АННОТАЦИЯ
Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» является частью фундаментальной подготовки магистров по направлению «Экология и природопользование». Трудоёмкость дисциплины 100 часов. Она может читаться в 1 и 2 семестрах обучения магистрантов. Дисциплина базируется на ряде курсов образовательной профессиональной программы бакалавров по данному направлению: «Основы экологии», «Основы природопользования», «Экология человека», «Геоэкология», «Ландшафтное планирование».
Цели и задачи учебного предмета
Цель курса сформировать у магистрантов базовое экологические представления, обеспечивающие комплексный подход к анализу и решению экологических проблем и проблем современного природопользования и устойчивого развития системы «природа -хозяйство - общество».
Задачи курса. В результате освоения курса магистрант должен получить представление:
• о современных проблемах экологии, понимать системный характер кризисных экологических ситуаций и научиться критически анализировать возникающих экологически обусловленные процессы и явления;
• о причинах возникновения напряженных экологических ситуаций и экологических кризисов в истории России и мира; а также о их региональных проявлениях.
Магистрант должен знать:
• базовые законы экологии и их роль в жизни природы и общества;
• основные закономерности и механизмы функционирования биосферы и их трансформация в условиях мирового природопользования;
• концепцию устойчивого развития и ее применение в конкретной территориально-производственной (региональной) обстановке.
Магистрант должен уметь:
• оценивать последствия воздействия природных и антропогенных факторов на состояние биосферы;
• изучать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, оценивать воздействием на геосистемы антропогенного фактора.
Требования к уровню освоения содержания курса
Структура курса отражает комплексность и междисциплинарность базовых знаний, предъявляемых к магистрантам на втором уровне высшего профессионального образования. Требуемый уровень освоения содержания курса предполагает владение основными научными понятиями в сфере экологии и рационального использования природных ресурсов, знание экологических законов, основ рационального природопользования и концепции устойчивого развития. Компетенции выпускника
Магистрант имеет представление о пространственных и временных особенностях развития взаимоотношений между природой, обществом и хозяйством на глобальном, региональных и локальных уровнях; о закономерностях возникновения и последующего развития разнообразных систем природопользования в зависимости от природно-ресурсных, экономических, социальных, национальных, культурно-исторических и прочих факторов.
Магистрант обладает знаниями о развитии процессов антропогенной трансформации окружающей среды и их последствий; он владеет знаниями о географии природных ресурсов, экологических и социально-экономических последствий их хозяйственного использования. Магистрант умеет использовать на практике подходы к экологически обоснованному природопользованию и устойчивому развитию; анализировать основные стратегии сохранения и восстановления биологического разнообразия; анализировать влияния социальных и экономических особенностей регионов и стран на специфику взаимоотношений в системе «природа - общество - экономика»; оценивать сложившиеся природные, социальные и экономические структуры с позиций концепции устойчивого развития. Магистрант владеет и умеет пользоваться нормативно-законодательной базой России и международного сообщества в области природопользования и охраны природы.
3. Содержание дисциплины.
Содержание теоретического раздела дисциплины (очное отделение).
№ темы | Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекциях | Количество часов, отводимых на лекции по теме | Практические (семинарские) занятия** | срс *** |
1. | Ведение. Природопользование как междисциплинарная сфера знаний (по Н.Ф. Реймерсу). Теоретические основы и пространственно-временная парадигма в современном природопользовании. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности и прикладная научная дисциплина. Этапы становления и развития теории природопользования в РФ. | |||
2. | Природно-ресурсный потенциал (ПРП) Земли и проблемы его освоения и истощения. Проблемы истощения ПРП в территориальном и историческом аспектах. Принципы и подходы сохранения ландшафтного и биоразнообразия. Опыт России. | |||
3. | Отраслевые и региональные системы природопользования.Системы регионального природопользования как исторически сложившиеся формы освоения обществом природно-ресурсного потенциала и экологических услуг региона, обусловленные особенностями природной среды, социальными, экономическими, культурно-историческими структурами общества. Механизмы взаимодействия человека с окружающей средой: миграционный, адаптационный и трансформационный. | |||
Всего часов |
Практические и/или семинарские занятия (очное отделение)
№ занятия | Наименование и краткое содержание | Объем, час | СРС*** |
Введение. Краткий очерк истории развития природопользования. Границы и структуры природопользования. Условия и ресурсы природопользования. Природно-ресурсный потенциал и природно-ресурсное районирование. Классификация природопользования В.В. Дёжкина. Ландшафтно-экологические основы природопользования. | 1,2,3 | ||
Природно-ресурсный потенциал. Природные ресурсы и ограничения в их использовании. Техногенез как фактор антропогенной трансформации природы, территориальная дифференциация и районирование. Ресурсное природопользование и природно-ресурсная специфика России. Восстановительное природопользование. | 3,4,5 | ||
Методологические аспекты регионального природопользования и его территориальная специфика (на примере Западной Сибири). Отраслевое природопользование: военное, морское, энергетическое, нефтегазовое. | 5,6,7 | ||
Новая экологическая экономика «зеленая» экономика. Экологический след и «пределы роста». Пути экологической модернизации России и регионов. | 7,8,9 | ||
Всего часов |