общие требования, поэтому они публиковались не президентом, а рейхсканцлером, не могли быть опротестованы в рейхсрате и т.д. (Закон «О ликвидации бедственного положения народа и государства», март 1933 г.).

Становление в Германии тоталитарного режима

Поджег рейхстага 22 февраля 1933 г. явился поводом к тому, что в начале лета 1933 г. были ликвидированы все оппозиционные национал-социалистам партии и союзы, а создание новых партий было запрещено (от шести месяцев до трех лет лишения свободы).

Произошло слияние партийного и государственного руководства с провозглашением НСДАП неотделимой от государства «носительницей германской государственной мысли» (Закон об обеспечении единства партии и государства 1933 г.). С упразднением представительных органов земель и передачей власти партийным наместникам (гауляйтерам) была ликвидирована федерация (Закон о переустройстве империи 1934 г.). В таких условиях, естественно, наличие Союзного совета (рейхсрата) оказалось совершенно не нужным, он также был упразднен (Закон о ликвидации рейхсрата 1934 г.). Местное самоуправление было ликвидировано Законом о германских общинах 1935 г.

В апреле 1934 г. наряду с обычными судами были созданы так называемые «народные суды» в составе пяти человек, рассматривающие дела о политических преступлениях. Судьи не были связаны законом, руководствовались «народным правосознанием» и обжалованию их приговоры не подлежали. Были аннулированы имевшиеся конституционные гарантии и права граждан.

Создаваемый тоталитарный режим требовал соответствующей «силовой поддержки» для удержания общества в послушании, а также массированной милитаризация страны для выполнения задач, которые ставили перед государством фашистские идеологи.

В этих целях не просто были расширены полномочия полиции, но созданы совершенно новые органы и подразделения. Так, в систему силовых ведомств вошли:

воссозданные штурмовые отряды (SA), превратившиеся в армейский резерв численностью 4 млн человек;

охранные отряды войск особого назначения (SS), выросшие из личной охраны А.Гитлера, созданной в 1925 г. и осуществлявшие в дальнейшем карательные операции на оккупированных территориях, а также охрану концлагерей;

тайная государственная полиция (гестапо) в 1936 г. поглотившая уголовную полицию;

Главное управление имперской безопасности (РСХА), созданное в 1939 г. и включившее в себя ряд других организаций в качестве отделов, например гестапо, ставшее его IV отделом;

специальные органы юстиции («Народный трибунал» и др.);

23 концентрационных лагеря с 2 тыс. отделений для содержания и «исправления» неугодных режиму лиц, через которые прошло около 18 млн человек (только в одном Освенциме было уничтожено около 4 млн человек).

Была восстановлена всеобщая воинская повинность, создаются мощнейшие армия, флот и авиация. Разрабатывается четырехлетний план перевооружения германской армии. Ее численность в 1934 г. составляла 100 тыс. человек, а к 1938 г. была доведена до 1,150 млн человек, к 1941 г. — уже до 7 млн.

Так был создан так называемый «Третий рейх», мощнейшая военная машина которого обрушилась на Европу и Советский Союз.

 

28.Образование ФРГ. Основной закон ФРГ.

23 мая 1949 года в западной оккупационной зоне была основана Федеративная Республика Германии. В этот день Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного закона страны.

23 мая 1949 года в западной оккупационной зоне была основана Федеративная Республика Германии. В этот день Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного закона страны.

Первоначально документ носил временный характер, что обосновывалось тем, что существовала надежда на создание единого немецкого государства. Поэтому вместо "Конституции" он получил название "Основной закон". Вместо Конституционного собрания был созван лишь Парламентский совет из представителей ландтагов.

Проект Основного закона ФРГ был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права, действовавшим на основе указаний премьер-министров земель, в свою очередь уполномоченных губернаторами западных оккупационных зон. Проект был рассмотрен Парламентским советом из депутатов, избранных ландтагами земель. Окончательный проект был принят 8 мая 1949 года и вступил в силу 23 мая.

Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство.

Название "Федеративная Республика Германии" было придуманное Теодором Хейсом, будущим первым президентом страны.

Решая вопрос о государственном флаге, Парламентский совет остановился на черно-красно-желтом триколоре, который был знаменем революции 1848 года, стягом борьбы за объединение Германии.

Что касается герба, то члены Парламентского совета не стали нарушать традицию: с XII века на золотом щите династии Штауфенов красовался черный орел с красными лапами и клювом, ведший свое происхождение от герба Карла Великого. Отцы конституции 1949 года лишь убрали из когтей орла свастику, которую он держал 12 лет при нацистском режиме.

О гимне в конституции решили вообще не упоминать, так как знаменитая "Германская песнь" начиналась словами "Германия, Германия, превыше всего", которые все человечество воспринимало как шовинистический клич. Гимн появился только в 1952 году: им стала третья строфа "Германской песни.

Согласно Основному закону, главой государства является Федеральный президент. Президент выполняет, прежде всего, представительские функции, избирается специально созываемым Федеральным собранием (в него входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами) сроком на 5 лет.

Верховным выборным законодательным органом ФРГ является бундестаг – германский парламент, избираемый на 4 года путем всеобщих прямых и тайных выборов (активное и пассивное избирательное право предоставляются по достижении 18 лет). Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, другая половина – по партийным спискам.

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам. Если партия этот барьер не преодолела, однако получила три или более прямых мандата, поданные за нее голоса учитываются при распределении мест в бундестаге (в этом случае партия не имеет права образовать фракцию).

Принимая законы, бундестаг взаимодействует с представительным органом земель ФРГ – бундесратом, который не является выборным органом. Его члены (премьер-министры и министры земель ФРГ) назначаются земельными правительствами. Состав бундесрата меняется по мере проведения выборов в ландтаги (парламенты) земель. Каждая земля имеет в бундесрате от 3 до 6 голосов в зависимости от численности населения. В настоящее время в бундесрате 69 мест.

Президент и 3 вице-президента бундесрата избираются сроком на 1 год по принципу ротации из числа глав земельных правительств. С 1 ноября 2008 г. по 31 октября 2009 г. президентом бундесрата является премьер-министр Саара Петер Мюллер (ХДС).

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли).

Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Конституция ФРГ, выработанная в 1948‑1949 годах только для Западной Германии, в 1990 году стала Основным законом для всей Германии. Интеграция Германской Демократической Республики в состав ФРГ, осуществленная 3 октября 1990 года, была проведена путем присоединения. ГДР исчезла как юридический, в том числе и как международно-правовой, субъект. Присоединение произошло на основе ст. 23 Основного закона ФРГ в действовавшей в то время редакции. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что "в остальных частях Германии он (Основной закон) должен вступить в силу по их присоединении".

 

29.Изменения в системе и источниках права буржуазных стран в новейшее время.

Изменение в источниках.

Особенность.

На ряду с законом очень важный источник появляется – правительственный акт. Связано с тем, что происходит усиление роли правительства, правительственных органов. В Англии – делегированное законодательство. В США нормативные акты президента. Во Франции – декреты, законы.

Сами законы стали носить общедекларативный характер (программный). Общие принципы устанавливаются. Конкретное регулирование, возлагаются на правительственные акты.

В период домонополистического капитализма. – четкость, ясность закона. В новейшее время очень часто формулировка становится неопределенной.

В англо-саксонской системе сузилось значение судебного прецедента, уступая место правит антом президентскому праву расп…, стало сложным. Расширяется сфера для правительства. Но оно не исчезло совсем, занимает важное место.

В целом в 20 веке накапливается большое количества правового материала. Нужна была систематизация, так как без нее трудно. Она проводится везде. Но разная. В странах континентальной системы права – кодификация.

Кодификация – сведение всех норм в тексте единого закона, при этом норм подвергались некоторым измененяем.

Кодексы издаются еще в начале 19 века (наполеон, ГГу). Старые кодексы обросли поправками появились новые кодексы. Во Франции после ВМВ около 20.

В Англии – саксонская система права. В США в 1926 был составлен федеральный свод законов, с разделами, где применяется инкорпорация (без изменения, и определенный порядок). Содержит разделы, где имеет место кодификация.

В Англии систематизация проводилась путем создание консолидированных законов (нормы, содержащие в количестве законов, посвященной одной проблеме) При этом в содержание правового акта измен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: