Перечислите, какие словари вы знаете, назовите их авторов, укажите, чем различаются эти словари.




Перепишите, расставляя знаки препинания. Сформулируйте основную мысль текста.

…Когда например мы считаем что русский язык красив когда мы называем его богатым великим то наше право на это основывается не на том будто русский дательный величественнее и красивее чем соответствующие формы других языков или будто в русском языке больше слов чем в других языках а только на том что формы и слова русского языка это формы и слова великого народа корифеев русской литературы создателей нашей изумительной по её духовной мощи и красоте культуры. Именно поэтому и становится такой притягательной силой и таким воспитательным источником правильная речь для русских людей

(Г. Винокур)

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Вспомните правила написания таких слов.

Зам..реть от восторга, отп..рать замок, зам..рать от восхищения, приб..ру в квартире, пост..лить постель, любоваться расст..лавшейся равниной, уд..рать с места происшествия, уд..ру без оглядки, изл..гать мысли вслух, написать изл..жение, к..саться темы, прик..снуться к прошлому, скл..ниться над ручьём, откл..нение в сторону, раств..рить окно, домашняя утв..рь, несг..раемый шкаф, заг..рать на берегу моря, выпл..вка чугуна, хороший пл..вец, пл..вучие льды.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Вспомните правила написания таких слов.

Камыш..вая заросль, новая расч..ска, смешной галч..нок, разбитый паралич..м, красивая прич..ска, суш..ные фрукты, кипяч..ное молоко, ч..тные числа, увитый плющ..м, парч..вое платье, смущ..нный студент, толч..ные орехи, глаза-щ..лки, горящей свеч..й, с большим багаж..м, моч..ные яблоки, платяная щ..тка, раствор щ..лочи, ноч..вка в лесу, спелый крыж..вник, новые ш..рты, возмущ..нный тон, рекордный прыж..к, ненасытный обж..ра.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Вспомните правила написания таких слов.

Влас..ный, глас..ный, горес..ный, декаден..ство, интриган..ство, несчас..ливый, окрес..ный, праз..ный, бескос..ный, ислан..ский, мес..ность, наперс..ник, пакос..ник, редкос..ный, дилетан..ский, сладос..ный, конъю..ктивит, ревнос..ный, лан..шафт, подвлас..ный, юрис..консульт, целос..ный.

В приведенных словах выделены буквы, обозначающие ударный гласный звук. Выпишите те, в которых ударение поставлено неверно, исправьте ошибку.

зап ё ртый, облил а сь, дозвон я тся, н а живший, налит а, б а нты, пон я в, добел а, кор ы сть, опт о вый, обл е гчит, гнал а, ненад о лго, укреп и т, загн у тый, заселен а, понял а, кр а ны

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Бориса Пастернака.
Б. Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
В. В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
Г. С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.
Д. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

 

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Прочитайте текст о замечательном немецком учёном, родившемся и выросшем в России, — Максимилиане Фасмере. Как вы понимаете смысл первого предложения? Перепишите текст, выделяя грамматические основы предложений.

Для русского человека величайшей ценностью представляется труд, который М. Фасмер считал целью своей жизни — «Этимологический словарь русского языка». <…> Созданию его предшествовала вся жизнь учёного, хотя, как сам он признает, только в 1938 г., находясь в Нью-Йорке, стал работать над ним систематически, спустя десятилетия с того момента, когда делались отдельные выписки, предназначенные для этой цели. Между тем в январе 1944 г., когда значительная часть словаря уже была подготовлена, при бомбёжке <…> погибли все рукописи и вся библиотека автора. Нужно было всё начинать сначала.

После 1945 г. М. Фасмер не мог пользоваться библиотекой Берлинского Славянского института. «В этих условиях работа не могла получиться такой, какой я представлял её себе в молодости. Она основана на выписках, которые я собирал в голодные 1945–1947 гг. в запустевших берлинских библиотеках и позднее, во время моих двухлетних занятий в библиотеках Стокгольма (1947–1949 гг.)», — с горечью признавался М. Фасмер. Учёный собственноручно <…> за два шведских года восстановил погибший картотечный материал, не имея рядом ни единого помощника. В. Кипарский вспоминал своё потрясение при виде совершенно одинокого М. Фасмера в Стокгольме. «Никогда мне не забыть зрелище, которое представилось, когда я первый раз спросил в Русском Институте о Фасмере. “Вы хотите его видеть? Нет ничего проще. Пожалуйста”. Директор Института Нильссон распахнул дверь в соседнюю комнату: огромное совершенно пустое пространство, где посреди стоял маленький столик и тяжёлый стул. На столике были толстый словарь и картотечный ящик, на стуле сидел великий учёный и писал карточки». В. Кипарского поразило полное отсутствие привычной немецкой организации вспомогательной работы: не было ни ассистентов, ни студентов, ни обычных помощников.

(Из сборника «Отечественные лексикографы XVIII—XX века». Под ред. Г.А. Богатовой)

8. Ответьте на вопросы и выполните задания.

  1. Что изучает этимология?
  2. Приходилось ли вам обращаться к какому-либо этимологическому словарю? С какой целью и к какому именно?
  3. Воспользовавшись этимологическим словарем, дайте комментарий к одному из следующих слов: ерунда, зонт, куролесить, неделя, рубль.

 

9. Найдите в толковом словаре русского языка слово язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Вспомните и запишите 3—4 фразеологизма, поговорки или пословицы с этим словом, объясните их значение.

Перечислите, какие словари вы знаете, назовите их авторов, укажите, чем различаются эти словари.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: