ГЛОССАРИЙ
Авторитарный (автократический) стиль руководства – стиль руководства, при котором власть сконцентрирована в руках одного руководителя, о всех делах докладывают только ему.
Адаптация - приспособление работника к содержанию и условиям труда, социальной среде. Различают: профессиональную; психофизиологическую; социально-психологическую адаптацию.
Анализ окупаемости – метод планирования, с помощью которого можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности.
Адаптивная структура (adaptive structure) – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.
Административные полномочия (staff authority) – форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.
Анализ внешней среды (environmental analysis) – процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.
Анализ временных рядов (time-series analysis) – анализ, основанный на предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.
Анализ на безубыточность (breakeven analysis) – метод, используемый при принятии решений, для определения положения дел, при котором общий доход равен совокупным издержкам.
Анализ производственных операций (job analysis) – определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы с целью повышения эффективности труда.
|
Анализ содержания работы (job analysis) – определение задач, которые должны быть выполнены, а также индивидуально-социальные характеристики такой работы для обеспечения более эффективного и целесообразного найма работников.
Баланс — система показателей, характеризующая какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон. Экономические балансы обычно составляются в денежном выражении.
Балансовая прибыль — общая сумма прибыли предприятия по всем видам деятельности, отражаемая в его балансе.
Балансовый метод планирования - способ составления планов, основанный на увязке имеющихся ресурсов и потребности в них. Балансы могут быть натуральными, стоимостными и временными.
Бюджетный метод планирования – метод, с помощью которого можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала, других ресурсов.
Банкротство — понятие, означающее разорение, отказ предприятия (организации, банка) платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средства. Как правило, приводит к закрытию или принудительной ликвидации предприятия, распродаже имущества для погашения всех долгов.
Бюрократия (bureaucracy) – тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
Вероятностные управленческие решения – решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости.
|
Вертикальные коммуникации – коммуникации, с помощью которых информация передаётся с высших уровней руководства на низшие.
Вертикальное разделение труда - отделение работы по координированию действий от самих действий: кто-то определяет работу, кто-то координирует, кто-то исполняет.
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определённых задач менеджмента.
Власть - способность подчинять других людей своей воле, изменять их поведение в нужную для организации сторону.
Власть в организации (authority, organisational) – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.
Власть, основанная на вознаграждении (rewardpower) – власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его активную потребность или доставить ему удовольствие.
Власть, основанная на принуждении (coercive power) – влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его или ее, затруднив удовлетворение насущных потребностей исполнителя.
Влияние (influence) – поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей.
Вмешательство в ход развития организации (OD intervention) – один из видов мероприятий, осуществляемых организацией, подразделением или рабочей группой в ходе организации программы развития организации.
Внешние поощрения (extrinsic reward) – сюда относится все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами такого рода поощрений являются: заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т. п.
|
Внешняя неопределенность (uncertainty, environmental) – это функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.
Внутреннее вознаграждение (intrinsic reward) – ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высшего порядка.
Внешние коммуникации - это обмены информацией между организацией и её внешней средой.
Внешняя среда (окружение) организации - совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое).
Внутренняя среда организации - совокупность взаимосвязанных ее элементов (разделение труда; технология деятельности; организационный порядок, взаимоотношения в коллективе).
Гибкая организационная структура - совокупность подразделений, которые могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям работы в результате отсутствия жесткого закрепления обязанностей за работниками и подразделениями, незначительной регламентации их деятельности, хорошо развитых горизонтальных связей.
Глобальные управленческие решения – решения, принимаемые с целью повлиять на работу организации в целом.
Горизонтальные коммуникации – коммуникации, которые связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.
Горизонтальное разделение труда - разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности.
ГРИД – графическое руководство индивидуальной деятельностью, где представлены различные способы реализации полномочий руководителем.
ГОСТ РК — Государственная система стандартизации Республики Казахстан.
Делегирование - процесс передачи задач управления и определения компетенции лицу или группе лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.
Деловая карьера - продвижение работника по ступенькам служебной лестницы или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни. Мотивы карьеры: достижение независимости, профессионального совершенства, материального благополучия, благоприятных условий труда, власти, прочного положения, первенства и пр.
«Дельфийский» метод - способ выработки управленческого решения на основе предложений специалистов, выдвинутых ими независимо друг от друга.
Демократический стиль руководства - стиль руководства, при котором руководитель координирует работу, выступает как партнёр; имеет реальный авторитет; отдаёт распоряжения в виде просьбы; гибок в организационных решениях; делегирует общие задачи; берёт на себя ответственность за выполнение.
Детерминированные управленческие решения – решения, принимаемые в условиях определённости,когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора.
Децентрализация - сосредоточение большинства управленческих полномочий в низовых подразделениях.
Двухфакторная модель Герцберга – модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории: гигиенические факторы и мотивы.
Дивизиональная структура - совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы. Виды структур: территориальная, продуктовая, рыночная, инновационная.
Дисфункциональный конфликт (dysfunctional conflict) – конфликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятельности организации.
Должностные инструкции (job description) – краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.
Долгосрочные управленческие решения - решения, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
Диверсификация производства — переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
Единая система конструкторской документации (ЕСКД) — комплекс государственных стандартов, устанавливающих единые, взаимосвязанные правила и положения по состоянию, оформлению и обращению конструкторской документации, применяемой в промышленности.
Единая система технологической документации (ЕСТД) — комплекс мероприятий, устанавливающий единые взаимосвязанные правила, нормы, положения формирования, комплектации и обращения, унификации и стандартизации технологической документации.
Единая система технологической подготовки производства (ЕСТП) — установленная ГОСтами система организации и управления технологической подготовки производства.
Единоначалие (unity of command) – принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.
Знак соответствия (для сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации. Указывает, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Завершение конфликта - полное его окончание по любым причинам.
Задача управленческая - совокупность требований предпринять в конкретной ситуации определенные действия, заранее установленным способом в оговоренные сроки.
Законная власть (legitimate power) – влияние, основанное на традиции. Исполнитель верит, что руководитель имеет изначальное право отдавать приказания.
Закон эффекта (law of effect) – концепция теории мотивации, согласно которой люди стремятся повторять тот тип поведения, который, по их оценкам, позволяет удовлетворить их потребности, и избегать поведения такого типа, которое не приводит к удовлетворению потребностей.
Запрограммированное решение (decision, programmed) – выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено.
Заключительный контроль - контроль, цель которого - помочь мотивации в дальнейшей деятельности, не допускать ошибки в будущем.
Звено управление - организационно обособленная должность или подразделение, обладающие необходимой материально-технической базой для выполнения административных функций.
Испытание — техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса и услуги в соответствии с установленной процедурой.
Иерархическая структура (tall structure) – организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.
Иерархия потребностей Маслоу (Maslow"s hierarchy of needs) – подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.
Изучение методов организации труда (methods study) – анализ всех составляющих производственных операций для определения возможности их совершенствования.
Иерархия полномочий - распределение полномочий по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры.
Инструмент менеджмента - совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения.
Интрига - нечестное запутывание окружающих с целью вынудить их к действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых она направлена.
Инцидент - событие, дающее толчок к тому, что противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения.
Итоговое вознаграждение - вознаграждение за конечные или промежуточные (за период) результаты деятельности.
Итоговый контроль - способ анализа и оценки результатов выполнения планов. Его данные служат основой поощрения.
Кадры - штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.
Канал связи – средство передачи информации.
Клика - группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата реальной власти в организации.
Качество продукции — совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, определяющих его способностей удовлетворять определенные потребности человека и общества.
Квалификационная характеристика {job description) – краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям в организации.
Классическая школа управления (classical school of management) – подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.
Коммуникация, общение (communication) – обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.
Контролирующий орган (для сертификации) — орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации инспектирующую деятельность.
Концентрация производства — сосредоточение выпуска продукции на крупных предприятиях.
Комбинирование — одна из форм обобществления производства, заключающаяся в технологическом сочетании взаимосвязанных разнородных производств в одной или различных отраслях промышленности в рамках одного предприятия – комбината.
Коммерческая тайна предприятия — не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.
Компания — образуемое на базе паевого капитала объединение предпринимателей, являющееся юридическим лицом. Разновидности: акционерное общество, компания с ограниченной ответственностью и др.
Кооперирование — процесс установления прямых длительных хозяйственных связей по совместному изготовлению конечного продукта.
Конкурентоспособность — способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком качественном уровне.
Конкуренция — элемент рыночного механизма, связанный с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества предприятий, фирм за лучшие и более выгодные условия приложения капитала, реализации продукции и услуг.
Коэффициент сменности — показателей степени загрузки оборудования по времени; определяется как отношение отработанных за сутки машино-смен ко всему установленному оборудованию.
Коллектив - группа лиц, психологически признающих друг друга, придерживающихся общих культурных традиций и норм поведения, объединенных совместной целью и взаимодействующих ради ее достижения.
Коллективное управление - выработка и принятие управленческих решений группой сотрудников, не обязательно являющихся руководителями.
Команда управленческая - коллектив высококвалифицированных специалистов разных направлений, характеризующийся тесным сотрудничеством и взаимопомощью, работающий совместно над решением тех или иных проблем.
Коммуникация - взаимодействие звеньев управленческой структуры (обмен информацией между ними). Бывает информационным, административным, техническим и осуществляется как непосредственно, так и опосредовано.
Коммуникационный канал - «линия связи» между субъектами управления. Характеризуются направленностью (односторонняя или двусторонняя), пропускной способностью, величиной потерь информации. Может быть горизонтальной, вертикальной, диагональной; формальной и неформальной.
Контроль - деятельность по формированию стандартов управления, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.
Конфликт - столкновение противоположно направленных мыслей, побуждений, действий людей и их групп. Виды конфликтов: 1) По субъектам: внутриличностные; межличностные; между личностью и группой; межгрупповые. 2) По сфере возникновения: деловые; личностные. 3) По распределению потерь и выигрышей между сторонами: симметричные; асимметричные. 4) По последствиям: конструктивные, деструктивные.
Конфликтная ситуация - положение дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет.
Конформизм - принятие людьми существующего порядка вещей, господствующих норм и мнений, приспособление к ним и отказ от самостоятельных мыслей и действий. Обеспечивает выживаемость группы в критических условиях; придает ей собственное лицо; облегчает вхождения в новичков коллектив; избавляет от раздумий, как себя вести в сложной ситуации.
Корректируемые управленческие решения – решения, поддающиеся корректировке с целью устранения каких либо отклонений или учёта новых факторов.
Краткосрочные управленческие решения – решения, реализация которых может потребовать нескольких часов, дней или месяцев, т.е. это решения, между принятием и завершением которых проходит сравнительно короткий срок.
Кризис - разрыв отношений и прямое противоборство между сторонами конфликта, часто связанное с противоправными действиями.
Кривая жизненного цикла - характеристика зависимости между объемом сбыта продукта и фазами его жизненного цикла на рынке.
Круг общения - группа людей, с которыми человек поддерживает служебные и личные контакты.
Культура корпорации (corporate culture) – атмосфера или социальный климат в организации.
Либеральный стиль руководства (политика не вмешательства) - стиль руководства, при котором руководитель вежлив с подчинёнными, боится их обидеть, чтобы не подорвать свой авторитет, в управленческих функциях пассивен, слабо регулирует и контролирует действия подчинённых, не берёт ответственность за принятие решений.
Лидер - лицо, ведущее за собой остальных членов коллектива, которые выступают по отношению к нему как последователи, а не подчиненные.
Линейные полномочия - полномочия принимать обязательные для непосредственных подчиненных решения, что, где, когда те должны делать для достижения цели организации.
Личность - совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями. Ее черты обусловлены полом, биологическими и психологическими особенностями, характером, темпераментом, уровнем образования, направленностью интересов, способностями.
Локальные управленческие решения – решения, результат которых может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации.
Лизинг — способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем; средне- и долгосрочная аренда машин, оборудования и транспортных средств.
Малый коллектив - коллектив, между членами которого существуют непосредственные личные связи.
Математические методы планирования - способы составления планов с помощью математических моделей.
Матричная организация (matrix organization) – тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.
Матрица БКГ - таблица, в которой представлены варианты стратегий фирмы в зависимости от темпов изменения спроса и масштабов рынка.
Матрица Мак-Кинси - таблица, в которой представлены варианты стратегий фирмы в зависимости от сочетания ее конкурентных преимуществ и степени привлекательности рынка.
Матрица SWOT - таблица, в которой представлены варианты стратегий фирмы в зависимости от ее сильных и слабых сторон, открывающихся возможностей и нависающих угроз.
Матричная организационная структура - организационная структура, состоящая из подразделений и должностей, одновременно участвующих в выполнении нескольких проектов.
Матричная управленческая структура - управленческая структура, предполагающая наличие двух руководителей, один из которых отвечает за содержательную сторону работы; другой - за организационную.
Менеджмент – 1) наука и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей;
2) целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу;
3) человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
4) управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и персоналом.
5) область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путём рационального использования имеющихся ресурсов.
Менеджер – руководитель, имеющий в своём непосредственном подчинении работников.
Методы менеджмента – система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации:
1) организационные - создают необходимые условия осуществления управленческого процесса;
2) административные - сводятся к принуждению работников выполнять требуемые действия и вознаграждению за исполнительность и покорность;
3) экономические - основываются на предоставлении исполнителям возможности получить часть экономии, образовавшейся в результате более эффективного труда;
4) социально-психологические - связаны с формированием благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитием личных способностей работников.
Методы отбора кадров - ознакомительное собеседование, целевое собеседование; анализ документов (анкет, резюме, характеристик, автобиографий, рекомендаций); тестирование; медицинский осмотр.
Метод ПЕРТ – метод оценки и пересмотра планов (project evaluation and review technique – PERT) – система управления работами по проектам, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределенность продолжительности событий.
Метод экспертных оценок (delphi technique) – метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.
Миссия - главная цель организации. Создает у окружающих представление о ее предназначении, философии, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, основных задачах.
Модели формирования стратегии - 1) Плановая (разрабатывается специалистами-плановиками на основе точного расчета); 2) Предпринимательская (полуосознанно зарождается в голове у предпринимателя); 3) Обучение на опыте (создается методом проб и ошибок с привлечением максимального числа сотрудников).
Модель Портера–Лоулера (Porter–Latv/er model) – ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.
Модель потребительских ожиданий (model, customer expectation) – прогноз, основанный на изучении потребителей организации.
Модель принятия решений Врума– Йеттона (Vroom–Jetton leadership decision model) – вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.
Модель управления запасами (model, inventory) – модель, используемая для оптимизации графика размещения и размера заказов на ресурсы, а также размера необходимых запасов.
Модель Хоманса (Homans"s model) – теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.
Мозговая атака - выработка управленческого решения на основе идей, бессистемно выдвигаемых группой в процессе совместной работы с их последующим уточнением и обсуждением.
Мотивы - обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей.
Направления менеджмента - 1) управление производством; 2) управление материально-техническим снабжением и сбытом; 3) управление инновациями; 4) управление маркетингом; 5) управление персоналом; 6) финансовое управление; 7) управление эккаунтингом.
Направленность личности - ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений.
Незапрограммированное решение (decision, nonprogrammed) – выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации, или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.
Некорректируемые управленческие решения – решения, последствия которых необратимы.
Нестандартные управленческие решения - решения, поиск которых связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
Неформальные коммуникации – неофициальная информация, слухи.
Неформальная организация – спонтанно организованная группа людей, вступающих достаточно регулярно во взаимодействие друг с другом для достижения поставленных целей. Отношения между членами такой организации формируются на основе личных симпатий, общности взглядов, склонностей и интересов.
Нормативный менеджмент - разработка и реализация философии организации, её предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Нормативный метод планирования - способ составления планов, исходящий из удельных затрат ресурсов на единицу продукции ее требуемого количества.
Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, руководящие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов.
Операционная система — полная система производственной деятельности организаций.
Операционная функция — действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.
Организация рабочего места — оснащение рабочего места средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке.
Обратная связь - в управлении сигнал, которым подтверждается факт получения сообщения и степень понимания или непонимании его смысла.
Общий (генеральный) менеджмент - управление деятельностью организации в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев.
Общие цели - цели, отражающие важнейшие направления деятельности организации.
Общее руководство – направление вертикального разделения труда, представляющее собой выработку и проведение в жизнь главных, перспективных направлений деятельности организации.
Общие функции менеджмента – функции, отражающие содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.
Объект менеджмента – организация, как сознательно координируемое для достижения поставленных целей сообщество людей.
Объект конфликта - реально существующая причина конфликта.
Объем управления (span of management) – число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.
Обязательные согласования (compulsory consultation) – форма административных полномочий, при которой линейные руководители обязаны обсуждать соответствующие вопросы с персоналом, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству.
Оперативное исследование – метод планирования, использующий научную технику управления для анализа проблемы и оценки возможных решений (напр., применение теории игр, имитационного моделирования и др.).
Оперативный менеджмент - разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Оперативное планирование – разработка повседневной краткосрочной тактики для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации.
Оперативное управление – направление вертикального разделения труда, представляющее собой составление и доведение до отдельных исполнителей оперативных планов, расстановку исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организацию систематического контроля за ходом производственного процесса.
Оппортунизм - тип управления, при котором руководитель стремится угодить всем и каждому; надменен по отношению к тем, кто стоит ниже по рангу; стремится привлечь внимание, создать репутацию посредством хвастовства; уклониться от ответов; узнать слабости людей и использовать их в своих целях; обещать всё, но выполнять только тогда, когда ему это выгодно.
Организация – 1) функция управления, обеспечивающая упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации (фирмы); функция управления, позволяющая определить, кто именно должен выполнить каждое конкретное задание из всего числа заданий и какие для этого потребуются средства;
2) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединённых в единое целое, где центральное и основное место занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.
Организационная структура предприятия – совокупность рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия.
Организационная культура - совокупность коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации. Объединяет в одно целое культуры различных подразделений, групп, сфер деятельности. Выполняет охранную, интегрирующую, регулирующую, адаптивную, ориентирующую, мотивирующую функции, а также формирует имидж организации.
Отбор кадров - процесс изучения психологических и профессиональных качеств претендентов с целью установления их пригодности к выполнению служебных функций
Отношения координации – отношения между сотрудниками организации, которые занимают равное и независимое положение в служебной иерархии, возникающие для согласования и информирования о действиях различных подразделений по достижению целей организации.
Отношения субординации – отношения распорядительства и администрирования, с одной стороны, и отношения подчинённости, исполнительства – с другой, возникающие и регулируемые на основе нормативных актов и должностных инструкций, носящие обязывающий характер.
Отправитель сообщения – элемент процесса коммуникации - лицо, стремящееся донести определённые идеи с помощью передаваемой им информации.
Организация формальная (organization, formal)– группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Патернализм - тип управления, при котором руководитель является великодушным диктатором, постоянно дающим советы, ожидающим слепой лояльности, руководящим, проявляя вдохновенный энтузиазм, заставляющим чувствовать себя виноватым того, кто с ним не согласен.
Персонал - штатный и нештатный состав работников.
Перспективные планы - планы, составляемые на период от 1 до 10 и более лет. Существуют в двух формах:
1) Традиционные долгосрочные и среднесрочные планы определяют шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации. Основной объект планирования - ее внутренний потенциал;
2) Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Основной объект планирования - внешние возможности и конкурентные преимущества.
План - официальный документ, в котором отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Планирование - принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её члены, чтобы достичь этих целей.